Разбираем реальную ситуацию вместе с "документами", которые высылают мошенники, и, конечно, раскрываем суть самой схемы.
Сам по себе доступ к госуслугам не даёт возможность заключать кредитные договоры, банковская система с годами стала более защищённой. Поэтому задача мошенников сводится к тому, чтобы заставить жертву самостоятельно оформить кредит и перевести деньги.
Первый этап
Как это ни удивительно, но мошенники используют страх людей перед мошенниками. Схема построена так: сначала поступает звонок с информацией о том, что ваши госуслуги взломаны, либо вам говорят, что истекает срок действия вашей сим-карты, для чего нужен доступ к госуслугам.
Если жертва верит, то приходит СМС с кодом от портала госуслуг, и она сообщает этот код по телефону. Мошенники получили доступ к госуслугам жертвы.
Это первый «успех» мошенников, который запускает второй этап «развода».
Спустя некоторое время поступает очередной звонок, якобы от настоящего представителя портала, и тут уже мошенники тревожным и, конечно, строгим голосом сообщают, что ваши госуслуги взломаны и на вас оформляется кредит.
Второй этап
Жертва в панике спрашивает о том, что же ей делать. Тогда мошенники предлагают позвонить в Центральный Банк России, чтобы срочно решить вопрос, иначе потом расторгнуть кредитный договор не получится.
Затем преступники скидывают посредством СМС якобы номер Центрального Банка России, который, конечно, также ведёт к этим же мошенникам. Снова берёт трубку следующий соучастник и солидным голосом спрашивает: «В чём же, собственно, проблема?».
Жертва рассказывает, что госуслуги взломаны, на неё оформляют кредит. Представитель «лжецентробанка» говорит, что сейчас попробует чем-то помочь, но ничего не обещает. Через пару минут ожидания он говорит, что жертве очень повезло. Удалось выйти на начальника «департамента безопасности», поэтому срочно надо отправлять заявление. Скидывают вот такую форму заявления на мессенджер:
Выдумке мошенников можно позавидовать. Как можно было вставить в заявление фразу: «не буду заниматься самодеятельностью»? Теперь придётся уходить из кружка «Народные песни и пляски»...
Так или иначе, но люди верят этой чепухе и попадают в жуткие истории, переводя сотни тысяч рублей вот таким злодеям, которые зачастую на вопрос «чей Крым?» дадут неправильный ответ.
После того, как жертва подала это заявление, приходит договор. Можете с ним тоже ознакомиться, дабы знать, какими «умными» мошенники бывают.
Вот, например, пункт 2.2.2.: «Вовремя и полном объёме совершать действия в рамках "ИБО", необходимые для обеспечения информационной безопасности».
В оригинале этот пункт написан с орфографической ошибкой, что неудивительно для иностранных граждан.
Дальше идёт формулировка из пункта 2.2.6.: «Не обращаться в сторонние юридические организации и финансовые организации», подсвечивающая всё это мероприятие с негативного ракурса. Ну и на добивку формулировка из договора от якобы Центробанка России: «2.2.7. Держать в тайне факт заключения "ИДБО" с Банком, информацию полученную от Банка и методы работы с физическими лицами».
Хорошо хоть не написали «вести себя по понятиям и следовать омерте».
Последний пункт 5.5. в качестве закономерного итога предусматривает арест всех счетов и имущества «клиента»...
Третий этап
Это самая-самая главная стадия, для которой всё и затевалась.
Жертва пишет заявление, жертва подписывает договор, и на третьем этапе ей говорят поехать в банк, ни с кем там не говорить на тему сотрудничества с «лжецентробанком» и строго выполнять инструкции, которые будет говорить мошенник по телефону. Идут в ход любые методы: и запугивание, и уговоры, и откровенный бред.
Например, жертвам могут говорить так: «Ни в коему случае ничего не говорите сотруднику банка, иначе ваши деньги уйдут мошенникам, вы обязаны хранить конфиденциальность по договору ИДБО!».
Как бы то ни было, но вся эта чепуха работает!
По данным реального ЦБ РФ, в 2023 году мошенники похитили у клиентов банков 15,8 миллиардов рублей.
Если вы случайно стали жертвой мошенников, ни в коем случае не испытывайте чувство стыда. Конечно, вас будут обвинять и над вами будут смеяться, да и вы будете себя корить, что смогли поверить в эту чушь. Но то, что было, того уже не вернуть. Поэтому постарайтесь не наносить себе эмоциональный ущерб, примите это как жизненный урок.
Лучший метод борьбы с мошенниками – это предупредительные меры. Вот и эта статья направлена на то, чтобы вы знали, как вашим доверием и вашим страхом могут злоупотреблять преступники.
Советы:
- Если вам звонит представитель банка, кладите трубку и звоните сами в этот банк.
- Если вам звонят с портала Госуслуги, кладите трубку и звоните сами 8 800 100-70-10 – это бесплатный номер по России.
- Если вам звонит мобильный оператор, кладите трубку и звоните ему сами.
- Если вам говорят ничего никому не рассказывать про операции с недвижимостью, счетами в банке, обязательно звоните близким, в юридические компании, в приёмные Народного Фронта или других общественных организаций, вам обязательно помогут и расскажут, что делать.
- Если звонят из полиции, из следственного комитета, из ФСБ, из банка, вы всегда можете положить трубку, найти номер на официальном сайте и перезвонить. Или даже прийти непосредственно на адрес. Учтите, мошенники могут даже знать, как зовут реального сотрудника правоохранительных органов!
Несмотря на то, что в России принято немного бояться правоохранителей, если вы придёте с вопросом про мошенников, вам всё объяснят и помогут. Ведь жулики звонят и самим сотрудникам, и, конечно, всех очень раздражают!
Не оставайтесь со своими сомнениями и бедой наедине, в России вам всегда помогут!