Согласно опросу ВТБ и банка «Открытие», большинство россиян (53%) считают свои персональные данные ценной информацией, о которой никто не должен знать. Чуть больше трети опрошенных (35%) «давно перестали переживать» за нее. 26% готовы скрываться до конца, поэтому придумывают себе имена и заводят запасные номера телефонов.
По мнению 32% участников опроса, надежнее всего обезличивать записи. В защиту на программном уровне верят 24%. А 13% призывают исключить человеческий фактор в обработке важных данных. Вместе с этим, 38% россиян хотят видеть все перечисленные меры в организациях, хранящих конфиденциальную информацию. Во многом поэтому ВТБ развивает собственный комплекс «Криптоанклав», защищенный программно и физически, при этом полностью независимый от зарубежных технологий. Информация в нем хранится в надежно зашифрованном виде без доступа к ней человека.
Чтобы система была полностью безопасной, в ней не должно быть слабых мест. К ним, например, относятся излишняя доверчивость и невнимательность пользователей. Этим пользуются мошенники, изобретая новые уловки. Рассказываем, какие схемы обмана популярны сейчас.
- «У вас задолженность по ипотеке»
Преступники под видом сотрудников банка звонят жертве и сообщают о возникшей задолженности по ипотечному кредиту. Если ипотеки на самом деле нет, то звонок обрывается. В противном случае человека убеждают как можно скорее решить появившуюся проблему. Для большего убеждения мошенники могут сослаться на выдуманные записи в Бюро кредитных историй или базах неплательщиков. Прикрываясь заботой о персональных данных, телефонные аферисты просят назвать «безобидный» номер СНИЛС и код из СМС. Как итог, они получают доступ к госпорталу, чтобы снять все деньги со счетов и оформить кредиты.
- «Срок действия вашей карты надо продлить»
Мошенники звонят через мессенджеры якобы с официального аккаунта банка. Собеседнику сообщают, что срок действия карты подходит к концу, поэтому его надо как можно быстрее продлить. Для этого мнимые банковские работники просят продиктовать код из СМС. Злоумышленники таким способом получают доступ к личному кабинету в интернет-банке, чтобы вывести все деньги со счетов и оформить кредит. Похожие схемы были и раньше, только жертве предлагали продлить внезапно закончившийся договор сотового оператора или заменить sim-карту — тоже через код из СМС.
Людей, уже попавших под влияние мошенников, сотрудники ВТБ могут вывести из опасного транса с помощью так называемого «отрезвляющего триггера». Например, запросить одобрение на кредит у ближайшего родственника. Клиенты, на которых давят злоумышленники, часто ведут себя подозрительно, не могут объяснить, зачем им кредит, но стараются быстрее получить деньги. В 2023 году банк спас от рук злоумышленников почти 11 млрд рублей на счетах клиентов. По итогам I квартала 2024 года ВТБ выявил 3 млн подозрительных операций, благодаря чему удалось сохранить 2 млрд рублей.
И все-таки, какими бы не были методы противодействия мошенникам, первой линией защиты от них является осведомленность. Чем больше людей знают о способах обмана, тем сложнее злоумышленникам ими воспользоваться.
Специалисты ВТБ на одной странице собрали все важные правила работы с интернет-банком и мобильным приложением. Эти простые меры безопасности помогут защититься от мошенников. Ознакомьтесь с ними, чтобы не потерять деньги и расскажите об этом своим близким.