Найти тему

«Историк курит с детьми за школой» и другие истории о моих учителях

Оглавление

Девиз, под которым проходят мои занятия с учениками звучит следующим образом: «я учу так, как хотела бы, чтобы когда-то учили меня». Чтобы понять, что именно означает это таинственное «так», я годами наблюдала за своими учителями и тем, как они преподают. Положительных примеров было не так много, поэтому чаще приходилось идти от противного и учиться не повторять чужие ошибки.

🇺🇸 Всем Hello! Меня зовут Катерина, я — преподаватель английского языка.
Я не только веду этот блог, но и провожу индивидуальные онлайн-занятия. На моих уроках интересно, весело и комфортно: я исправляю ошибки максимально бережно, а также слежу за вашим уровнем мотивации — в общем, учу так, как хотела бы, чтобы учили меня. Вы и не заметите, как станете понимать носителей и смотреть фильмы в оригинале!
👉🏻 Запишитесь на урок и подарите себе свободу говорить на английском.

🇪🇸 Испанка

Начнем с учителя, которая сильнее других повлияла на мой стиль преподавания — я твердо решила, что под пытками не соглашусь быть, как она.

Это была преподша испанского в моем институте. Она была той самой женщиной, которую хочется случайно забыть в лесу. Желательно ночью и в регионе, где водятся голодные медведи.

Метод, которым она руководствовалась на своих занятиях, сводился к одной простой философии: студентам должно быть как можно более дискомфортно. В ход шли отвратительно старые учебники, где с самого первого занятия вам предлагалось запомнить 20 новых слов, нигде более не повторяющихся. Они не были связаны общей темой и, если записать их в ряд, выглядели как описание товара с Алиэкспресс — пляж, бомжи, убийца, длинные хлопчатобумажные носки, джемпер, соковыжималка. Домашнее задание состояло из зубрежки текстов на особо мрачные темы и упражнений на грамматику.

Какому-то веселому методисту из нашего ВУЗа показалось хорошей идеей выучить все времена испанского за год. Это когда ты не знаешь, как по-испански будет «палец», зато вы уже прошли время под названием Pretérito Pluscuamperfecto. Судите сами, звучит ли это как нечто базовое и подходящее для новичков или напоминает то, что курильщики сплевывают по утрам.

Её любимым занятием было спрашивать перевод новых слов и зловеще смотреть на студента, который уже три минуты назад сказал, что не знает перевод. Она также испытывала особое удовольствие от донесения до нас особо неприятных фактов про испанскую культуру, например, про убийство быков на корриде.

Испанский, как вы понимаете, я так и не выучила, еле-еле сдав финальный экзамен. Но я не расстраиваюсь, потому что сразу вспоминаю слова своей одногруппницы: «настоящий экзамен по испанскому — это не билеты ваши выучить, а выйти замуж за богатого испанца».

🚬 Историк

Как-то в школе, где я училась, появился новый историк. Он сразу привлек всеобщее внимание, потому что, во-первых, кроме физрука мужчин в здании не водилось, во-вторых, у него было заболевание, которое мешало ему контролировать свои движения. Он передвигался на полусогнутых ногах, неестественно подгибая правую руку к груди.

Это был молодой парень, и меня безгранично удивляло и восхищало, что он устроился учителем в школу. Всё-таки это не та среда, где приятно находиться хоть сколько-нибудь отличающимся от других людям.

Помню, как наша русичка сменила прическу, и я, бегая по коридору, словно деревенский юродивый, извещала об этой невероятной новости всех, находящихся в безызвестности. До этого она носила пучок, что было, по мнению всех нас, основой её идентичности. Ни у кого больше не было такого большого и круглого пучка, который она внезапно сменила на каре, вызвав во мне шквал плохо сдерживаемых эмоций. Когда она неожиданно оказалась у меня за спиной, я прочитала в её взгляде свое будущее. До этого она считала меня приличной девочкой, а теперь видела, как я, закончив школу, живу в канализации и жарю крысу на ужин.

А теперь представьте, какие смешанные чувства мы испытывали при виде историка, когда даже простой пучок или его отсутствие собирали столько обратной связи.

Через пару месяцев на историка пожаловались и обвинили в том, что он курит с детьми за школой на переменах. Родители готовы были устроить самосуд, но оказалось, что пока он спокойно сидел на скамейке, дети вытаскивали у него изо рта сигареты, чтобы их докурить.

🦖 Биологичка

Наша биологичка настолько долго работала в школе, что без учебника могла рассказать историю Земли и зарождающейся на ней жизни, но не потому, что хорошо знала материал, а потому, что лично за этим наблюдала. На вид ей было лет двести, последние 50 из которых она вела уроки.

Вместо волос у нее было серое ватное облачко, как после неудачного химического эксперимента с последующим взрывом. Она была тощая и сухая словно мумия, носила белый лабораторный халат и маленькие каблучки.

У нее была абсолютно невыносимая привычка недоговаривать предложения. До сих пор терпеть не могу людей, которые строят фразы по типу «додумай сам». Единственное, что я помню из её занятий, это то, что «полевые записи нужно делать карандашом, так как им не страшен дождь». Возможно, это осталось в моей памяти, потому что это была единственная фраза, которую она договорила.

Когда мне будет столько же лет, я надеюсь, что смогу сказать до конца хотя бы свое имя, на большее пока не замахиваюсь.

📕 Историчка

Если случится ядерный взрыв, на Земле останутся тараканы и Любовь Альбертовна, которых она научит говорить, а потом заставит выучить историю.

Обладательница черного пояса по техникам психологического насилия, мастер вербальной и невербальной агрессий, историчка была причиной наших ночных кошмаров.

На переменах перед её кабинетом можно было наблюдать удивительное зрелище — все стояли с исписанными тетрадками и как молитву повторяли материал к уроку. А те, кто не был готов, предпочли бы выброситься из окна третьего этажа, чем зайти к ней в класс.

Мы научились определять её настроение по одежде. Облегченно вздыхали при виде бежевого брючного костюма, знали, что кожаная юбка и красная блузка означают «жди беды», а леопардовая кофта — «кого-то сегодня застрелят».

Когда она склоняла свое красное от злости лицо над журналом, в классе наступала такая тишина, что был слышен лишь скрип её кожаной юбки.

Отвечали на её уроках стоя. Однажды мой одноклассник-отличник, рассказав материал и получив тройку, упал в обморок прямо у своей парты. После этого мы отвечали сидя.

Другие предметы просто перестали существовать. По сравнению с моральным изнасилованием прилюдно у доски какая-то двойка за отсутствие домашки по другому предмету — тьфу. «Я прошла Афганскую войну», а вы меня тут пейнтболом пугаете.

Несмотря на сомнительные педагогические техники, историю все быстро подучили.

Когда историчка ушла из школы, половина нашей параллели стали ходить заниматься к ней на дом, поэтому при желании она могла бы разобраться с этой вопиющей монополией на образование в нашем поселке.

Те, кто ходили к ней на частные уроки, рассказывали, что дома она совершенно другая: предлагает чай, мило болтает с мужем. Этот контраст настолько поражал, что они всё время ждали подвоха — «сейчас она разозлится и откусит мне лицо».

Если честно, то при всех своих дипломах я не видела более эффективной методики обучения. Мотивация работает с теми, кто изначально что-то хочет, а вот страх универсален. Но какой ценой!

Я поняла, что такой подход мне не близок. Я за то, чтобы на уроках со мной было комфортно, а ученику не снились кошмары с моим участием.

🗣️ Практика речи

Сентябрь, первый курс института, пара по практике речи с новым учителем. Наша группа сидит тихо — никто не знает, чего ожидать. Ольга Васильевна, кандидат филологических наук, доцент, окидывает нас взглядом и говорит:

«Носителями языка вам, конечно, уже не стать. Остается быть носильщиками языка или насильниками. Давайте же стремиться к первому».

Затем она вызвала меня к доске, по-буквам продиктовала слово P E N I S и попросила написать к нему транскрипцию.

Наши пары проходили так весело и интересно, что новые слова запоминались сами собой. Мы читали и обсуждали книги, придумывали мемы, рассказывали истории из жизни. Я решила, что на моих уроках я буду стараться создать именно такую атмосферу.

А какие учителя повлияли на вас больше всего? Подписывайтесь, оставляйте комментарии и читайте больше историй в моем телеграм!