- Это наша проблема, - улыбнулся Иван.
Договорились, что парни сами загрузят машины и когда они будут готовы, хозяин позовёт водителей. А до этого пусть те отдыхают. Взяв три фуры, друзья уехали. Прошли фуры только до полянки. Дальше пришлось просеку расчищать мечами. Заваленный вход тоже помогли расчистить мечи. Освободив ворота, раздвинули их и фуры задом загнали в склад. Место позволяло. Ящики грузили аккуратно, плотно уставляя кузова. Дополнительно укрепляли стенки поставленными вертикально досками. Их прихватил на стоянке Иван. Первые три фуры вернулись на стоянку лишь к полудню. Там скучал только сторож. Поставив машины к забору так, что забраться в них было невозможно, взяли следующие три. По пути перекусили. Последние машины привели на стоянку уже в темноте. Весь груз как раз уместился в одиннадцать фур.
Покидая подземелье, обвалили вход с помощью мечей. Ночевали на этот раз в машинах, опасаясь, что ночью попробуют их вскрыть. Или хозяин или ещё кто любопытный. И не зря. Хозяин приходил. Но поговорив со сторожем, ушёл. В полночь появились и любопытные. Пришлось Юрке вырубать их и укладывать отдыхать в канаву под забором.
Утром явился хозяин с водителями. Иван отдал ему вторую часть платы за машины, и колона покинула стоянку. В первой машине сидел Юрка. Иван в последней, Влад в середине колонны. Покинув городок, взяли направление на границу. Ехать решили в Псков. За городом Иван позвонил Виктору и предупредил о грузе.
Чтобы не терять время, решили срезать угол Белоруссии и выйти на Вильнюсскую трассу. Белорусскую границу прошли нормально. А вот на литовской пришлось Юрке применить Скарабея. Погранцы почему – то не захотели пропускать, увидев, что хозяева груза русские. Оставив остолбеневших пограничников, переехали в Литву. Водитель, наблюдавший за Юркиными переговорами, ничего не понял и лишь крутил головой от удивления, что их свободно пропустили. Даже что – то хотел сказать, но передумал. Через два часа обошли по окружной Вильнюс. К полудню, миновав без проблем латвийскую границу, остановились на обед. Иван щедро накормил водителей. Те довольные час отдыхали, потом двинулись дальше. К вечеру миновав границу, вышли на Рижскую трасу. Тут решили заночевать. Устали водители.
- Утром будем на месте, - посмотрев карту, сообщил Иван и достал телефон.
.......................................................
- Слушай, а наших ахломонов - то нет, - доложил одевающемуся Виктору, вернувшийся Саид. - И кровати, не мятые стоят.
- Загуляли, что ли? - нахмурился Виктор. - Подождём до завтрака.
Включив телевизор, Виктор пошёл умываться. Саид принялся заправлять кровать.
- Тема сегодняшней нашей передачи: исторические знаменитости! – радостно сообщил бородатый ведущий. – И в гостях у нас доктор исторических наук, профессор, ….
- А записки ты там не видел? – высунулся из умывальника Виктор.
- Не, - качнул головой Саид, - не было, я смотрел.
- О ком мы сегодня будем говорить, профессор? – растянул губы в голливудской улыбке ведущий.
- Я предлагаю поговорить об «Авроре», - пробасил солидно гость.
- Об «Авроре»? – вскинул брови ведущий. – Но о ней и так все знают. Спросите любого, что такое «Аврора», вам тут же ответят Символ революции. Я даже анекдот на эту тему слышал, - ведущий хихикнул:
— Какое оружие самое страшное?
— Баковое орудие крейсера «Аврора». Один выстрел и семьдесят лет разрушений.
- Однобокое знание, - усмехнулся гость. - Имя «Аврора» носили два корабля. Знаменитый революционный крейсер и его гораздо менее знаменитый предшественник — фрегат. Судьба последнего была блистательной.
- А нынешняя «Аврора» что?
- Нынешняя? Да, 70 лет назад, 17 ноября 1948 года в центре Ленинграда у Петроградской набережной на вечную стоянку был поставлен самый известный в нашей стране корабль. Крейсер «Аврора». Через 12 лет ему будет дан статус памятника, охраняемого государством. Имя корабля навсегда свяжут с одним-единственным историческим событием — Великой Русской революцией 1917 года.
- И это за один единственный выстрел! – вскинул большой палец ведущий, - зато какой!
- Вот здесь как раз и есть однобокость, - качнул головой гость. - Орудия «Авроры» сделали гораздо больше одного выстрела, а история корабля не исчерпывается участием в Революции.
Скажем, в трагичном для русского флота Цусимском сражении 14 мая 1905 года моряки «Авроры» дрались, как черти. Шесть раз жестоким огнём был сбит флаг. Шесть раз его, изрешеченный осколками, поднимали на место. По японцам было выпущено 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 32- 37-миллиметровых снарядов. Сам корабль получил 18 попаданий, но оставался на плаву, и был готов сражаться дальше. И это несмотря на то, что в самый разгар боя в рубке был убит командир крейсера — капитан 1 ранга Евгений Егорьев.
- Вы серьёзно? – неподдельно удивился ведущий, - а я, например, и не знал об этом.
- Потому что схватили только верхушку события, - усмехнулся гость. - Интереснее всего, впрочем, даже не это. А то, что орудия «Авроры» успели задать жару англичанам и французам, а сам корабль потопил не одну репутацию флотских командиров «Владычицы морей» — Великобритании. Причём произошло это за полвека до Цусимы.
- Фантастика, - всплеснул руками ведущий, - а французы с англичанами тут при чём?
- Это не фантастика. Дело в том, что знаменитый бронепалубный крейсер, заложенный в 1897 году по «высочайшему соизволению» императора Николая II, получил своё имя в честь фрегата «Аврора». Фрегат же был построен при императоре Николае I, который, согласно легенде, назвал его в честь Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной, «одной из самых красивых женщин Петербурга».
- И тут без женщин не обошлось, - засмеялся ведущий.
- Куда ж без них, - хмыкнул гость. – Как мы видим, разница между двумя Николаями на русском престоле ощутима. В частности, она прослеживается в судьбе двух одноимённых кораблей. И судьба первой «Авроры» уж точно гораздо менее трагична второй.
- Да, да, я вспомнил, - хлопнул себя по лбу ведущий, - не знаю, как сейчас, а раньше в русском флоте была традиция, давать имена, точнее передавать имена геройских старых кораблей своим новым так сказать сменщикам.
- Эта традиция осталась, - кивнул гость. – Но вернёмся к «Авроре». В августе 1853 года командующий фрегатом «Аврора» капитан-лейтенант Иван Изыльметьев вышел из Кронштадта, имея официальной целью совершить кругосветное путешествие. Неофициально фрегат шёл через два океана и мыс Горн к русскому городу Петропавловск на Камчатке. В воздухе пахло войной. Той самой, которую потом назовут Крымской, хотя боевые действия велись на пяти театрах. В том числе и в Тихом океане.
- А вот в чём дело, - кивнул ведущий, - теперь я начинаю кое – что понимать. И что было?
- То, что «Аврора» совершила в ходе этого противостояния, стало поистине чёрным эпизодом в истории английского флота.
- Она кого – то потопила? – вскинул брови ведущий.
- Нет-нет, никаких масштабных морских побоищ не состоялось. Просто Изыльметьев сумел повернуть дело так, что действия его противников обсуждались на специально организованных прениях в английском парламенте. В ходе которых неоднократно, с гневом и раздражением, отмечалось, что Британский флаг был «Авророй» «позорно унижен и обесчещен»
- Даже так? – хмыкнул ведущий.
- Увы, - лёгкая улыбка мелькнула на губах гостя. - Для начала командующий англо-французской эскадрой контр-адмирал Дэвид Прайс бездарно упустил блокированный было в перуанском порту Кальяо русский фрегат. Хотя теоретически должен был ни в коем случае не дать ему уйти. Тем не менее, Изыльметьев, демонстрируя полную неготовность «Авроры» к каким бы то ни было действиям, сумел вывести свой фрегат из порта совершенно нештатным образом. Спустившись в шлюпки, матросы взяли корабль на буксир, и, пользуясь сильным туманом, на вёслах вывели его из бухты в открытое море. Дальше — паруса и большой привет союзникам. Один-ноль в пользу «Авроры».
- Без боя выиграли бой, - хлопнул себя кулаком по ладони ведущий.
- Именно, - кивнул гость. – Дальнейшая погоня шести боевых кораблей и парохода за одной «Авророй» длилась несколько месяцев. И не дала никаких результатов.
- Они его не нашли? – развеселился ведущий.
- Именно. Проклятый русский фрегат попросту исчез. Дэвид Прайс пошёл к Петропавловску, имея целью высадку десанта и захват города.
- Решил типа реабилитироваться, - хмыкнул ведущий.
- Попробовал, - усмехнулся гость. - Там начался второй раунд. Явившись на рейд Петропавловска, Прайс обнаружил там «Аврору» и её 44 орудия, частично расположенные на береговых батареях. А также дружелюбные улыбки экипажа фрегата, что был полностью готов к отражению десанта.
Понимая, что просчётов, медлительности и проявленной некомпетентности ему в Британском Адмиралтействе не простят, Дэвид Прайс пускает себе пулю в висок. Два-ноль в пользу «Авроры».
- Для британца, да ещё моряка честь на первом месте тогда была, - покачал головой ведущий, - печальный финал.
- Это ещё не всё, - дёрнул щекой гость. - Довести счёт до красивого «какая боль, какая боль, Аврора vs англичане -5:0» удалось почти сразу. Первый и второй десант были отражены с серьёзным уроном — потери союзников составили 400 человек. Французский адмирал Феврие Де Пуант, принявший командование после Дэвида Прайса, отчалив от охраняемой «Авророй» Камчатки, умер по дороге домой, как писали, «от стыда и огорчения».
- Ещё один не вынес позора?
- Но и это ещё не всё. В кампанию следующего года против «Авроры» и ещё трёх русских кораблей действовали эскадры Джеймса Стирлинга и Чарльза Эллиота. Первый, отчаявшись ловить «Аврору», плюнул на всё и ушёл к берегам Японии — на отдых. Второй же с истинно британским упорством продолжал искать. И наконец-то нашёл. «Маленькая русская эскадра» оказалась запертой в заливе Де Кастри (ныне — залив Чихачёва), в бассейне реки Амур.
- Ох и обрадовался, наверное, адмирал? Засмеялся ведущий.
- Как знать? – дёрнул плечом гость. - Эллиот блокировал «Аврору» в этом заливе и послал за помощью в Японию. Не то чтобы на всякий случай — просто при попытке сблизиться с русскими кораблями англичане оказались обстрелянными. Так что лучше спокойно подождать подкрепления и раздавить наконец этих русских — всё равно уже «Аврора» никуда не денется.
- А сам побоялся всё - таки, - качнул головой ведущий.
- Проявил благоразумную осторожность, - усмехнулся гость. – Он был уверен, что поймал «Аврору» в капкан.
- И что наши?
- Проявили как всегда находчивость. «Аврора» и другие наши корабли и тут сумели уйти. Эллиот был уверен, что прилегающий к заливу Де Кастри Сахалин — полуостров. И, значит, русские точно в ловушке.