Игры — неотъемлемая часть истории человечества. И игра в кости является одной из древнейших азартных игр. Она была одной из наиболее популярных азартных игр на Руси и называлась «зернь костарная».
Славянские народы, вероятно, унаследовали её ещё от своих индоарийских предков. Так, одна из миниатюр «Повести временных лет» иллюстрирует выбор князем Владимиром жертвы языческим богам метанием игральных костей. Незамысловатость правил и простота изготовления (в том числе и шулерского) были причинами популярности зерни и тесной её связи с мошенничеством.
Изначально кости были вовсе без всяких меток – обычные лодыжковые кости животных, выкрашенные в черный и белый цвета. Выигрыш определялся по тому, какую комбинацию по цвету соберет человек. Считалось, что действительно опытный игрок может кинуть кости так, чтобы выпала нужная комбинация.
Зернь была популярна во всех слоях населения. В нее играли, как крестьяне, так и бояре. Азартные игры назывались в то время «закладными», то есть, можно было ставить не только деньги, но и разнообразный скарб в заклад.
Эта игра считалась предосудительной: в наказах воеводам предписывалось наказывать занимающихся ею. Ее распространение ограничивали из-за негативных явлений, которые она вызывала - ведь много азартных игроков проигрывались в зернь в пух и прах, буквально донага. Когда не хватало денег – в заклад шли лошадь, сбруя (очень дорогая вещь по тем временам!), добрая одежда – все это закладывалось за копейки, поэтому при игорных домах всегда кормились множество ростовщиков, наживавшихся на азарте игроков.
В документах 17 века найден интересный случай - служилый человек проиграл зернью поместье. Игра в зернь и карты служилых людей нередко рассматривалась как дисциплинарное нарушение, но Данило ещё и проиграл часть своего поместья, данного ему на время службы.
Согласно «Уложения о службе» получая земельный участок в поместное владение, помещик должен был являться по первому требованию правительства в назначенное время для несения военной службы конен, оружен и в зависимости от имевшегося у него количества земли выставить определенное число вооруженных воинов.
Поместье Данилы было не маленьким - около 100 четей, но он часть его проиграл. За такое нарушение служебных обязанностей он мог в лучшем случае отделаться уплатой штрафа, а в худшем могли и отобрать поместье. Данило же был бит кнутом и вкинут в тюрьму.
"У засеки Данило Микитин сын Брюхатово, оклатчики сказали: поместья за ним было в дачах 100 чети, в нем крестьян было 10 человек, и тот Данило то свое поместье здал Ивану Ловчикову, тому четвертой год, а здачи взял 60 рублев, проиграл зернью, служит было с тово поместья мочно, и за то Данило бит кнутом и вкинут в тюрму, а с тюрмы в службе да на поруки, на службе ему быт на коне, собою добр". (Разборный список мещерян дворян и детей боярских, 1622 г.).
Однажды только, в 1667 г., игра в зернь, вместе с игрой в карты, была отдана на откуп, в Сибири. Государство отдавало монополию на игру на откуп игорным домам, роль которых тогда выполняли корчмы и кабаки, и получало с них стабильный доход. Еще бы! – тогдашний народ в игре вовсе не знал удержу. Вот свидетельство 1636 г.: "красноярские служилые люди проигрываются зернью, оружье и платье с себя проигрався, с Красного Яру бегают, они от тое зерни обнищали, стали наги и босы и холодны ... иззаигрались донага и задолжали донага, и даже государево хлебное жалованье, которое было давано, и то на зерни испродавали". А вот еще выдержка из доноса 1631 г.: "иноверец злее Июды Скариовского — Июда предал содетеля нашего Христа на тридесяти сребреников, а он (Федор) проиграл на зерни образ содетеля нашего Христа и с рождышею его материю с пречистою Богородицею и со многими святыми — безценное сокровище — дешевою ценою в полтретье рублех".
Историк Н. Костомаров в книге " Быт и нравы Русского народа в 16 и 17 столетиях" рассказывает: "При Алексее Михайловиче однажды жадность к деньгам пересилила эту нравственную боязнь власти: в Сибири в 1667 году зернь и карты отданы были на откуп, но в следующем году правительство устыдилось такого поступка и опять уничтожило откуп и подвергло их преследованию. Эти игры казались тем более недопустимыми, что они были любимым занятием лентяев, гуляк, негодяев, развратных людей; пристанище их было в корчмах или в кабаках, где им для игры отводили тайные кабацкие бани. Как бывает всегда со всем запрещенным, по мере больших преследований зернь и карты привлекали к себе все больше охотников. Эти игры были повсеместны, особенно между служащими людьми. Под влиянием русских они широко распространились между инородцами Сибири: остяками, татарами и другими, и так как русские играли лучше инородцев, то оставались всегда в выигрыше и приобретали у них дорогие меха".
Так что предлагаем учитывать опыт предков и играть в настольные игры, не закладывая домов и поместий
#артельныйряд #пискунова37 #история #игры