На терапии с психологом клиент выстраивает в том числе и человеческие взаимоотношения. И как в любых отношениях злость имеет место быть.
Поэтому общий ответ - да, это нормально. Это бывает, и достаточно часто.
А дальше я постаралась описать основные причины, почему психолог может вызвать злость.
Первое и самое очевидное: психолог делает что-то некорректное или неэтичное.
Например, грубит, смеется над тем, что вы ему рассказываете. Или наоборот заигрывает с вами.
Это нарушение границ, профессиональной этики, и может сильно выбесить.
Хотелось бы сказать, что эта причина из области фантастики. Такое к сожалению бывает. Однако подобное поведение психолога клиент понимает довольно быстро. Здесь причина злости понятна.
Поговорим про ситуации чуть сложнее.
Причина 2 - у клиента были определенные ожидания от терапии и они не сбываются.
Например: он рассчитывал, что за 2 месяца решит свою проблему. И вроде бы какие-то изменения есть. но из-за ожиданий есть мысль, что этого недостаточно.
И тогда может возникнуть мысль, что ничего не происходит, терапия не полезна, психолог ничего не делает.
Причина 3 - в какой-то момент психолог и клиент друг друга не поняли. И не разобрались что не так. В терминах психотерапии это называется «нарушение контакта». У клиента возникает ощущение, что его собеседник «не понимает», «не может встать на его место». И это может снизить доверие и вызвать раздражение. Согласитесь, такое бывает и в обычной жизни.
Причина 4 - психолог демонстрирует поведение, которое раздражает клиента и в обычной жизни.
Например: клиент эмоционально что то рассказывает и хочет эмоционально вовлечь психолога в обсуждение. Психолог сочувствует, но остается спокоен.
Например, так же ведет себя кто то из окружения клиента в жизни и это бесит.
Причина 5 - если клиент обсуждает с психологом отношения с кем-то другим, злость на этого человека переносится на психолога.
Как это работает: клиент говорит о начальнике. Он клиента раздражает. Ему выразить злость нельзя по каким то причинам. И злость направляется на психолога - это менее опасно. Напряжение спадает.
И последняя (но не по значению) причина - вы подошли к важной и болезненной теме, которую ваша психика старается всеми силами защитить от вмешательства.
Что происходит: психика хочет защитить себя от посторонних и включает психологические защиты. А психологу, который пытается их преодолеть и докопаться до больного, достается своя порция злости.
Это называется «сопротивление». И это абсолютно нормально.
Я бы даже сказала, что это естественная часть терапии.
Наша психика устроена парадоксальным образом: она и хочет избавиться от проблемы, и не хочет одновременно. Ей нужны какие то изменения, но при этом желательно чтобы не рушился привычный порядок.
Кстати часто именно по этой причине клиенты срываются с терапии, которая до этого вроде как шла хорошо и была успешной.
Какой бы ни была причина злости, ее нужно нести в кабинет к психологу и обсуждать с ним. Со злостью можно что-то сделать в случае, если ее можно обсудить.
Плюс злость - эмоция активная, и работа с ней высвобождает большое количество энергии.
А подавление ее - забирает силы.
Терапия - это микромодель мира и отношений. И если человек научится обсуждать это злость на психолога, ему будет проще обсудить злость с другими людьми из окружающего мира.
Я как психолог очень ценю, когда клиенты приносят мне злость на меня.
Во-первых, потому что это проявление большое смелости - заявить об этом.
Во-вторых - после адекватного обсуждения обычно значительно улучшается контакт. Еще бы, мы обсудили злость и никто никого не послал и не проклял. Считайте, пуд соли съели с клиентом😉
В-третьих, это влияет на качество терапии. Клиент что то новое про себя узнает, учится обсуждать чувства. И это получается. Мотивация работать растет.
Короче говоря, дело не простое, но очень эффективное для терапии.
Автор: Бродникова Анна Евгеньевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru