Найти тему
VZё ясно

Вина

Если есть чувство вины, будет и наказание, как-то сказала мне одна моя знакомая-психолог. Я думаю, люди делятся на тех, кто почти не испытывает чувство вины, или испытывает ее какое-то недолгое время, потому это нерациональное, глупое ощущение самобичевания, которое по сути не приносит никакой пользы. Ни тебе, ни другим. А есть идиоты, которые чувствуют себя виноватыми даже за то, что их не касается. Например, за чужой покосившейся забор, за бездомную кошку, мировую несправедливость, без которой ведь нет и мира, она - часть природы.

Помню в детстве мы с папой как-то встретили случайно родителей его друга – им было лет по 50-60. «Как твои родители себя чувствуют?» - спросили они моего папу. И папа ляпнул: «Как все пожилые, как старики…» Поболтали еще о чем-то, разошлись и папа потом всю дорогу корил себя: «Я назвал своих родных стариками. Это так оскорбительно. Как же это у меня сорвалось, как у меня язык повернулся, же я так смог. Не подумал». Другой бы сказал и забыл, и даже бы не задумывался, стариков назвал стариками, ничего особенного, но мой папа, который был очень тонким человеком, винил себя в этом и мучился. И я мучилась вместе с ним и даже думала, что надо теперь бежать просить прощения.

Мне кажется, что и скорбь об умерших завязана в первую очередь на чувстве вины по отношению к ним: «Я-то живу, а они уже нет». Или так: «Не успела сказать им самое главное, не успела им сделать добро и уже никогда этого не получится». Или так: «Им тяжелее, чем мне, значит это несправедливо и часть вины за эту несправедливость – на мне». Жалость всегда связана с чувством вины. Сочувствие – непременно. В сострадании обязательно это чувство присутствует. То есть чувство вины – это такой букет из ответственности, сострадания, жалости, причастности и осуждения себя самой за то, что существует в мире несправедливость. И еще из ощущения своей беспомощности, что не можешь изменить ситуацию – не омолодишь старика, не вылечишь больного, всех бездомных кошек к себе домой не заберешь. Когда понимаешь все это, тяжко смотреть на людей, потому что в каждом видишь муку. И отстраняешься. Наверное, поэтому существуют всякие отшельники, схимники, монахи - от слова «моно». В одиночестве с Богом переживать чужую боль легче? А может, легче наращивать корку – держать удар. «Я ранимый, не снимай с меня хитиновый покров», - как пел один рэпер. Хитиновый покров – это защита не от ударов, направленных на тебя, а от боли, которую ты видишь в других. Даже если эти другие своей боли не осознают.

Отсюда – желание оградиться, выстроить стены, защититься, не ощущать чужое. Отсюда и, например, название группы «Аквариум» - коробка, в которой тебе тепло-хорошо, а то, что происходит за ее стенами ты видишь лишь в преломлении от воды, где-то в недоступном далеке. Ты такая хладнокровная рыбка, плавно плавающая в уютных водорослях, вдоль стекла. Сама с собой, сама в себе.

Многие музыканты, поэты, творческие люди, испытав на себе чувство вины за несовершенство мира и людей еще в молодости, чтобы сохраниться, выжить, строят стены – прячутся от боли за других и своего чувства вины. Алкоголь тоже можно воспринимать как защиту, он притупляет боль. И Джим Моррисон назвал свою группу «Двери» - это та крохотная щелочка, через которую он впускал в себя боль за людей. Но не смог и этот небольшой объем боли выдержать. «Наутилус» - тоже из этой серии. Может, и не думал об этом Бутусов, но ведь название группы говорит о подсознательном желании уйти на дно – уйти от людей, притупить в себе боль за них, страх за них, мучительное сострадание. Это такое подростковое переживание, болезненное, как многое в переходном возрасте. Но что касается Бутусова, уверена, он сейчас еще как держит удар в своих молитвах.

А вот гребенщиковы и проч. слишком слабы, слишком большой хитиновый покров нарастили, спасаясь от чувства вины, отстранились от людей так далеко, что просто вылетели из реальности. Обилие поклонников, последователей ведь подразумевает чувство ответственности за них, а значит – чувство вины. Чтобы пережить (переживать) славу, нужно ой какой мощный хитиновый покров иметь! Прямо броню. Со временем она врастает в сердце и уже не то что чувства сомнения в себе, вины, сочувствия нет, уже и душа – какая-то не совсем живая, как стекло, как слова из песен Бориса Гребенщикова. Красиво, но холодно. Красиво, а ничего не понятно. Отстраненно. Приятно от того, что непричастен, что скрыт, что – за толстыми стенами аквариума на плаву.

Я с детства слушала «Аквариум», почему любила его, никогда не могла себе объяснить. Лишь недавно поняла – его тексты, да и музыка отдаляют от реальной жизни, окутывают сладкими фантазиями, и, может быть, примиряют с несправедливой действительностью, с мучительным чувством вины. Поэтому БГ ненавидит Достоевского. Федор Михайлович – о покаянии, о прощении, о сострадании, об ответственности и о боли человеческой. БГ – о забытьи, о лукавой обманчивости, о пьянящем равнодушии. Малодушии. О закрытости сердца, чтобы не испытывать боль. Как алкоголь – выпил и забылся. И не зря БГ во многих своих песнях откровенно пропагандирует алкоголь. Вот только после пьянства у нормального человека наступает похмелье, а иногда и чувство вины «Ах, где был я вчера, не пойму, хоть убей…» А у БГ – гордое, самовлюбленное постоянное опьянение. Чтобы не сочувствовать, чтобы не сопереживать, чтобы никакой вины. Лишь другие – виноватые. А он – весь в белом на красивом холме.

Поэтому все, что связано с любовью к людям, для него немыслимо, недоступно. Нет чувства причастности в аквариуме.

Я знаю, что многие, увидев наших солдат, испытывают сильное чувство – смесь преклонения, уважения, любви и вины – за то, что ребята нас спасают, а мы можем лишь молиться за них. Вы можете представить себе собирательного БГ рядом с воином? Это несоприкасаемо, невозможно. Потому что БГ – про поражение. Потому что рядом с воином любое БГ стирается в хлам, в пыль, в пепел. Потому что БГ – это аквариум, а воин – это безграничное явление, мощь и воды, и огня, и земли, и духа. Потому что БГ – это лежачего не бьют, это про сложить лапки, смириться-забыться в равнодушии, в безответственности, в неспособности любить. Ведь любовь – это как раз про сострадание, ответственность, покаяние.

Почему я испытываю сейчас чувство вины, думая о БГ, которого слушала столько лет? Не испанский стыд за другого, нет. А скорее жалость. Он настолько долго и настолько тяжело боролся с миром внешним, что окончательно уничтожил все живое в самом себе. Наверное, так.

Я сегодня ехала в монастырь Раифу, по дороге крутилась в машине в ВК всякая музыка, и вдруг зазвучал уже полузабытый тенорок Гребенщикова. С его мелодией в голове и зашла в монастырь. Первое, что увидела – это длинная линия стендов, рассказывающих об истории монастыря. Стандартная для большинства наших монастырей, храмов, церквей. Революция, разрушение, расстрелянные и сосланные монахи, 70 лет Раифа была тюрьмой, колонией, в храме – склад, в кельях – тюремные камеры. На стендах монастыря фотографии тех лет. Страшные. Люди с одинаковыми глазами – что в погонах, что в робах. А дальше шли стенды о реставрации, возвращении монастыря церкви. И снова на фотографиях увидела одинаковые взгляды – благодарные монахи в обнимку с Ельциным. Лицо человека, повинного в обнищании, да и гибели миллионов, рядом с иконами. Ну, ладно. Раз монахи сами так считают.

Раифа – прекрасное место, ухоженное, древнее, намоленное, хранящее в себе и тень тюремного прошлого, как чудовищного испытания, как страницы истории страны, да и каждого из нас – часть. Выстоявшая, сохранившая свой дух в чудовищных страданиях. И сейчас фотографии Раифы-тюрьмы и фотографии Ельцина, которые следуют воспринимать как уже часть новейшей истории монастыря, вызывают чувство несправедливости. И снова – вины.

Вот БГ – против этого, против всей многогранной, разной истории испытаний. Он – против испытаний, естественного хода жизни. Он – за блаженство. Он – об аквариумном райке в отдалении, в стороне, в заточенности лишь на себе. Он не в ориентации на людей. Он – в концентрации лишь на личном кайфе. Потому что, когда начинаешь погружаться в человеческое – обязательно больно. И эта боль в круговерти, в этой человеческой вечной каше – обязательна. И не жди справедливости, не ищи кристальной честности, чистоты. Не мучай себя их поиском и чувством вины. И права моя знакомая-психолог, которая говорит, что, испытывая вину, ты только сама себя наказываешь? Зря!

Недавно я спросила одного пожилого человека: «Ты когда-нибудь чувствовал вину? Обвиняешь себя в чем-то?» - «Ты хочешь меня обидеть?» - ответил человек. Он как обвинение воспринял сам вопрос. Он уверен, что не виноват ни в чем. И, когда я попыталась узнать его биографию, я поняла, что он не помнит, не хочет помнить плохое, болезненное. Очень правильная самозащита, подумала. А вот сегодня, увидев стенды со страшной историей Раифского монастыря, поняла, что если не осознавать свою вину, то и историю свою не знать. И фотографии монастыря-тюрьмы-колонии, и фото расстрелянных монахов, и фото красноармейцев, их расстрелявших, и фотографии пьяненького Ельцина в монастыре – это все покаяние. Еще в храм не зашел, а уже – вина накрывает. Без нее нет человека. Нет истории. И человек живой, пока может все это осознать, чтобы осознавать дано нам чувство вины. Через него растем. Но если не растем, тоже норм.
БГ же живет норм? Живет?

Еда
6,93 млн интересуются