Эта история о том, как мне платили деньги, чтобы я ругала детей. В такой ситуации я была на протяжении 10 лет, когда работала психологом с детьми в детском лагере во время школьных каникул. Я расскажу какой способ я использовала, чтобы ругать детей, не ругая их.
Быть психологом в детском лагере, значит быть человеком, который должен ругать детей. Эта идея абсурдна сама по себе и противоречит самой профессии "психолог", но в реальности дело обстоит именно так.
Иногда дети приходят поговорить или обращаются за помощью, чтобы справиться со страхами. Также бывает психолога зовут в отряд, когда нужно кого-то померить или кто-то сильно скучает по родителям. Редко, но бывают и острые ситуации, когда кто-то из старших детей начинает говорить про суицид или режет себе вены.
Но чаще всего к психологу вожатые приводят детей, с которыми они не могут справиться. Они просят их поругать, чтобы до конца смены дожить спокойно. Иногда дети действительно делают что-то совсем не очень хорошее, что не стоит оставлять без внимания. И нужно на ребенка как-то повлиять, чтобы это больше не повторялось.
Проблема в том, что я как психолог не могу ругать детей, это противоречит принципам, по которым я работаю и учу родителей, как общаться с детьми. Да и вообще я не люблю ругать ребенка, своего или чужого не важно. Но в моменте, нужно помочь разрулить ситуацию, ведь родители далеко и не всегда могут включиться в какой-то конфликт. Поэтому я расскажу вам способ, как можно ругать ребенка, не ругая его. При этом чтобы он понял, что так поступать нельзя.
Как обычно ругают ребенка и почему это не работает
Обычно в детских заведениях, когда ребенок сделал что-то нехорошее, взрослый его ругает. Бывает, приглашают родителей и других взрослых, чтобы поругать массово, чтобы у ребенка проснулась совесть и он понял, что был не прав. Вопрос в том, а действительно ли в такой ситуации ребенок понимает именно это? Когда ребенок только слышит о том, какой он плохой, как ужасно он поступил, то как правило раскаяние ребенок не чувствует.
Представьте, что на работе все начальство собралось и отчитывает вас прилюдно, говоря о том, какой вы плохой сотрудник. Вряд ли в этой ситуации у вас возникнет раскаяние. Скорее больше это будет обида, стыд, злость и чувство униженности.
Точно также и ребенок, когда он только и слышит ругань в свой адрес, он испытывает эмоции, которые не помогают ему понять, что он был не прав. А даже если он понимает, что поступил плохо, "публичная порка" поднимает в нем совсем другие эмоции и настроения. Желание поступать хорошо это точно не добавит, скорее ребенок затаит обиду.
Что же делать?
Цель, с которой мы ругаем ребенка, это повышение его осознанности. Вообще весь путь развития человека - это повышение его осознанности: от полного непонимания кто я и как жить в этом мире, до состояния просветленного ума, то есть тотальной осознанности.
Осознанность у ребенка повышается больше не когда он слышит, что он плохой, а когда он сам говорит о своих поступках. Проговаривая что-то, ребенок это слышит от самого себя, произнося вслух он это признает. В такой ситуации просыпается совесть и ребенку становится стыдно. Но в этом случае, к стыду уже не добавляется злость, униженность и другие отрицательные эмоции.
Когда ко мне приводили детей, которые сделали что-то плохое, я просила их максимально подробно рассказать, что они сделали. Задавала уточняющие вопросы, просила рассказать в деталях. Когда ребенок в деталях рассказывает, как он делал что-то нехорошее, он осознает, что был не прав. Мне даже не нужно это говорить, как-то подчеркивать. Уже во время рассказа, ребенок все понимает.
Важно только внимательно и доброжелательно слушать, ни в коем случае не ругать, ни до, ни после откровения. В такой обстановке, осознание у ребенка приходит еще больше, потому что на него никто не наезжает, к нему хорошо все равно относятся, а он рассказывает как он кого-то бил или что-то ломал. В конце ребенка даже можно похвалить за честность и за искренность. Именно атмосфера принятия со стороны взрослого, делает этот способ таким действенным.
После такой беседы у ребенка можно спросить, что он теперь будет делать? Возможно он захочет попросить прощения, возможно что-то починить или что-то еще. Как правило дети хотят загладить вину, они сами предлагают, что можно сделать. Если ребенок не может придумать как теперь поступить, можно ему помочь, подсказать какой-то вариант.
В каких ситуациях этот способ может не сработать
В детский лагерь приезжают дети школьного возраста, поэтому с ними этот способ работает. Конечно ребенок может не захотеть рассказывать, но если он видит, что он в безопасности, что никто не будет устраивать ему "публичную порку", то он раскрывается.
С детьми дошкольного возраста это сработает не так хорошо, потому что дети искренне еще не будут знать, а точно ли это плохо. Они просто расскажут, что они сделали, но совесть у них еще только развивается, поэтому какого-то яркого осознания ребенок не получит. Дошкольникам можно задавать вопросы и помогать сделать правильный вывод из ситуации.
С некоторыми школьниками это тоже может не сработать, а именно с теми, кто не в контакте со своими чувствами. А дети "отключенные" от чувств, совсем не будут чувствовать своей вины. Даже после какого-то жестокого с их стороны поступка, они будут считать, что ничего страшного не произошло. Максимально подробно про чувства и эмоции детей рассказываю в моем Телеграм канале на программе "Эмоциональный интеллект", присоединяйтесь: https://t.me/utkinaschool
Автор: Уткина Татьяна Викторовна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru