Александр Алексеевич Ханжонков — русский предприниматель, режиссёр, сценарист, один из пионеров русского кинематографа.
А вы знали, что российское кино во многом обязано своим рождением профессиональному военному? И начиналось наше кинопроизводство, оказывается, на деньги, полученные им от военного ведомства. А то, что первый фильм, удостоенный, так сказать, государственной премии — перстня с бриллиантами от государя, был на военную тему?
В конце XVIII века служил в русской армии некий Александр Алексеевич Ханжонков. Он был родом из села-имения Ханжонковка — Области войска Донского (Теперь это посёлок Нижняя Крынка под Макеевкой в Донбассе). И приписан был к сотне-эскадрону имени опять-таки Ханжонкова — его прадеда или прапрадеда. Умели Ханжонковы прославить свою фамилию! Все они по мужской линии были офицерами-казаками. Отличились в крымской кампании, кавказских и русско-турецких войнах, при штурме Измаила и в усмирении Трансильвании. Наш герой уверенно шёл по военным стопам. А как иначе? Донские казаки — люди семейные, патриархальные, традиции и мнение старейшин для них непререкаемы. К тому же они, прирождённые кавалеристы, были одной из главных опор русского трона.
И вот на древней, пожелтевшей фотографии — четыре брата Ханжонковы. Все они в униформе Новочеркасского казачьего юнкерского училища. Крайний слева в чине подхорунжего — Александр. Ему восемнадцать, он на последнем курсе. Как раз в этот самый год, 1895, на Парижском бульваре Капуцинок прошёл первый в истории сеанс кинопоказа. Знаменитое «Прибытие поезда» братьев Люмьер. Всего 48 немых секунд под музыку тапёра перевернули сознание людей и навсегда влюбили человечество в новый вид искусства. Ханжонков, разумеется, тогда об этом не знал. Но пройдёт 10 лет, и он сам ворвётся в этот магический черно-белый мир, чтобы стать изобретателем законов, по которым и сейчас живёт кино. Пока же впереди у него была военная служба.
Закончив училище, Александр попал в 1-й Донской казачий полк — один из лучших, элитных. Он квартировался под Москвой, в Николаевских казармах на Ходынском поле. Время было мирное. Казаки занимались поддержанием государственного порядка. Следили, чтоб крестьянские бунты не превращались в кровопролития, выезжали на эпидемии поддерживать карантин. Манёвры да смотры — это само собой. Судя по тому, что уже через год двадцатилетнего Ханжонкова произвели в офицеры, служил он отлично, подъесаул — что-то вроде штабс-капитана. Вот только показать себя в настоящем бою никак не удавалось. Случай представился, когда началась Русско-японская война. После осады Порт-Артура армия генерала Ноги рвалась в Манчжурию соединяться с войсками маршала Оямы. Русскому командованию нужно было что-то предпринять, чтобы задержать её движение на север. Вспомнили опыт прежних войн и удачные казачьи набеги. Решили организовать такие же рейды по японским тылам. Настроения в сотнях один из участников событий описывал так:
КАЗАК: Донские сердца рвались отомстить за смерть товарищей. Небольшими разъездами отправлялись в сторону неприятеля, но бесшумно, чтобы неожиданно ночью напасть на японцев, запалить их стоянки и фураж. И непременно достать живого японца.
Казаки, среди которых был и Ханжонков, взрывали мосты и железные дороги, рубили шашками линии связи. Партизанили в общем. В своих рейдах использовали хитрую тактику: делали вид, что спасаются бегством, заманивали врага и расправлялись с ним. Их внезапные вылазки ломали педантичную стратегию японцев. Солдаты микадо десятками попадали в плен, а среди казаков за весь 1904 год пленённым оказался всего один урядник. При этом дисциплина была образцовой. Джек Лондон, работавший на Русско-Японской войне корреспондентом, вспоминал такой, почти киношный случай:
ДЖЕК ЛОНДОН: Один из американцев дал казаку табак и бумагу. Тот, сидя в седле, только-только начал скручивать папиросу, как прозвучала команда «В галоп!». Табак и рисовая бумажка полетели в пыль — солдат немедленно подчинился команде.
Зимой 1905 года казачий подъесаул Ханжонков отправился в свой последний рейд. Что там произошло — точно неизвестно. Александр вёл за собой в наступление сотню и то ли был ранен и провалился под лёд, то ли сам бросился в ледяную воду, спасая женщину. Но факт остаётся фактом: за этот подвиг он получил медаль и острейший полиартрит, который привёл к инвалидности, навсегда поставив крест на военной карьере.
Летом того же года отставной офицер оказался в родных местах. Прогуливаясь по улицам Ростова-на-Дону, он размышлял о будущем, которое было весьма неопределенно. Подорванное войной здоровье сильно ограничивало энергичные устремления совсем ещё молодого казака. На Дмитровской улице, на дверях бывшего галантерейного магазинчика, он вдруг увидел новую вывеску: «Электробиограф». Ханжонков решил заглянуть туда из любопытства.
ХАНЖОНКОВ: У кассы на улице была толчея и давка. Сеанс продолжался 20-30 минут. Программа состояла из четырех картин, вызвавших бурные восторги. Я вышел на улицу опьяненный. То, что я видел, поразило меня, пленило, лишило равновесия.
В выборе дальнейшего пути сомнений не оставалось. Ханжонков понял, что он не просто хочет — мечтает теперь связать свою жизнь с «самодвижущимися картинами». В кармане было пять тысяч рублей. Большую по тем временам сумму он получил в армии как выходное пособие. На эти деньги купил проекционный аппарат, несколько копий зарубежных фильмов и открыл кинопрокатную фирму. Но мечтал о другом, чего вообще, считай, не было ещё в России — снимать собственное кино. И уже через год его родовая фамилия появилась в названии одной из первых отечественных киностудий «Ханжонков и Ко». Бывший казачий офицер в одном лице стал и продюсером, и режиссёром, и сценаристом, и даже пиарщиком, придумав много приёмов для раскрутки своих картин.
В 1911 году настоящим прорывом стала лента «Оборона Севастополя». Это был первый в стране «полный метр» и, как теперь скажут, блокбастер. В масштабных, крупнобюджетных съемках участвовали действующие подразделения армии и флота. В финале были показаны оставшиеся в живых ветераны. Впечатлённый император Николай II снял с руки драгоценный перстень и подарил его Ханжонкову, а после удостоил ордена Святого Станислава «за исключительно полезные труды на поприще российской кинематографии».
О долге перед Родиной Александр Ханжонков не забывал. Он был единственным, кто за свой счет выпускал образовательные короткометражки: по сельскому хозяйству, географии, медицине; о вреде пьянства и пользе физкультуры. Когда началась Первая мировая кинопромышленник открыл двери своего кинотеатра для всех военных. И пусть здоровье не позволяло ему лично отправиться на фронт, зато он мог снимать героические документалки. Они не приносили дохода, но зато поднимали боевой дух. Это было очень важно для тех, кто защищал страну с оружием в руках, как когда-то он сам.
Слушайте программу «Офицеры» в эфире Радио ЗВЕЗДА.