Найти в Дзене
Артельный Ряд

Мангазея

Этот город сверкнул в русской истории 17 в., и... пропал. От рождения до смерти Мангазеи прошло всего семь десятилетий — как раз одна человеческая жизнь. Но за это время город успел стать легендой и символом Ямала, а заодно принести целые состояния промышлявшему в тех краях люду. Настоящего золота в Мангазее не было, зато поначалу в изобилии водилось мягкое золото - соболя. До сих пор существует несколько толкований слова «мангазея». По одним предположениям, оно происходит от имени местного князя Маказея (Монгкаси), по другим – от старинного названия реки Таз. А вот этнограф В.И. Васильев полагал, что молгонзеи – это современный самодийский народ энцы, и Монгкаси – энецкий род. Историк Н.И. Никитин считал, что «молгонзея» – это коми-зырянское слово, означающее «земля у моря».
Для России было важно закрепиться в заполярном регионе Сибири. Задолго до похода Ермака поморы уже прекрасно знали о богатствах низовьев рек Обь и Таз. Добирались они туда по «зырянскому пути», который также назы

Этот город сверкнул в русской истории 17 в., и... пропал. От рождения до смерти Мангазеи прошло всего семь десятилетий — как раз одна человеческая жизнь. Но за это время город успел стать легендой и символом Ямала, а заодно принести целые состояния промышлявшему в тех краях люду. Настоящего золота в Мангазее не было, зато поначалу в изобилии водилось мягкое золото - соболя.

План-реконструкция мангазейского городища по М. И. Белову.
План-реконструкция мангазейского городища по М. И. Белову.

До сих пор существует несколько толкований слова «мангазея». По одним предположениям, оно происходит от имени местного князя Маказея (Монгкаси), по другим – от старинного названия реки Таз. А вот этнограф В.И. Васильев полагал, что молгонзеи – это современный самодийский народ энцы, и Монгкаси – энецкий род. Историк Н.И. Никитин считал, что «молгонзея» – это коми-зырянское слово, означающее «земля у моря».

Для России было важно закрепиться в заполярном регионе Сибири. Задолго до похода Ермака поморы уже прекрасно знали о богатствах низовьев рек Обь и Таз. Добирались они туда по «зырянскому пути», который также назывался «русский тёс» — направление было отмечено затесами на деревьях. Ходили и морским путем из основанного еще в 1498 г. в устье реки Печоры Пустозерского острога.

Отправной точкой для зверодобытчиков, а также объясачивания местного населения пушной податью для царской казны, стала Мангазея. Русский форпост, среди прочего, решал и другую, не менее важную, задачу – предотвращение контрабанды и экспансии англичан, искавших через Обскую губу и Обь путь к Китайскому морю.

По указу Бориса Годунова в 1600 г. из Тобольска отправился первый отряд, сумевший-таки, хоть и не полностью, добраться до цели и заложить первый острог. Лето-осень 1601 г. считается датой закладки города Мангазея.

Форпост быстро рос: через шесть лет были возведены городские укрепления, в том числе четыре башни. Ясак (дань в виде пушнины) доставлялся в Мангазею со всех окрестных регионов. Налог был вполне посильный — обычно две шкурки со взрослого мужчины, поэтому ненцы (их тогда называли «самоеды») относились к этому спокойно. Добывали они гораздо больше, и остаток меняли на привозимые товары и продукты. Купцы зарабатывали на скупке мехов и на снабжении городка необходимыми продуктами и товарами — сельским хозяйством в вечной мерзлоте заниматься было невозможно, поэтому мука, крупы, соль и прочие важнейшие продукты были привозными. В Мангазейской земле появились представители крупнейших северных торговых домов — «именитых гостей». В годы своего расцвета в городе одновременно собиралось до 2000 купцов.

Здесь завершался путь купеческих караванов из Европы в Сибирь. Эта трасса получила название Мангазейского морского хода. Старинная арктическая дорога связывала Поморье (Белое море) с Енисеем. В 1616 г. в «златокипящие» края был проложен ещё один маршрут. Архангелогородцы через пролив Югорский Шар вышли в Карское море и по реке Мутной, протекающей через полуостров Ямал, вышли в Обскую губу. Мангазея стала притягательным центром, куда спешили крестьяне со всей Руси. Здесь они искали свободы и возможности разбогатеть на соболином промысле.

Это был не только крупнейший торговый центр, но и опорная база для освоения новых земель. Отсюда уходили отряды первопроходцев для обследования неизвестных территорий на Таймыре, в низовьях Енисея. Выходцами из Мангазеи была открыта Якутия и составлена первая карта реки Лены.

Город рос, процветал и богател, что доказывают находки современных археологов — заморские ткани, монеты, тонкой работы шахматные фигуры и т.д В «Расписном списке города Мангазеи» за 1626 г. сказано: «над Тазом-рекою стоял красивый рубленый пятибашенный кремль-детинец…»

Была Мангазея и духовным, культурно-досуговым центром Заполярной Сибири. Люди здесь в большинстве знали письменность, счет и чтение. Над городом возвышались три православных церкви. Именно в Мангазее появился первый сибирский святой – Василий Мангазейский. Досуг горожане проводили за игрой в зернь, кости и шахматы, а в 1621 г. здесь открылся государственный кабак.

Шахматы. Мангазея. Дерево, кость.
Шахматы. Мангазея. Дерево, кость.

Слухи о богатствах Мангазеи быстро разлетелись по всей Руси. Именно это и позволило городу получить ещё и славу «златокипящей». Деньги помогали развивать город. Но они же были и причиной многих конфликтов. Например, в 1630 г. на финансовой почве два мангазейских воеводы устроили между собой разборки, переросшие в артиллерийскую дуэль, в результате которой был даже разрушен гостиный двор.

Однако в 1620 г. указом царя Михаила Федоровича под страхом смертной казни был закрыт морской путь в Мангазею. То ли из опасения, что неконтролируемым путем пушнина «утечет» в Европу. То ли вследствие интриг завидовавших богатству Мангазеи воевод Тобольска. Большая часть купцов, лишившись простого пути, перестала торговать в Мангазее. Одновременно начал иссякать и соболь. А в 1642 г. Мангазея практически выгорела во время пожара.

Дощечка. Долговая расписка, 17 в. Коллекция из раскопок Мангазейского городища 2009 г. (Текст: "Сея Терентий Петров сын занял у Нечея Онцифорова сына на пятьдесят рублей денег ходячи без приписи месяца августа а то послух сие").
Дощечка. Долговая расписка, 17 в. Коллекция из раскопок Мангазейского городища 2009 г. (Текст: "Сея Терентий Петров сын занял у Нечея Онцифорова сына на пятьдесят рублей денег ходячи без приписи месяца августа а то послух сие").

В 1672 г. гарнизон по указу царя переместился в Новую Мангазею (позднее Туруханск), за ним ушли и остававшиеся жители. Богатейший и оживленный город просто исчез с лица земли. Мангазея на 200 лет погрузилась в небытие. В России о ней почти забыли, а местные жители называли это место «Тахаравы харад» — «Разрушенный город».

Первый русский город Заполярья, русский Клондайк, «золотая жила», к которой стремились лихие поморы, исчез с карты Сибири, превратившись в миф - как Китеж-град, например. Очень долго многие считали, что это город из легенд, опоэтизированный в народной памяти и национальном фольклоре. Словом, что-то вроде сибирской Трои.

Однако благодаря многочисленным археологическим экспедициям, сейчас мы имеем огромное количество свидетельств быта реальной Мангазеи. Промерзший культурный слой сохранил для потомков подлинные раритеты: изделия из бересты, дерева, кожи и тканей, остатки судов и деревянных строений. На территории уникального археологического памятника федерального значения «Городище Мангазея» обнаружено около 10 тыс. изделий и более 30 тыс. археологических образцов. На их основании в Ямальском районном музее создана выставка «Мангазея», подробно рассказывающая о быте жителей легендарного города.

#артельныйряд #пискунова37 #история #мангазея