В статье анализируются все упоминания крепостей в Ригведе и Атхарваведе Шаунаки. Сопоставление с данными археологии показывает, что эти Самхиты не могут датироваться II тыс. до н.э. Гимны Ригведы без упоминаний штурмуемых и разрушаемых крепостей должны датироваться между 3300 и 2700 гг. до н.э. Гимны Ригведы с описанием взятия, уничтожения и сожжения крепостей соотносятся с периодом военной экспансии носителей культуры Зрелой Хараппы из верховий Сарасвати и долины Рави в долину Инда и должны датироваться между 2700–2600 гг. до н.э. Атхарваведа Шаунаки была создана в основном в эпоху Зрелой Хараппы (2600–1900 гг. до н.э.) на стадии расцвета городской культуры на северо-западе Индостана.
Ключевые слова: Ригведа, Атхарваведа Шаунаки, Ранняя и Зрелая Хараппа, крепости.
The paper analyzes all Rigveda’s and Atharvaveda Shaunakiya’s mentions of fortresses. The comparison with archaeological evidence demonstrates that both Samhitas were not composed in II Millennium BCE. Rigvedic hymns without references to fortresses being sieged or destroyed should be dated between 3300 and 2700 BCE. Rigvedic hymns with the descriptions of fortresses being attacked, demolished and burnt should be dated between 2700 and 2600 BCE. Atharvaveda Shaunakiya was created mostly in the Mature Harappan Epoch (2600–1900 BCE) and reflected the flourishing town culture of the North-Western Hindustan.
Key words: Rigveda, Atharvaveda Shaunakiya, Early and Mature Harappa, fortresses.
Крепости упоминаются в I мандале Ригведы (далее РВ) [1; 2] 24 раза (I.11.4; I.33.13; I.51.5 и 11; I.53.7 и 8; I.54.6; I.58.8; I.61.5; I.63.2 и 7; I.102.7; I.103.3 и 8; I.109.8; I.112.14; I.130.7 и 10; I.131.4; I.149.3; I.166.8; I.173.10; I.174.2 и 8), во II — 5 раз (II.14.6; II.19.6; II.20.7 и 8; II.35.6), в III — 6 раз (III.12.6; III.15.4; III.34.1; III.45.2; III.51.2; III.54.15), в IV — 6 раз (IV.16.13; IV.26.3; IV.27.1; IV.30.13 и 20; IV.32.10), в V — 4 раза (V.19.2; V.30.11; V.41.12; V.66.4), в VI — 12 раз (VI.2.7; VI.16.14 и 39; VI.18.5 и 8; VI.20.3, 7 и 10; VI.31.4; VI.32.3; VI.48.8; VI.73.2), в VII — 12 раз (VII.3.7; VII.5.3; VII.6.2; VII.15.14; VII.16.10; VII.18.13; VII.19.5; VII.21.4; VII.26.3; VII.52.1; VII.95.1; VII.99.5), в VIII — 19 раз (VIII.1.7, 8 — 2 раза, 28; VIII.6.23; VIII.17.14; VIII.32.5; VIII.33.5 и 7; VIII.53.1; VIII.61.8 и 10; VIII.69.8; VIII.73.18; VIII.80.7; VIII.93.2; VIII.97.14; VIII.98.6; VIII.100.8), в IX — 4 раза (IX.48.2; IX.61.1–2; IX.88.4; IX.107.10) и в X — 10 раз (X.46.5; X.47.4; X.67.5; X.87.22; X.89.7; X.99.7 и 11; X.101.8; X.104.8; X.111.10). Итого в целом в Самхите — 102 раза, в древнейшей части памятника (мандалы II–VII+IX) — 49 раз. Образ крепости упоминается во всех хронологических слоях текста достаточно равномерно. Можно сделать хорошо обоснованный вывод о том, что крепости были неотъемлемым элементом ригведийского ландшафта с древнейших времён и на всех этапах создания этого собрания гимнов.
Следующий момент чрезвычайной важности заключается в том, что в большинстве упоминаний крепостей в РВ они описываются как разрушаемые или захватываемые. Мы рассмотрим все эти упоминания помандально, используя метод опосредованно-исторического анализа текста.
В I мандале Индра именуется проламывателем крепости (puraṃdara) (I.102.7) и крепостей (púrāṃ dartaḥ indra (I.130.10), purā́m bhindúr índro (I.11.4)) и взламывателем крепостей (índrāya arkáṃ juhúvā sám añje / vandádhyai purā́ṃ darmā́ṇam) (I.61.5). Индра рассекал крепости острым быком (ví tigména vr̥ṣabhéṇā púro 'bhet índraḥ) (I.33.13). Он проломил крепости Пипру (tuvám pípror prā́rujaḥ púraḥ) (I.51.5). Индра взорвал твёрдые крепости Шушны (índro ví śúṣṇasya dr̥ṃhitā́ airayat púraḥ) (I.51.11). Индра разбивает крепость за крепостью (purā́ púraṃ sám idáṃ haṃsi ójasā indra) (I.53.7). Он разбил сотню крепостей Вангриды (tuváṃ śatā́ váṅgr̥dasyābhinat púro) (I.53.8). Он разрушил девяносто девять крепостей (tuvám púro navatíṃ dambhayo náva) (I.54.6). Для Пурукутсы Индра в сражении пробуравил семь крепостей (tuváṃ ha tyád indara saptá yúdhyan púro purukútsāya dardaḥ) (I.63.7). Он бродил кругом, раскалывая крепости Дасов (sá púro vibhindánn acarad ví dā́sīḥ) (I.103.3). Он разрушил крепости Шамбары (ví púraḥ śámbarasya) (I.103.8) Он разбил девяносто девять крепостей для Пуру Диводасы (bhinát púro navatím indra pūráve dívodāsāya) (I.130.7). Индра разбил осенние крепости (púro yád indra śā́radīr avā́tiraḥ) (I.131.4). Индра подавил злоречивые племена и разбил их убежище — семь крепостей (dáno víśa indara mr̥dhrávācaḥ saptá yát púraḥ śárma śā́radīr dárt) (I.174.2). Индру просят расколоть безбожные расщелины словно крепости (indara bhinát púro ná bhído ádevīr) (I.174.8).
Индра и Агни вместе именуются проламывателями крепостей (púraṃdarā indrāgnī) (I.109.8). Ашвины поддержали Трасадасью при проламывании крепостей (yā́bhiḥ pūrbhídye trasádasyum ā́vataṃ tā́bhir ū ṣú ūtíbhir aśvinā́ gatam) (I.112.14).
Согласно II мандале проламыватель крепостей Индра (índaraḥ puraṃdaró) (II.20.7) разбил сотню крепостей Шамбары (yáḥ śatáṃ śámbarasya púro bibhéda pūrvī́ḥ índraḥ) (II.14.6). Ради Диводасы Индра разрушил девяносто девять крепостей Шамбары (dívodāsāya navatíṃ ca náva índraḥ púro ví airac chámbarasya) (II.19.6). Убив Дасью, он низверг их металлические крепости (hatvī́ dásyūn púra ā́yasīr ní tārīt) (II.20.8).
По сообщениям III мандалы проламыватель (índraḥ pūrbhíd (III.34.1), índram pūrbhídaṃ (III.51.2), índro puraṃdaró (III.54.15)) и взрыватель крепостей Индра (purā́ṃ darmó índro) (III.45.2) вместе с Агни одним деянием сразу потрясли девяносто девять подчинённых Дасе крепостей (índrāgnī navatím púro dāsápatnīr adhūnutam / sākám ékena kármaṇā) (III.12.6). Неодолимого быка Агни призывают воссиять, завоевав все крепости и блага (áṣāḷho agne vr̥ṣabhó didīhi púro víśvāḥ saúbhagā saṃjigīvā́n) (III.15.4).
Согласно IV мандале Индра взорвал крепость (púro ví dardaḥ) (IV.16.13). Он разбил сразу девяносто девять крепостей Шамбары и сотое — ради полноты — при помощи Диводасе Атитхигве (ahám púro ví airaṃ náva sākáṃ navatī́ḥ śámbarasya / śatatamáṃ veśíyaṃ sarvátātā dívodāsam atithigváṃ yád ā́vam) (IV.26.3). Он разбил крепости Шушны (śúṣṇasya púro yád asya sampiṇák) (IV.30.13). Для Диводасы Индра разбил сотню каменных крепостей (śatám aśmanmáyīnãm purā́m índro ví āsiyat dívodāsāya) (IV.30.20). Он проломил крепости Дасов, напав на них (yā́ ā́rujaḥ púro dā́sīr abhī́tiya) (IV.32.10).
V мандала называет Индру проломителем крепостей (puraṃdaráḥ índro) (V.30.11).
По данным VI мандалы проломитель крепостей (puraṃdarám) (VI.16.14) Агни разбил крепости словно остророгий бык (tigmáśr̥ṅgo ná váṃsagaḥ ágne púro rurójitha) (VI.16.39). Индра разбил Валу и раскрыл его крепости и все его врата (valám hánn r̥ṇóḥ púro ví dúro asya víśvāḥ) (VI.18.5). Проломитель крепостей (purã́ṃ dartnúm) (VI.20.3) «Индра отринул Пипру, Шамбару, Шушну для сотрясения крепостей, чтобы они так и остались лежать» (vr̥ṇák pípruṃ śámbaraṃ śúṣṇam índraḥ purā́ṃ cyautnā́ya śayáthāya nū́ cit) (VI.18.8). Он разнёс прочные крепости Пипру (ví pípror dr̥̄ḷhā́ḥ púro dardaḥ) (VI.20.7). Оказывая милость Пурукутсе, Индра убил племена Дасов и разбил семь осенних крепостей — их убежище (indra saptá yát púraḥ śárma śā́radīr dárd dhán dã́sīḥ purukútsāya śíkṣan) (VI.20.10). Он низверг сотни неприступных крепостей Дасы Шамбары для Диводасы и Бхарадваджи (tuváṃ śatā́ni áva śámbarasya púro jaghantha apratī́ni dásyoḥ dívodāsāya bharádvājāya) (VI.31.4). Сокрушитель крепостей, он проломил твёрдые крепости (púraḥ purohā́ dr̥̄ḷhā́ ruroja) (VI.32.3). Брихаспати тоже взрывает крепости (bŕ̥haspátir ví púro dardarīti) (VI.73.2).
По VII мандале, ярко горя для Пуру, проломитель крепостей (puraṃdarásya) (VII.6.2) Агни пламенел, взрывая крепости (pūráve śóśucānaḥ púro yád agne daráyann ádīdeḥ) (VII.5.3). Индра в один день разрушил все твердыни предводителя Ану — семь крепостей (ví sadyó víśvā dr̥ṃhitā́ni eṣām índraḥ púraḥ sáhasā saptá dardaḥ / ví ā́navasya tŕ̥tsave gáyam bhāg) (VII.18.13). В один день Индра разрушил девяносто девять крепостей и вечером разделался с сотой (náva yát púro navatíṃ ca sadyáḥ nivéśane śatatamā́viveṣīr) (VII.19.5). Индра сотряс крепости (índraḥ púro ví dūdhod) (VII.21.4). Индра сильно прижал к себе все крепости как один общий муж — жён (jánīr iva pátir ékaḥ samānó ní māmr̥je púra índraḥ sú sárvāḥ) (VII.26.3). Индра–Вишну разрушили девяносто девять прочных крепостей Шамбары (índrāviṣṇū dr̥ṃhitā́ḥ śámbarasya náva púro navatíṃ ca śnathiṣṭam) (VII.99.5).
VIII мандала сообщает, что лучше всех проламывающий крепости (tvā pūrbhíttamam indra) (VIII.53.1) проломитель всех (tuváṃ hí śáśvatīnãm índra dartā́ purā́m ási) (VIII.98.6) крепостей (puraṃdara (VIII.1.7), puraṃdaráḥ (VIII.1.8), puraṃdaró (VIII.61.10)) Индра (índro pūrbhíd (VIII.33.5), puraṃdaráṃ índraṃ (VIII.61.8)) проломит крепости (bhinát púraḥ) (VIII.1.8). Он разбил движущуюся крепость Шушны смертельным оружием (tuvám púraṃ cariṣṇúvaṃ vadhaíḥ śúṣṇasya sám piṇak indra) (VIII.1.28). Он силой рук проломил девяносто девять крепостей (náva yó navatím púro bibhéda bāhúojasā) (VIII.93.2). Он с силой разбивает крепости (ayáṃ yáḥ púro vibhinátti ójasā) (VIII.33.7). Индра знает, как с силой разорять крепости (tuvám púra indara cikíd enā ví ójasā nāśayádhyai) (VIII.97.14). Индру просят проломить подкрепление как полную коров крепость (ā́ na indra mahī́m íṣam púraṃ ná darṣi gómatīm) (VIII.6.23). Его призывают взорвать как крепость загон с коровами и Ашвами (sá gór áśvasya ví vrajám púraṃ ná darṣasi) (VIII.32.5). Капля — проломитель всех крепостей (drapsó bhettā́ purã́ṃ śáśvatīnãm) (VIII.17.14). Некоего отважного, осаждённого чёрным племенем, просят проломить [осаду], словно крепость (púraṃ ná dhr̥ṣṇav ā́ ruja kr̥ṣṇáyā bādhitó viśā́) (VIII.73.18).
В IX мандале говорится, что опьянение проломителя крепостей Сомы (asi soma pūrbhít) (IX.88.4) способно снести сотню крепостей (mádam śatám púro rurukṣáṇim) (IX.48.2), а Индра разбил девяносто девять крепостей для Диводасы за один день (avā́han navatī́r náva // púraḥ sadyá dívodāsāya) (IX.61.1–2).
В X мандале Агни именуется разбивающим крепости (purā́ṃ darmā́ṇam) (X.46.5), а проломителя крепостей (pūrbhíd) (X.111.10) Индру (indra pūrbhít) (X.104.8) просят дать проламывающее крепости богатство (pūrbhídam indra asmábhyaṃ rayíṃ dāḥ) (X.47.4). Он проломил крепости (rurója púro índro) (X.89.7) при убийстве Дасью (púro abhinad dasyuhátye) (X.99.7) и овладел ими в изменённом облике (púra abhí várpasā bhū́t) (X.99.11). Брихаспати разрубил крепость–лежбище (vibhídyā púraṃ śayáthem bŕ̥haspátir) (X.67.5).
Т.о. в I мандале РВ штурм и разрушение крепостей упоминается 19 раз, во II — 4 раза, в III — 6 раз, в IV — 5 раз, в V — 1 раз, в VI — 10 раз, в VII — 7 раз, в VIII — 16 раз, в IX — 3 раза и в X — 8 раз. Итого в Самхите имеется 79 сообщений о взятии и уничтожении крепостей, что составляет 77% от общего числа упоминаний крепостей (102 раза) в памятнике. Рассмотрим соотношение упоминаний нападения на крепости и их разрушения, с одной стороны, и «мирные» описания крепостей — с другой — в каждой мандале РВ: в цикле I — 83%/17% — 19/4 упоминаний соответственно, в цикле II —80%/20% — 4/1 упоминаний соответственно, в цикле III — 100%/0% — 6/0 упоминаний соответственно, в цикле IV — 83%/17% — 5/1 упоминаний соответственно, в цикле V — 25%/75% — 1/3 упоминаний соответственно, в цикле VI — 83%/17% — 10/2 упоминаний соответственно, в цикле VII — 58%/42% — 7/5 упоминаний соответственно, в цикле VIII — 84%/16% — 16/3 упоминаний соответственно, в цикле IX — 75%/25% — 3/1 упоминание соответственно, в цикле X — 80%/20% — 8/2 упоминаний соответственно.
Т.е. часть гимнов девяти мандал РВ из десяти (I–IV и VI–X) создавалась в период интенсивного процесса штурма и разрушения крепостей. К этим данным следует присовокупить ещё два сообщения: о том, что Индра вызвал много потрясений у Шамбары — разбил девяносто девять валов (índro purū́ṇi yáś cyautanā́ śámbarasya ví navatíṃ náva ca dehíyo hán) (VI.47.2), и о том, что Агни заставил смертельным оружием склониться валы (yó dehíyo ánamayad vadhasnaír agnír) (VII.6.5). В ещё одном стихе сообщается, что певец вкладывает в руки Индры ваджру, которой тот загоняет недругов в многочисленные крепости (ā́ te vájraṃ jaritā́ bāhuvór dhāt / yénāviharyatakrato amítrān púra iṣṇā́si pūrvī́ḥ) (I.63.2).
Также необходимо указать на то, что взятие и уничтожение крепостей в РВ изображается вместе с пожарами в них (= с участием Агни): (púraṃdarā indrāgnī (I.109.8), índrāgnī navatím púro dāsápatnīr adhūnutam / sākám ékena kármaṇā (III.12.6), áṣāḷho agne vr̥ṣabhó didīhi púro víśvāḥ saúbhagā saṃjigīvā́n (III.15.4), [об Агни:] puraṃdarám (VI.16.14), tigmáśr̥ṅgo ná váṃsagaḥ ágne púro rurójitha (VI.16.39), [об Агни:] puraṃdarásya (VII.6.2), pūráve śóśucānaḥ púro yád agne daráyann ádīdeḥ (VII.5.3), [об Агни:] purā́ṃ darmā́ṇam (X.46.5)). Это третий момент большой важности.
Мы можем сделать хорошо обоснованный вывод о том, что создатели РВ принадлежали к этно-культурным группам, которые ассоциировались с осадой и взятием крепостей и пожарами в них.
В то же время поэтам РВ крепости не были чуждыми, поскольку они используют их образ неоднократно и в разных хронологических слоях памятника в «мирных» упоминаниях крепостей. Рассмотрим их также помандально.
В I мандале Агни просят создать воспевающему широту против узости с помощью металлических крепостей (ágne gr̥ṇántam áṃhasa uruṣya pūrbhír ā́yasībhiḥ) (I.58.8). Агни осветил крепость Нармини (ā́ yáḥ púraṃ nā́rmiṇīm ádīded) (I.149.3). Марутов просят защитить крепостями с сотней изгибов от зла и коварства (śatábhujibhis tám abhíhruter aghā́t pūrbhī́ rakṣatā maruto yám ā́vata) (I.166.8). Ищущие союзника идут к господину крепости (mitrāyúvo ná pū́rpatiṃ súśiṣṭau) (I.173.10).
По данным II мандалы в крепостях из сырой [глины] Апам Напата не настигнут ни недоброжелательность, ни несправедливость (āmā́su pūrṣú paró apramr̥ṣyáṃ nā́rātayo ví naśan nā́nr̥tāni) (II.35.6).
Согласно IV мандале Сому стерегли сто металлических крепостей (śatám mā púra ā́yasīr arakṣann) (IV.27.1).
В V мандале упоминается проникновение в твёрдую крепость (ā́ dr̥̄ḷhā́m púraṃ viviśuḥ) (V.19.2), воды уподобляются сияющим крепостям (ā́paḥ púro ná śubhrā́ḥ) (V.41.12), раскрывается мистическое значение образа крепости в духовно-символическом учении РВ: «А ведь вы, о удивительные, сквозь твердыни разума благодаря озарению людей / воспринимаете поэтические прозрения, о вы, с чистым разумом!» (ádhā hí kā́viyā yuváṃ dákṣasya pūrbhír adbhutā / ní ketúnā jánānãṃ cikéthe pūtadakṣasā) (V.66.4).
В VI мандале описывается радостный старец в крепости (raṇváḥ purī́va jū́riyaḥ) (VI.2.7), а Агни просят защищать от узости сотней крепостей (agne śatám pūrbhír pāhi áṃhasaḥ) (VI.48.8).
В VII мандале Агни просят защитить сотней металлических крепостей (no agne śatám pūrbhír ā́yasībhir ní pāhi) (VII.3.7), просят быть великой металлической крепостью в сто изгибов для защиты мужей (ádhā mahī́ na ā́yasī nŕ̥pītaye pũũr bhavā śatábhujiḥ) (VII.15.14) и спасти от узости сотней крепостей (áṃhasaḥ pipr̥hi śatám pūrbhír) (VII.16.10). Поэты хотят быть крепостью среди Дэвов и смертных (siyāma pū́r devatrā́ martiyatrā́) (VII.52.1). Сарасвати называется металлической крепостью (sárasvatī ā́yasī pū́ḥ) (VII.95.1).
В VIII мандале Индра именуется крепостью (índra pū́r asi) (VIII.80.7) и его громко воспевают как крепость (púraṃ ná dhr̥ṣṇú arcata) (VIII.69.8). Сообщается, что орёл прорвался сквозь металлическую крепость, попал на небо и принёс Сому Индре (āyasī́m atarat púram / dívaṃ suparṇó gatvā́ya sómaṃ vajríṇa ā́bharat) (VIII.100.8).
В IX мандале упоминается, что отряд входит в крепость (jáno purí viśad) (IX.107.10).
Поэты X мандалы хотят окружить себя Агни–крепостью (pári tvāgne púraṃ vayáṃ dhīmahi) (X.87.22) и призывают сделать металлические крепости неприступными (púraḥ kr̥ṇudhvam ā́yasīr ádhr̥ṣṭā) (X.101.8).
В древнейшей части Атхарваведы Шаунаки (далее АВШ) [3; 4] упоминаются крепости живых (jīvapurā́) (II.9.3; V.30.6) и Дэвов (devapurā́) (V.8.6; V.28.9), в частности три крепости Дэвов (tisró devapurā́s) (V.28.10), которыми являются амулеты из золота, серебра и меди/бронзы: (divás tvā pātu háritaṃ mádʰyāt tvā pātv árjunam / bʰū́myā ayasmáyaṃ pātu // imā́s tisró devapurā́s tā́s tvā rakṣantu sarvátaḥ / tā́s tváṃ bíbʰrad varcasvy úttaro dviṣatā́ṃ bʰava) (V.28.9–10). Золотой амулет называется крепостью Дэвов (púraṃ devā́nām amŕ̥taṃ híraṇyam yá ābedʰé pratʰamó devó ágre) (V.28.11). Поэты хотят окружить себя Агни–крепостью (pári tvāgne púraṃ vayáṃ dʰīmahi) (VII.74.1).
Во второй по времени добавления в собрание части АВШ снова выражается желание окружить себя Агни–крепостью (pári tvāgne púraṃ vayáṃ dʰīmahi) (VIII.3.22), Индра именуется раскалывающим крепости (índro puraṃdaráḥ) (VIII.8.1), описывается окутанная бессмертием золотая (púraṃ hiraṇyáyīṃ bráhmā́ viveśā́parājitām) (X.2.33) крепость Брахмана (yó vaí tā́ṃ bráhmaṇo védāmŕ̥tenā́vr̥tāṃ púram) (X.2.29), сообщается о завоевании Луной золотых крепостей Асуров–Данавов (candrámā ásurāṇāṃ púro 'jayad dānavā́nāṃ hiraṇyáyīḥ) (X.6.10) и о том, что Ангирасы разбили крепости Дасью (áṅgiraso dásyūnāṃ bibʰiduḥ púras) (X.6.20), упоминаются крепости Дэвов (devapurā́) (XI.10.17) и созданные Дэвами крепости (púro devákr̥tāḥ) (XII.1.43)
В этой части АВШ дважды повторяется важнейшее сообщение о том, что человек–Пуруша именуется по мистической крепости–Пуру Брахмана (púraṃ yó bráhmaṇo véda yásyāḥ púruṣa ucyáte) (X.10.2.28=30) — т.е. авторы этой Самхиты понимают слово «человек» (púruṣa) как «пребывающий в крепости, горожанин». Такое восприятие характерно для развитой городской культуры.
В наиболее позднем по времени добавления блоке АВШ упоминается входящая в крепость Дэвов невеста–Шива (anāvyādʰā́ṃ devapurā́ṃ prapádya śivā́) (XIV.1.64). Поэты призывают сделать металлические крепости неприступными (púraḥ kr̥ṇudʰvam ā́yasīr ádʰr̥ṣṭā) (XIX.58.4). С крепостью отождествляются Агни (agnír mā pātu tā́ṃ púraṃ praími) (XIX.17.1), Ваю (vāyúr mā pātu tā́ṃ púraṃ praími) (XIX.17.2), Сома (sómo mā pātu tā́ṃ púraṃ praími) (XIX.17.3), Варуна (váruṇo mā pātu tā́ṃ púraṃ praími) (XIX.17.4), Сурья (sū́ryo mā pātu tā́ṃ púraṃ praími) (XIX.17.5), воды (ā́po mā pāntu tā́ṃ púraṃ praími) (XIX.17.6), Вишвакарман (viśvákarmā mā pātu tā́ṃ púraṃ praími) (XIX.17.7), Индра (índro mā pātu tā́ṃ púraṃ praimi) (XIX.17.8), Праджапати (prajā́patir mā pātu tā́ṃ púraṃ praími) (XIX.17.9), Брихаспати (bŕ̥haspátir mā pātu tā́ṃ púraṃ praími) (XIX.17.10), Митра с Притхиви (mitráḥ pr̥tʰivyód akrāmat tā́ṃ púraṃ prá ṇayāmi vaḥ) (XIX.19.1), Ваю с Антарикшей (vāyúr antárikṣeṇód akrāmat tā́ṃ púraṃ prá ṇayāmi vaḥ) (XIX.19.2), Сурья с небом (sū́ryo divód akrāmat tā́ṃ púraṃ prá ṇayāmi vaḥ) (XIX.19.3), Луна с созвездиями (candrámā nákṣatrair úd akrāmat tā́ṃ púraṃ prá ṇayāmi vaḥ) (XIX.19.4), Сома с травами (sóma óṣadʰībʰir úd akrāmat tā́ṃ púraṃ prá ṇayāmi vaḥ) (XIX.19.5), жертва с жертвенными наградами (yajñó dákṣiṇābʰir úd akrāmat tā́ṃ púraṃ prá ṇayāmi vaḥ) (XIX.19.6), океан с реками (samudró nadī́bʰir úd akrāmat tā́ṃ púraṃ prá ṇayāmi vaḥ) (XIX.19.7), Брахман с брахмачаринами (bráhma brahmacāríbʰir úd akrāmat tā́ṃ púraṃ prá ṇayāmi vaḥ) (XIX.19.8), Индра с мужеством (índro vīryèṇód akrāmat tā́ṃ púraṃ prá ṇayāmi vaḥ) (XIX.19.9), Дэвы с бессмертием (devā́ amŕ̥tenód akrāmaṃs tā́ṃ púraṃ prá ṇayāmi vaḥ) (XIX.19.10), Праджапати с потомками (prajā́patiḥ prajā́bʰir úd akrāmat tā́ṃ púraṃ prá ṇayāmi vaḥ) (XIX.19.11). Всё мироздание мыслится авторами данных гимнов как совокупность крепостей, что опять-таки указывает на принадлежность создателей АВШ к развитой городской культуре.
Во всей АВШ содержится лишь три упоминания об уничтожении и штурме крепостей (VIII.8.1; X.6.10, 20), что указывает на составление памятника во в целом мирный период развития ведийской городской цивилизации.
Посмотрим теперь, какие археологические данные соотносятся с анализом упоминаний крепостей в РВ и АВШ.
Т. Я. Елизаренкова исходит из традиционного для теории вторжения/переселения ариев в Индию представления о том, что за образами обороняющихся в крепостях Дасью и Дасов скрываются автохтонные племена Индостана неиндоевропейского происхождения, которых индоарии подчиняли при продвижении вглубь Южной Азии с северо-запада во II тыс. до н.э. [5. С. 195, 215]
Но любые исторические реконструкции на этот счёт (М. Уилера, А. Парполы, Е. Е. Кузьминой, В. И. Сарианиди, Г. Б. Здановича), перечисляемые переводчицей РВ на русский язык, не учитывают одного непреложного археологического факта — в слоях и на памятниках IIтыс. до н.э. в северо-западной части Индостана, т.е. в ареале ригведийцев (от Доаба (Двуречья) Ямуны (V.52.17; VII.18.19; X.75.5) и Ганги (VI.45.31; X.75.5) на востоке до северо-западных притоков Инда (IV.21.4; IV.43.6; V.53.9; V.61.19; VIII.24.30; X.75.6) на западе и от Гималаев (X.121.4) на севере до мест впадения Инда и Сарасвати в Индийский океан (I.3.12; VII.95.2)) не найдено никаких следов штурмов, разрушения и сожжения каких-либо укреплённых поселений. Т.е. РВ (и соответственно АВШ) по этому признаку не могут датироваться II тыс. до н.э.
Первые укреплённые поселения в долинах Инда и Сарасвати (современная эфемерная река Сарсути–Гхаггар–Хакра–Нара) возникают между 3300 и 2900 гг. до н.э.
По Д. К. Чакрабарти, уже на этой стадии среди ряда «ясно очерченных археологических компонентов» появляются поселения с внешними стенами, строительство домов по плану из стандартизированных кирпичей, решётчатая планировка кварталов и подразделение поселения на два укреплённых сектора. Д. К. Чакрабарти указывает, что «городское общество возникло в Индской области уже в 3300 г. до н.э. или около середины четвёртого тысячелетия до н.э.» [6. P. 91–92]
Р. Конингэм и Р. Янг обобщили данные о первых укреплённых поселениях Индостана Фазы Кот Диджи (прим. 3200–2600 гг. до н.э.), названной по эпонимному памятнику Кот Диджи в холмах Рори к северо-востоку от Амира на восточном берегу реки Инд. Эта фаза дала свидетельства значительной концентрации населения внутри формально распланированных поселений из кирпича–сырца за укреплениями или защитными стенами. Размеры самого Кот Диджи составили 2,6 га, а его внешняя стена (, остатки которой сохранились в некоторых местах на высоту до 1,65 м,) была возведена из сырцовых кирпичей на фундаменте из грубых известняковых блоков и была дополнительно укреплена контрфорсами (, один из которых имел ширину 6,1 м и высоту 4–5 м). Внутри стен — жилые постройки из кирпича–сырца на каменных фундаментах.
Та же самая модель заранее распланированных и укреплённых центров выявлена в Хараппе–на–Рави в Пенджабе, в Калибангане–на–Сарасвати и в Рехман Дхери–на–Гомале к западу от Инда на юге провинции Пакистана Хайбер-Пахтунхва. В Хараппе отложения Фазы Кот Диджи имеют толщину 1,5 м на площади 26 га двух Раскопов АВ и Е. В северо-западной части Раскопа Е выявлен ряд возведённых из сырцового кирпича массивных параллельных стен, идущих на расстояние более 50 м с севера на юг, толщиной 2 м, сооружённых из кирпичей размерами 10х20х40 см в хорошо известном стандартном соотношении 1:2:4, которое преобладало в более позднюю эпоху Зрелой Хараппы. Вдоль западного края Раскопа АВ под одной из массивных стен обнаружены котдиджийские черепки, что указывает на одновременное укрепление стенами обоих холмов. Калибанган Фазы Кот Диджи (Период I, 2920–2550 гг. до н.э.) представлял собой сориентированное по сторонам света поселение размерами примерно 250 на 180 м с выложенной из сырцовых кирпичей размерами 30х20х10 см стеной высотой 1,9 м со входом на севере. И внутренняя, и внешняя поверхность стены облицована. Внутри стен находилось поселение площадью 4,5 га с ориентированными по сторонам света и построенными из кирпича–сырца таких же пропорций жилыми зданиями и сооруженными из обожжённого кирпича для защиты от воды водостоками.
В основанном ок. 3300 г. до н.э. Рехман Дхери сразу был создан окружённый оборонительной стеной и хорошо спланированный город в форме грубого параллелограмма, все прорытые каналы для воды следовали строгой модели параллельных линий планировки улиц. Главные улицы шли с северо-запада на юго-восток. На самой ранней стадии существования поселение площадью 16 га было обведено стеной из облицованных блоков глиняных плит и сырцовых кирпичей на фундаменте шириной 5 м, который был на 0,3 м углублён в материковую почву. Позднее в этом поселении площадью 550х400 м (22 га) проживало примерно 12000 человек. [7. P. 160–165]
Фаза Кот Диджи в Хараппе датируется Д.М. Кенойером 2800–2600 гг. до н.э. [8. P. 109 & 115]
В Дхолавире в Каче (Гуджарат) первая крепость была построена на Стадии I (ок. 3000–2900 гг. до н.э.). [9. P. 403; 10. P. 95 & 104–105]
Таким образом началом создания гимнов РВ можно считать 3300–2900 гг. до н.э., когда на северо-западе Индостана появляются первые укреплённые поселения. Теперь определим время завершения составления РВ, которое устанавливается намного точнее, потому что в известной сейчас доахеменидской истории Северо-Западного Индостана археологически фиксируется только один период массового разрушения и сожжения укреплённых поселений, за которым последовала длительная эпоха мирного существования сети крепостей.
Археологи установили, что долина Сарасвати стала ядром объединения (части) носителей культур Прехараппы и Ранней Хараппы (Хакра, Амри–Нал, Кот Диджи, Кветта, Дамб Садаат, Сотхи–Сисвал, Падри, Анарта и нек. др.) в единую цивилизацию Зрелой Хараппы за какое-то время перед 2600 г. до н.э.
По данным Б.Б. Лала, Зрелая Хараппа возникла на территории между Кот Диджи–на–Инде на юго-западе, Банавали–на–Сарасвати на северо-востоке и Рехман Дхери–на–Гомале на северо-западе. Здесь наблюдаются две важные закономерности. Во-первых, если в долине Инда найдено относительно немного памятников Ранней Хараппы (44 — в Синде и 6 — в Пакистанском Пенджабе), то в долине Гхаггара–Сарасвати и его притоков, наоборот, выявлено 177 раннехараппских поселений (включая пункты с ещё более древней керамикой Хакра) и 238 поселений Зрелой Хараппы. Причём уже в эпоху Ранней Хараппы в Чолистане (прилегающий к долине Инда участок долины Сарасвати) существовали довольно большие по размеру городки — Джалвали (22,5 га) и Гаманвала (27,5 га), а в эпоху Зрелой Хараппы в бассейне той же реки появляются огромные поселения типа Ганверивалы (81,3 га) и Ракхигархи –на–Дришадвати (приток Сарасвати, район Хиссар, Харьяна). Во-вторых, — и этот факт имеет важнейшее значение для целей нашего исследования — археологи выявили следы пожаров на западных поселениях формативной стадии хараппской цивилизации перед началом их заселения носителями культуры Зрелой Хараппы — в Кот Диджи I на нижнем левобережье Инда и особенно к западу от Инда — Наушаро IDи Гумле III, а в Рана Гхундай IIIпосле пожара поселение было заброшено, но рядом возникло крупное поселение Зрелой Хараппы Дабар Кот. Но никаких следов пожаров не выявлено на поселениях долин Сарасвати и Рави, что явно указывает на движение создателей цивилизации Зрелой Хараппы с востока и северо-востока на запад и юг в бассейн Инда и военное подчинение населения этой территории. [11. С. 333–335]
Г.Л. Поссел указывает на разрыв в культурной преемственности или на эвакуацию памятников в конце Ранней Хараппы на поселениях Балакот (у дельты Инда), Кот Диджи–на–Инде (провинция Пакистана Синдх), Гумла (у слияния Гомала с Индом), Амри–на–Инде (дистрикт Даду провинции Пакистана Синдх) и Наушаро (Балучистан). В Балакоте между Периодом I региональной культуры Амри–Нал и зрело-хараппским Периодом II поселение несколько столетий было заброшено. В Кот Диджи выявлены явные следы пожаров в нижней жилой части и на верхнем холме, и толстый слой пепла и угля по всему поселению полностью отделяет нижние уровни (Кот Диджи I) от верхних (Зрелая Хараппа). В Гумле Период III (Фаза Кот Диджи I) отделён от уровня Позднего Кот Диджи пожаром и слоем пепла, угля, костей и черепков, указывающих на насилие. В Амри Период II (Переходная Стадия) заканчивается большим пожаром и верхние слои почернели от огня и содержат пепел. В Наушаро в Период ID в слое Переходной Стадии два архитектурных комплекса сильно обгорели и стены покраснели от жара. По Г.Л. Посселу, очевидны три момента: пожары на этих памятниках были большими; они связаны с переходом от Ранней к Зрелой Хараппе; почти или вообще нет следов таких воспламенений на этих или других памятниках данного региона до или после перехода от Ранней к Зрелой Хараппе. Кроме того, как указывает Г.Л. Поссел, многочисленные поселения Зрелой Хараппы были основаны на девственной почве, тогда как многие памятники Ранней Хараппы были покинуты и не заселены снова в эпоху Зрелой Хараппы. Это можно считать ещё одной формой разрушения привычного уклада жизни в истории поселений Большой Индской области. В Чолистане 33 из 37 поселений раннехараппской фазы Кот Диджи были покинуты, в период Зрелой Хараппы 132 из 136 памятников были заложены на девственной почве. В Синде в нижнем течении Инда из 52 поселений Ранней Хараппы в эпоху Зрелой Хараппы продолжили существовать 22, 29 раннехараппских памятников были покинуты, из 65 поселений стадии Зрелой Хараппы 43 были основаны на девственной почве. Это обстоятельство снова указывает на разрыв между двумя фазами истории культуры индской эпохи и дополняет следы пожаров. [12. P. 47–50]
На памятнике Ганди Умар Хан не зафиксировано никакого перехода от котдиджийского к зрело-хараппскому поселению и между их отложениями залегает слой с пеплом толщиной в 0,55 м [13. P. 135; 14]. В нижнем течении Дришадвати на памятнике Каранпур (округ Ханумангарх, Раджастхан) в слое конца периода Ранней Хараппы в пяти траншеях выявлены следы большого пожара и остатки сгоревшего и обрушившегося вместе со столбами здания. [15. P. 19]
Но в Хараппе–на–Рави (культура Керамики Хакры (=Фаза Рави) → (прото)город Фазы Кот Диджи → город Зрелой и Поздней Хараппы) и в верховьях Сарасвати и Дришадвати процесс смены культуры был постепенным и без каких-либо катастрофических разрывов.
Так, поселение Фармана дистрикта Рохтак штата Харьяна содержит последовательные культурные отложения от Прехараппы (культура керамика Хакра) до Зрелой Хараппы. На поселении Митатхал дистрикта Бхивани штата Харьяна выявлена культурная преемственность от Прехараппы через Зрелую Хараппу к периоду Поздней Хараппы. [16. P. 156]
В бассейне Гхаггара–Сарасвати в штате Харьяна на памятниках Кунал дистрикта Гиссар, Бхиррана дистрикта Фатехабад, Гиравад и Фармана дистрикта Рохтак прослежен процесс формирования городской культуры Зрелой Хараппы на основе раннехараппских культур Региональной Культурной Традиции Хакры и Сотхи–Сисвал, которые процветали в IV – первой пол. III тыс. до н.э. [17. P. 1]
Керамика Фазы Восточной Хакры (IV тыс. до н.э.) вместе с углублёнными в землю жилищами найдена в Кунале и Бхирране, а также на многих памятниках дистриктов Гиссар, Джинд и Рохтак штата Харьяна. На основе керамической традиции Хакры возникает второй тип керамики раннехараппского периода, демонстрирующий некоторое влияние элементов Кот Диджи, именуемый комплексом Сотхи–Сисвал (первая пол. III тыс. до н.э.). В это время также продолжает существовать большинство типов керамической традиции Хакры. Третьим по счёту возникает керамический комплекс Зрелой Хараппы. В Митатхале между Сисвалом Б (культурой Ранней Хараппы) и Поздним Сисвалом (Зрелой Хараппой) нет культурного разрыва. В Период IIA в Митатхале появляются зрело-хараппская культура, но типы керамики Ранней Хараппы по-прежнему наблюдаются в ранних и средних слоях периода Зрелой Хараппы. Такая же ситуация в Фармане. В Бхирране и Банавали элементы Сотхи–Сисвал (особенно керамика) присутствуют в фазе Зрелой Хараппы. [18. P. 67, 72, 77, 82–83]
В Кананке-I, Кунале, Бхирране, Фармане и Гираваде культура Фазы Восточной Хакры успешно эволюционировала в стадию Сотхи–Сисвал. На стадии Сисвал A характерные черты керамического комплекса Фазы Восточной Хакры продолжают существовать на памятниках Манхеру-I, Мисри-I, Джхинджхар и Морвала, основанных около 3200 г. до н.э. На стадии Сисвал Б (Поздний Сисвал) около 2800 г. до н.э. основаны Митатхал и окружающие его поселения, на которых полностью отсутствует более древний керамический комплекс Сисвала A, но выявлены эволюционировавшие формы керамического комплекса Сисвал Б. В целом на протяжении фазы Сотхи–Сисвал за пределами долин Сарасвати и Дришадвати было основано много поселений. В эпоху Зрелой Хараппы в периферийных районах долин данных рек не зафиксировано каких-либо резких перемен, большинство поселений Ранней Хараппы выжило в сельских условиях и сохранило большую часть элементов культуры Ранней Хараппы, а Митатхал и Манхеру продолжили функционировать в качестве региональных центров и снабжали сырьём и готовыми изделиями более крупные памятники Зрелой Хараппы в долине Сарасвати–Дришадвати. В эпоху Зрелой Хараппы в Митатхале поселение обрело типично хараппскую форму двойного холма с цитаделью и нижним городом, встречается зрело-хараппская керамика, материальные отложения говорят об экономическом процветании по сравнению с периодом Ранней Хараппы. [19. P. 516–517, 520–521; 20. P. 48]
На р. Дришадвати (=Чаутанг) поселение Рахкигархи (крупнейшее в эпоху Зрелой Хараппы) существовало с конца V до конца III тыс. до н.э. [21. P. 34; 22. P. 10]
Примечательно пространственно-временное распределение зрело-хараппской расписной керамики. Пока она обнаружена на 47 памятниках: на 4 — в Гуджарате, на 17 — в бассейне Гхаггара–Сарасвати (включая Индийский Пенджаб, Раджастхан и Харьяну), на 2 — в Пакистанском Пенджабе, на 11 — в Синде и на 12 — в Балучистане (включая Балучистан и провинцию Пакистана Хайбер Пахтунхва в Пакистане). Обширное распространение говорит о быстрой экспансии данной культуры в ранней фазе зрело-хараппского периода. Зрело-хараппская расписная керамика помещалась в могилы вместе со зрело-хараппской нерасписанной посудой и местной керамикой, аналогичная посуда использовалась на территории поселений. Это указывает на распространение расписной керамики Зрелой Хараппы одновременно с движением населения. [23. P. 211 & 214]
Эпоха Зрелой Хараппы характеризуется длительным периодом мирного существования укреплённых стенами поселений в Банавали–на–Сарасвати, Калибангане–на–Сарасвати, Ракхигархи–на–Дришадвати, Балу (Харьяна), Хараппе–на–Рави, Мохенджодаро–на–Инде, Кот Диджи–на–Инде, Дхолавире (Кач, Гуджарат), Суркотаде (Кач, Гуджарат), Десалпуре (Кач, Гуджарат), Кунтаси–на–Пхулки (Гуджарат), Лотхале–на–Сабармати (Гуджарат), Суткаген Дор–на–Даште (Макран) и др. [24. P. 26–62]
Сопоставление данных археологии и сообщений о крепостях РВ и АВШ позволяет сделать следующие выводы. Те гимны РВ, в которых не упоминаются штурмуемые и разрушаемые крепости, должны датироваться между 3300 и 2700 гг. до н.э. Те гимны РВ, которые описывают взятие, уничтожение и сожжение крепостей, соотносятся с периодом военной экспансии носителей культуры Зрелой Хараппы из верховий Сарасвати и долины Рави в долину Инда и должны датироваться 2700–2600 гг. до н.э. АВШ по большей части представляет собой продукт развитой городской цивилизации на относительно мирном этапе её развития, т.е. АВШ была создана в основном в эпоху Зрелой Хараппы (2600–1900 гг. до н.э.) на стадии расцвета городской культуры на северо-западе Индостана.
Литература:
1. Ригведа. Изд. подг. Т.Я. Елизаренкова. В 3 тт / Пер. Т.Я. Елизаренковой. — М.: Наука, 1989–1999.
2. Rigveda. Metrically Restored Text. Eds. K. Thomson & J. Slocum / Eds. K. Thomson & J. Slocum // [Электронный ресурс:] http://www.utexas.edu/cola/centers/lrc/RV/.
3. Атхарваведа (Шаунака): В 3-х тт. Пер., вступ. ст., комм. и прил. Т.Я. Елизаренковой / Пер. Т.Я. Елизаренковой. — М.: Вост. лит., 2005–2010.
4. Atharva-Veda Saṃhitā. Śaunaka Recension. On the basis of the editions Gli inni dell' Atharvaveda (Saunaka), translit. a cura di Ch. Orlandi, Pisa 1991, and Atharva Veda Sanhita, herausgegeben von R. Roth und W.D. Whitney, Berlin 1856, entered by V. Petr and P. Vavroušek, Praha 1996, TITUS version by J. Gippert / Eds. V. Petr and P. Vavroušek // [Электронный ресурс:] http://titus.uni-frankfurt.de/texte/etcs/ind/aind/ved/av/avs/avs.htm.
5. Елизаренкова, Т.Я. Слова и вещи в Ригведе / Т.Я. Елизаренкова. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. — 240 с.
6. Chakrabarti, D.K. II.1. Name, Origin and Chronology of the Harappan Civilization / D.K. Chakrabarti // History of Ancient India. Volume II. Protohistoric Foundations. Eds. D. K. Chakrabarti & M. Lal. — New Delhi: Vivekananda International Foundation; Aryan Books International, 2014. — P. 87–96.
7. Coningham, R., Young, R. The Archaeology of South Asia: From the Indus to Asoka, c.6500 BCE–200 CE / R. Coningham, R. Young. — NY: Cambridge University Press, 2015. — 556 p.
8. Kenoyer, J.M. Measuring the Harappan world: Insights into the Indus order and cosmology / J.M. Kenoyer // The Archaeology of Measurement: Comprehending Heaven, Earth and Time in Ancient Societies / Ed. by I. Morley, C. Renfrew. — NY: Cambridge University Press, 2010. — P. 106–121.
9. Bisht, R.S. Harappans and Rigveda: Points of Convergence / R.S. Bisht // History of Science, Philosophy and Culture in Indian Civilization. Ed. by D.P. Chattopadhyaya. Vol. I, Part 1. The Dawn of Indian Civilization (up to c. 600 BC). — Delhi: Centre for Studies in Civilizations, 1999. — P. 393–438.
10. Bisht, R.S. Excavations at Dholavira (1989-90 to 2004-2005) / R.S. Bisht. — New Delhi: Archaeological Survey of India, 2015. — 921 p.
11. Щетенко, А.Я. Фундаментальный труд по древнеиндийской цивилизации. B.B. Lal. The Earliest Civilization of South Asia (Rise, Maturity and Decline). New Delhi. 1997 / А.Я. Щетенко // Археологические вести. — №5. — 1996–1997. — СПб.: Издательство "Дмитрий Буланин", 1998. — С. 331–341.
12. Possehl, G.L. Indus civilization: a contemporary perspective / G.L. Possehl. — Walnut Creek: Rowman Altamira, 2002. — 276 p.
13. Ahmed, M. Ancient Pakistan — an Archaeological History. Vol. III. Harappan Civilization. The Material Culture / M. Ahmed. — Reidsville: Foursome Group, 2014. — 477 p.
14. Отчёт главы музеев Северо-Западной Пограничной Провинции Пакистана И. Али / И. Али // [Электронный ресурс:] http://www.ucl.ac.uk/southasianarchaeology/Conference%20Handbook%20Vol%201.pdf.
15. Prabhakar, V.N. & Majid, J.C. Preliminary Results of Excavation at Karanpura, a Harappan Settlement in District Hanumangarh, Rajasthan / V.N. Prabhakar & J.C. Majid // Man and Environment. — Vol. XXXIX. — No. 2. — 2014. — P. 13–41.
16. Shinde, V. et al. Exploration in the Ghaggar Basin and excavations at Girawad, Farmana (Rohtak District) and Mitathal (Bhiwani District), Haryana, India / V. Shinde et al. // Occasional Paper 3: Linguistics, Archaeology and the Human Past. Ed. by T. Osada & A. Uesugi. — Kyoto: Indus Project; Research Institute for Humanity and Nature, 2008. — P. 77–158.
17. Shinde, V. et al. A Report on Excavations at Farmana 2007-08 / V. Shinde et al. // Occasional Paper 6: Linguistics, Archaeology and the Human Past. Ed. by T. Osada & A. Uesugi. — Kyoto: Research Institute for Humanity and Nature, 2008. — P. 1–116.
18. Dangi, V. Explorations along the Ghaggar River and Sirhind Nala in Haryana and Punjub / V. Dangi // Man and Environment. — XXXVI (2). — 2011. — P. 66–87.
19. Parmar, N. et al. Harappan Settlement System and Economic Status in the Semi-arid Zone, Bhiwani District, Haryana / N. Parmar et al. // Heritage: Journal of Multidisciplinary Studies in Archaeology. — 2013. — 1. — P. 515–538.
20. Parmar, N. Economic Sustainability of the Harappan Civilization beyond the Saraswati–Drasdwati Valley / N. Parmar // Bhāratī. Bulletin of the Department of Ancient Indian History, Culture & Archaeology. Ed. by M. Naseem. — Varanasi: Banaras Hindu University, 2012-13. — Vol. 37. — P. 47–56.
21. Nath, A. & Garge, T. Site Catchment Analysis of the Harappan Site of Rakhigarhi, District Hissar / A. Nath & T. Garge // Man and Environment. — XXXIX (1). — 2014. — P. 33–45.
22. Nath, A. et al. Harappan Interments at Rakhigarhi, Haryana / A. Nath et al. // Man and Environment. — XL (2). — 2015. — P. 9–32.
23. Dangi, V. & Uesugi, A. A Study on the Harappan Painted Pottery from the Ghaggar Plains / V. Dangi & A. Uesugi // Purātattva. Journal of the Indian Archaeological Society. Eds. K.N. Dikshit & B.R. Mani. — New Delhi: Indian Archaeological Society, 2013. — No 43. — P. 195–215.
24. Petersen, M.C. Aggressive architecture: Fortifications of the Indus valley in the Mature Harappan phase. MA research and thesis / M.C. Petersen. — Leiden: University of Leiden, Faculty of Archaeology, June 13, 2012. — 106 p.
Материал опубликован как статья:
Семененко А.А. О крепостях в Ригведе и Атхарваведе Шаунаки и (Пре)Хараппе и датировке Самхит // Проблемы гуманитарных и социальных наук. Научный журнал / ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет». — Выпуск № 2 (15). — 2018. — С. 85–95. — ISSN 2587-7046.
Автор публикации — дипломированный историк со специализацией по кафедре археологии и истории Древнего Мира и степенью кандидата исторических наук А.А.Семененко, тема диссертации — «Изучение Ригведы в дореволюционной России (1830—1917 гг.)» (ВГУ, 2011).