В далёком 1996 году тогда ещё аспиранты Стэнфордского университета, Сергей Брин и Ларри Пейдж, решили сделать свою поисковую систему. К тому времени уже существовали Netscape Navigator и Internet Explorer, но их поиск работал медленно и выдавал чёрт знает что. Пейдж и Брин предложили для своей поисковой системы следующую на тот момент инновационную фичу.
Вот мы пишем запрос в поисковик, и он нам выдаёт огромную кучу страниц, вполне соответствующих нашему запросу. Но как их между собой отсортировать? Брин и Пейдж предложили алгоритм, который каждой странице ставит в соответствие рейтинг. Представить, как он работает, можно следующим образом. Допустим, вы очутились на какой-то случайной веб-странице и начали кликать по всем гиперссылкам подряд. За рейтинг Пейдж и Брин предложили взять вероятность, с которой вы окажетесь на том или ином сайте, если будете так кликать очень-очень долго.
Этот процесс можно сравнить с блужданием пьяницы по городу. Пусть мы ищем самое популярное место в городе. Допустим, что все дороги ведут к площади с Лениным. Если пьяница, случайно сворачивая на каждом повороте, почти наверное попадет к медному вождю, то мы посчитаем эту площадь самой важной.
Подобные процессы математики часто называют Марковскими. Они описывают как раз такие случайные блуждания, где в каждый момент времени мы выбираем, как двигаться спонтанно. А алгоритм на основе этих процессов назвали PageRank. Тут присутствует игра слов. Page — одновременно отсылает и к тому, что алгоритм сортирует страницы, и к фамилии автора.
Далее дело техники. Брин и Пейдж выпустили первую версию своей системы. Она быстро нашла инвесторов, и уже в 1998 году в одном гараже в городке Менло-Парк была зарегистрирована компания Google.
Так один интересный математический алгоритм, правильно примененный на практике, сопутствовал появлению одной из крупнейших корпораций в мире! Так что, учите математику, котятки. Вдруг что-нибудь инновационное придумаете!
Автор: Елизавета Иванова.