Дети постигают мир через игру и во многом именно от игр зависит то, каким вырастет ребенок — любознательным или лежебокой, реформатором или конформистом, лидером или ведомым.
Сторонники практической теории игры выдвигают идею, что игра служит подготовкой детей к будущим ролям во взрослой жизни.
Другие же исследователи полагают, что у игры более прикладная функция:
- Развитие навыков: игра — способ тренировки навыков, необходимых в повседневной жизни: логика, мелкая моторика, речи.
- Социализация: игра как инструмент для установления социальных связей с другими детьми и развития навыков взаимодействия.
- Выплеск энергии: игра — способ расходования лишней энергии.
Эти теории не взаимоисключают друг друга.
Правила для взрослых. Играйте вместе с детьми, хвалите их за успехи и помогайте, если им трудно — это поможет вам найти общий язык с ребенком. Если вы заметили, что детям игра не нравится или они заскучали, лучше переключайтесь на другую: заставлять веселиться уж точно никого не стоит. Нужен баланс между различными типами игр, чтобы не перегружать ребенка.
Игры, можно можно разделить на словесные и подвижные:
Словесные игры
Грамотная и богатая речь поможет ребенку выражать свои мысли точнее, лучше понимать окружающих учиться новому и расширять кругозор. Это один из ключей к формированию личности.
Вот несколько примеров:
- "Съедобное - несъедобное".
Ведущий по очереди называет слова, а дети должны хлопать в ладоши, если слово обозначает что-то съедобное, и ничего не делать, если слово обозначает что-то несъедобное.
Пример: яблоко, карандаш, хлеб, машинка, молоко, телефон.
- "Угадай слово".
Один из игроков загадывает слово, а остальные игроки по очереди задают ему вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет", чтобы угадать загаданное слово.
Пример:
-Это животное? (Нет)
-Это предмет? (Да)
-Он используется на кухне? (Да)
-Это чайник? (Да)!
- "Игры на ассоциации".
Ведущий говорит слово, а дети должны назвать как можно больше слов, которые с ним ассоциируются.
Пример: Море: солнце, пляж, волны, песок, чайка…
Можно усложнить игру. Называть 4 слово, из которых одно лишнее.
Пример: Сковородка, чайник, плита, ворона. Попросить ребенка объяснить, почему он выбрал именно это слово.
Подвижные игры:
Игра – это не просто развлечение. Она может помочь, преодолеть страхи и неуверенность в себе.
- Зайчики и волки.
На одной стороне площадки "домик зайчиков", на другой - "волчье логово". Зайчики "живут" в домике, а волки "спят" в логове. Когда ведущий говорит: "Волки спят!", зайчики выбегают на площадку и прыгают, резвятся. Когда ведущий говорит: "Волки проснулись!", волки бегут за зайчиками, стараясь их поймать. Зайчики, которых поймали, становятся волками. Игра продолжается, пока все зайчики не станут волками.
- Воздушный забег
Цель игры — перенести шарик из одного конца комнаты в другой, не касаясь его руками и не давая ему упасть. На шарик можно дуть или использовать различные предметы, чтобы держать его в воздухе. Чтобы усложнить задачу, добавьте препятствий в виде мебели, подушек и т.д. Не забудьте включить веселую музыку!
- Лазеры.
Возьмите прядь ниток для вязания и протяните её по всей комнате от шкафа к стулу, от стула к другому объекту и т.д. сделав своеобразную сеть. Должно получиться не хуже, чем в фильмах про Джеймса Бонда. Ребенок должен пройти через “систему охраны” не касаясь нити лазера.
Нейроигры для гиперактивных детей:
Звучит сложнее, чем кажется. Это игры, которые сочетают движение и умственную нагрузку.
- Зеркало
Один из игроков становится "ведущим" и показывает движения, а другие игроки должны их точно повторять. Можно выполнять простые движения (руками, ногами), а можно изображать животных, предметы, буквы.
- Ведущий и ведомый
В игре взрослому закрывают глаза, а ребенок должен провести его из точки А в точку Б, используя словесное описание пути: "Два шага вперед, один шаг влево, два шага вправо" и так далее. Когда взрослый достигает цели, роли меняются: теперь ребенок “ведомый”, а взрослый “ведущий”.
- Нарисуй-ка
В этой игре загадывает животное, игрушку или другой предмет и просит нарисовать его листе бумаги, давая подсказки вроде: "У него маленькие глаза, длинный и большой рот, острые зубы и т.д."
Игры на развитие мелкой моторики:
Младший дошкольный возраст – это период бурного развития мелкой моторики. Именно в этот период важно заложить основы для будущих навыков письма, рисования, работы с инструментами.
- Ладушки.
Классика, которая не теряет актуальности. Совместные хлопки в ладоши отлично тренируют координацию движений и чувство ритма.
- Сорока-ворона кашку варила
Еще одна знакомая с детства игра, задействующая все пальчики рук. Загибание пальчиков синхронно со стихотворением развивает мелкую моторику и память.
Лепка
Научно доказано, что лепка напрямую влияет на развитие центров мозга, которые отвечают за развитие речи и на межполушарную связь.
Алмазная мозаика
Аккуратная работа с мелкими стразами отлично тренирует пальчики рук, делая их более ловкими и послушными. Поможет развить усидчивость и концентрацию внимания. А ещё, алмазную мозаику можно собирать всей семьей.
А во что вы играете со своими детьми? Поделитесь с нами в комментариях. Если статья была полезной — ставьте лайк и подписывайтесь.
Кстати, сейчас в нашем сообществе ВК проходит большой конкурс. Пять призовых мест и абсолютно ВСЕ участники получат скидку.
С заботой о детстве — «Kiki»