Как появились в Риме странные цари, у которых были большие проблемы с самого начала?
Цикл "Древний Рим от Ромула до Ромула Августула". Глава3 .Рим после Ромула.
У царей в Риме с самого начала были проблемы. В общем-то, устройство раннего римского общества не предполагало обязательного наличия единоличного лидера.
Гораздо важнее был сенат. В общем-то, генеалогия Сената очевидна. он - наследник племенного совета старейшин, самого первого органа власти у всех народов. Хотя...именно тут начинаются свои сложности.
Я уже писал об это в первой статье нашего цикла, но есть смысл повторить это и здесь.
Царский костыль и прошлогодние старейшины
Итак, все первобытные племена, а за ними и первые города начинали с одной и той же, самой очевидной, формы правления - собрания всех взрослых членов племени. С наступлением патриархата совет племени стал исключительно мужским, но принципиально это ничего не меняло.
А вот дальше разные народы и города пошли разными путями. В некоторых, как в большинстве древнегреческих полисов, общие собрания сохранили свою главенствующую роль и этот путь привел к появлению прямой полисной (городской) демократии, самой известной из которых является, конечно, Афинская.
Такой вариант имел преимущество в том, что давал максимально широкий доступ к власти всем гражданам. Но при этом создавалась ситуация постоянной нестабильности, отдавая принятие судьбоносных решений во власть, говоря словами Пушкина “тупой бессмысленной толпы”.
Но главное - такой способ управления было невозможно транслировать за пределы стен отдельного города, на крупные государственные образования. И как раз бурная и закончившаяся крахом история Афинского союза прекрасно это показывает.
У других народов из общих собраний выделились вожди, управлявшие им и оказывавшие на него всё большее влияние и отсюда начинается путь к монархии. И естественно, что подобный путь избирают большинство народов Востока, где уже сама экстремальность природных условий не позволяет вести долгих дискуссий и требует принятия быстрых решений и тех, кто обладает достаточной властью, чтобы реализовать эти решения без проволочек.
Но большинство италийских народов, в том числе римляне пошли, третьим путем, когда из общего собрания племени выделяется группа наиболее влиятельных его членов, которых обычно принято называть “старейшинами” или по латыни senator , то есть член senatus - дословно “совета стариков”, так как латинское senex - “старик”. Собственно и сам латинский корень sen - имеет значение “старый” и даже… “прошлогодний”.
Но в зависимости от традиций и условий существования того или иного города власть сената могла сочетаться в нем с властью царей. Наиболее известный пример такого сочетания в древнем мире, можно найти уже за пределами Италии в греческой Спарте.
Там власть царей (кстати заметьте двух, это число нам пригодится, когда мы перейдем к республиканской истории Рима) была ограничена и во многом подконтрольна совету старейшин - геруссии.
Римляне в начале своей истории выработали схожую со Спартой модель управления городом, но с одним существенным отличием и не в пользу царей. Если в Спарте царская власть была наследственной, то римляне своих царей избирали. Да царское происхождение давало претенденту трон заметное преимущество перед остальными, но в конечном итоге, как минимум, формально нового царя выбирало народное собрание, а границы его власти должны были ограничиваться законами, которые формулировал Сенат.
Это, конечно, идеальная модель и в реальности бывало, конечно по-разному и некоторые цари добивались в итоге очень широких полномочий и большой власти, но подлинно самовластным самодержцем, подобным восточным властителям не был ни один из них.
И все- таки цари
Но само существование на начальном этапе римской истории царской власти в общем-то было неизбежным. Разноплеменное население бурно развивающегося города, и, прежде всего, его элита - патриции, тоже, как мы уже видели, происходившие из разных народов, не было еще достаточно единым, чтобы позволить себе самоуправление.
К тому же, у этих выходцев из разных местностей был, вынесенный оттуда, опыт устройства власти в их родных городах, где почти всегда был царь. Кроме того, царская власть была обязательным элементом в городах этрусков, культурное и прочее влияние которых на Рим в этот период было определяющим.
Но все же, при всем этом, институт царской власти с самого начала выглядел для Рима немного “костылем”, необходимым лишь для поддержки ещё неокрепшего государственного механизма.
Это, кстати, находит свое отражение и в предании о смерти основателя Рима и его первого царя Ромула и о событиях произошедших в молодом и еще совсем не вечном городе сразу после неё.
Это конечно легендарные события, но в этой легенде без сомнения нашла отражения реальность первых десятилетий истории римской общины. Но чтобы правильно увидеть реальность нужно сначала понять, кто рассказывает нам саму легенду и с какой целью он это делает.
Легенда о первом царе
У нас есть несколько источников, например, все тот же Плутарх, но я буду основываться на самом авторитетном из них - “Истории от основания города” Тита Ливия. Дело в том, что Ливий в своем труде суммирует всю позднереспубликанскую римскую историческую традицию, идущую еще из середины II-го века от греческого историка Полибия и первых римских анналистов, чьи труды, в отличие от “Всеобщей истории” Полибия, до нас не дошли.
А вот Полибий, в свою очередь, был очень тесно связан с важнейшим римским патрицианским род Сципионов ( мы будем в других статьях цикла еще много о них говорить) и писал свой труд во многом для них и под них. Таким образом, в его труде нашло свое отражение понимание римской истории, том числе и ранней в том виде, в каком ее видела римская элита периода расцвета Республики.
По наследству этот взгляд на историю Рима перешел через полтора века к Титу Ливию, который, обогащенный уже новым историческим опытом, смотрел на все это уже несколько иначе.
В отличие от Полибия, Тит Ливий пишет свою “Историю от основания Рима” как итог. Его повествование это - история того, как из небольшого города появилась Республика свободных граждан, завоевавших весь мир. И вот теперь, на рубеже нашей эры, она на глазах самого Ливия возвращается к единовластию и превращается в империю.
Тит пишет на заре правления первого императора Рима - Октавиана Августа, который, вообще-то, в это время еще официально даже не является единовластным правителем, а лишь первым среди граждан - “принцепсом”. Но всем понятно куда все клонится и Тит нарочито пишет историю Рима как, прежде всего, республики, пытаясь удержать уходящую реальность.
Поэтому он подчеркивает важность Сената и вообще демократический характер Рима с самого начала, как города равных возможностей для всех. Это город изначально созданный из всякого, в общем-то, сброда, ставшего в итоге одним великим народом.
Но Ливий подчеркивает, что Рим сразу претендовал на то, чтобы быть мировым центром. Понятно, что это “обоснование задним числом”, в действительности идея того, что Рим - больше, чем просто город появляется у римлян хоть и довольно рано, но, конечно, не во времена Ромула.
Итак, в своей “Истории” Тит Ливий сначала пересказывает общепринятую легенду о том, что Ромула забрал живым на небо его божественный отец Марс и сделал там его богом Квирином (отсюда и второе имя римлян - квириты).
“Как-то когда Ромул, созвав сходку на поле у Козьего болота, производил смотр войску, внезапно с громом и грохотом поднялась буря, которая окутала царя густым облаком, скрыв его от глаз сходки, и с той поры не было Ромула на земле. Когда же непроглядная мгла вновь сменилась мирным сиянием дня и общий ужас наконец улегся, все римляне увидели царское кресло пустым; хотя они и поверили отцам, ближайшим очевидцам, что царь был унесен вихрем, все же, будто пораженные страхом сиротства, хранили скорбное молчание. Потом сперва немногие, а за ними все разом возглашают хвалу Ромулу, богу, богом рожденному, царю и отцу города Рима, молят его о мире, о том, чтобы, благой и милостивый, всегда хранил он свое потомство”.
Однако, рассказав эту легенду, Тит тут же характерно оговаривается, после чего становится ясным изначальное “скорбное молчание пораженных страхом сиротства” очевидцев исчезновения основателя города:
“Но и в ту пору, я уверен, кое-кто втихомолку говорил, что царь был растерзан руками отцов — распространилась ведь и такая, хоть очень глухая, молва; а тот, первый, рассказ (о божественном похищении - И.Х.) разошелся широко благодаря преклонению перед Ромулом и живому еще ужасу”.
Так или иначе, но сразу после смерти Ромула началась борьба за власть, притом межплеменная.
Все наши античные источники отмечают, что сабины, по преданию недавно присоединенные к Риму Ромулом на правах равных союзников, а на самом деле, скорее всего, уже давно имевшие там свою влиятельную диаспору и бывшие одними из основателей города, требовали, чтобы новый царь был сабином.
Отцов-сенторов из других племен, скорее всего, латинов и этрусков, Ливий называет, в противовес сабинам “старыми римлянами” и в этом, конечно, слышны отзвуки уже более близких по времени к самому Ливию событий - Союзнической войны между римлянами и остальными италиками, боровшимися, как раз, за получение римского гражданства в 90-е гг до н.э.
Так вот, эти “старые римляне” и “слышать не желали о “царе-чужеземце”, то есть сабине.
Так, можно сказать, на костях Ромула, если бы они, конечно, были в наличии, возник внутри римской элиты первый в истории острый конфликт между “отцами”.
В начале, в качестве компромисса между разными патрицианскими семьями, установилась интересная переходная форма правления.
О ней лучше рассказывает уже Плутарх: “патриции, которых было сто пятьдесят человек, условились, что каждый из них будет по очереди облекаться знаками царского достоинства на шесть ночных и шесть дневных часов. Это разделение обеспечивало равные преимущества сенаторам обоих племен и потому было одобрено. Такой вид власти римляне называют междуцарствием”.
Однако, как отмечает уже Тит Ливий “расходясь в желаниях, все хотели иметь над собою царя, ибо еще не была изведана сладость свободы. Вдобавок отцами владел страх, что могут оживиться многочисленные окружающие государства и какой-нибудь сильный враг застанет Рим лишенным власти, а войско лишенным вождя. Всем было ясно, что какой-то глава нужен, но никто не мог решиться уступить другому”.
Изложенная Ливием логика подтверждает, тот факт, что, в принципе, древнеримская община уже с самого начала своего существования могла бы обходится и без царя и отмена царской власти в Риме общем-то была вопросом времени, хотя и и довольно большого.
Но, кроме этого, я хочу отметить тот факт, что первым серьезным внутренним конфликтом в Риме стал не гражданский спор, а межплеменной. Он стал единственным внутри города на долгие века, а все дальнейшие раздоры имели долгое время уже социальный характер.
Однако, позже, когда Рим из города превратится в огромное государство, межплеменные конфликты дадут знать о себе в полной мире и именно вопрос отношений между римлянами и другими италиками станет ключевым вопросом римской политики в первой половине I века до н.э.
И вот еще что. У всех авторов спорят между собой патриции двух племен - римлян (прежде всего латинов) и сабинов. Третьей важной силе - этрускам места не остается. Это говорит о том, что патриции из этрусков ассимилировались с латинами еще до появления сабинских семей и были в глазах всех горожан уже единым народом - римлянами, а вот интеграция сабинов проходила позже и уже значительно сложнее.
Тем не менее именно эти три народа и стали намного веков вперед римлянами и их элита составила патрицианские роды. Все остальные италийские народы так намного веков вперед и остались лишь “италиками”, имея статус союзников Рима , но не римлян.
Правда у представителей этих народов тоже была возможность поодиночке “пробиваться в римляне”, но уже только через плебейство. Так что, можно сказать, что в будущих сражениях патрициев и плебеев все же была этническая составляющая.
Царь - гастарбайтер
Но в данном случае, римские и сабинские патриции были вынуждены договориться и избрать царя, поскольку в условиях только еще формирующегося общества, отношения между слоями которого еще толком невыстроены коллективная власть элит оказалась хуже единоличной.
По рассказу Ливия “Простонародье стало роптать, что рабство умножилось — сто господ заместили одного. Казалось, народ больше не станет терпеть никого, кроме царя, которого сам поставит”.
Заметьте, что народ хочет сам поставить царя, а не предлагает это сделать сенату, ставя тому ультиматум. Римлянину последних времен республики, такому каким был сам Ливий, совсем не сложно представить себе такую ситуацию, поскольку и современное ему приходящее в лице принципата Августа новое единовластье само стало во многом результатом противостояния сенатской элиты и остальных римских сословий.
А тогда, в древности, по Ливию “поскольку отцы почувствовали, какой оборот принимает дело, то, добровольно жертвуя тем, чего сохранить не могли, они снискали расположенье народа, вверив ему высшую власть, но так, чтобы уступить не больше прав, нежели удержать: они постановили, что, когда народ назначит царя, решение будет считаться принятым лишь после того, как его утвердят отцы”.
Так и появились эти странные цари в Риме. Цари, которых избирал народ, а утверждал Сенат. И первым из них стал…”чужеземец” - сабин Нума Помпилий, который не то, что не был “старым римлянином”, а вообще жил в другом городе.
Но о нем и других царях Рима поговорим уже в следующей серии цикла “Древний Рим от Ромула до Ромула Августула".
(Глава 1)
(Глава 2)
А пока - пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал и на мой канал в Телеграмме “Антика. Собрание древностей”, на котором каждые день появляется новая информация о том, что происходило в мире до 476 г до н.э.