Обзор немецких медиа
🗞(+)Süddeutsche Zeitung в статье «У Путина заканчиваются танки» рассказывает, что анализ спутниковых снимков якобы показывает, что запасы танков у России сокращаются. Нехватка материалов становится серьёзной проблемой для Путина. Как долго ещё сможет продержаться «агрессор», вопрошает SZ? [не знаю. Все ракеты ещё в апреле 2022-го закончились 😀 — прим. «Мекленбургского Петербуржца»]. Уровень упоротости: плащ Сарумана 🟤
Российская армия ведет наступление уже несколько месяцев. Потери велики, успехи пока ограничены. И это при том, что украинцы уже давно страдают от существенной нехватки боеприпасов. Теперь, когда на украинские позиции регулярно прибывают ящики со снарядами и ракетами, военное преимущество захватчиков сходит на нет. Это становится проблемой для Владимира Путина. Ведь даже у российского президента и его армии нет неограниченных ресурсов.
Наглядный пример тому - боевые танки и бронетранспортёры. Без них глубокое продвижение на вражескую территорию вряд ли будет успешным в этой войне. А Россия теряет огромное количество этих мощных машин. До вторжения в России было 3417 основных боевых танков в «активной эксплуатации». По данным базы данных Oryx [ещё одна инфопомойка Ми-6 — прим. «М.П.»], с начала войны Москва потеряла 3160 танков. Около двух третей были уничтожены в ходе атак. Остальные были брошены, повреждены или захвачены Украиной [серьёзное заявление! 😀— прим. «М.П.»].
И это только те потери, которые подтверждены фотографиями [да ну?! 😀 — прим. «М.П.»]. Реальная цифра гораздо выше. Ясно одно: Россия оставила на поле боя значительно больше боевых танков, чем общее количество техники, которой страна располагала на момент начала полномасштабного вторжения в феврале 2022 года. Несмотря на это, Москве удалось сохранить количество боевых танков практически неизменным. Как этого удалось добиться? [действительно, как?! 😀 — прим. «М.П.»].
Один из ответов можно найти на спутниковых снимках, которые показывают резервные запасы танков на российских военных базах. Известный аналитический центр Международный институт стратегических исследований (IISS) сообщил в марте, что Россия «всё больше полагается на старые запасы, оставшиеся с советских времён, чтобы удовлетворить спрос на новые боевые бронированные машины и артиллерийские орудия». Институт полагает, что Россия смогла восстановить около 1200 старых боевых танков, а также около 2500 боевых машин пехоты и бронетранспортёров. Однако, как пишет IISS, «качество сменяется количеством». Старые системы, которые были быстро приведены в рабочее состояние, по технологичности и долговечности не могут сравниться с более современными, которые были развёрнуты в начале вторжения. Однако Москва может справиться с этим. Путин делает стратегический и тактический упор на массовость.
Ещё больше проблем для российского президента: спутниковые снимки показывают, что склады пустеют.
Газета Süddeutsche Zeitung взглянула из космоса на 87 военных объектов в России.
Среди них 16 военных баз, где хранятся в основном танки, артиллерийские машины и бронетранспортёры.
На 111-й Центральной бронетанковой резервной базе и 1295-й Центральной военной базе в основном размещаются бронетанковые подразделения. Здесь можно легко пересчитать машины.
В SZ использовали модель искусственного интеллекта для подсчёта машин, различимых на снимках, и для контроля. Модель была обучена на платформе швейцарской компании Picterra, которая уже помогала журналистам The New York Times анализировать воронки от бомб в секторе Газа. SZ использовала её для учета количества бронетехники по спутниковым данным.
Например, в одном из крупнейших российских лагерей танкового резерва - 111-й Центральной танковой резервной базе на юго-востоке России. С начала войны оттуда исчезли сотни единиц бронетехники, в том числе почти 30 танков Т-62 в прошлом году - старая советская модель, производство которой было прекращено ещё в середине 1970-х годов. Некоторые из них, вероятно, входят в десятки уничтоженных российских танков Т-62, перечисленных Oryx [Россия использовала танки Т-62? — прим. «М.П.»].
Модель ИИ насчитывает 857 машин для соответствующей части базы площадью около 60 гектаров в апреле 2021 года, то есть до российского вторжения.
На фотографиях, сделанных в октябре 2022 года, через восемь месяцев после начала войны, показана только 431 машина.
И сегодня, в 2024 году, часть базы, видимая из космоса, почти пуста.
Похожая картина наблюдается и на базе в городе Арсеньеве, также расположенном на юго-востоке России.
1295-я центральная военная база является важной базой для ремонта танков и хранения техники.
Об этом также свидетельствует большое количество нерабочих машин...
... и, прежде всего, танковое кладбище, свалка, чьи машины теперь используются только в качестве складов запчастей.
До войны здесь находилось более 300 исправных машин, ...
... летом 2023 года их почти не останется на месте.
Фотографии также показывают, в каком состоянии находится ремонт. Ведь без машин, которые можно каннибализировать, то есть без запасных частей, ремонт на российских танковых заводах вряд ли возможен. Неизвестно, сколько боевых машин ещё находится в цехах.
Это лишь два из многих других примеров таких баз. Такую же нестабильную картину для России можно наблюдать повсюду: ржавые склады, грязные хранилища и сокращающиеся запасы старой брони. Далеко не во всех случаях старые запасы могут быть пригодны для использования на фронте. По словам оператора аккаунта X @HighMarsed, скрупулезно анализирующего спутниковые снимки российских баз с начала войны, которыми пользуются и эксперты, многие машины годами стоят на одном и том же месте. Поэтому многие из них можно использовать только в качестве складов запчастей. Но почему такие ценные машины десятилетиями хранились под открытым небом? HighMarsed считает, что русские не рассчитывали на то, что им придётся снова использовать эти старые машины в войне.
Эта оценка изменилась, когда Москве стало ясно, что война продлится гораздо дольше, чем они планировали. Ханс-Вальтер Боррис из Института исследований экономики и безопасности Firmitas при Научно-исследовательском центре Виттенского университета не удивлён. Полковник запаса, много работающий со спутниковыми данными, говорит, что отремонтировать старый российский танк с новой электроникой всё равно дешевле и быстрее, чем построить совершенно новый. Марина Мирон с факультета военных исследований Королевского колледжа в Лондоне подчеркивает, что ремонт старых танков имеет смысл для России, поскольку новые танки, такие как Т-14, очень дороги, а Россия не имеет западных комплектующих.
Однако анализ спутниковых снимков показывает: утилизация танков как способ вооружения станет невозможной в обозримом будущем. Точные прогнозы по времени затруднены. Густав Грессель, эксперт по России и военным вопросам из международного аналитического центра European Council on Foreign Relations, считает: «Можно ожидать, что материал станет проблемой для русских примерно через два года». IISS также ожидает, что Россия сможет поддерживать свои военные усилия на нынешнем уровне только «ещё два-три года». К аналогичным выводам приходит и аналитический центр Королевского института объединённых служб (Rusi).
Более точные прогнозы невозможны, несмотря на информацию, предоставляемую спутниками. Например, неясно, останутся ли российские потери в ближайшие годы такими же огромными, как сейчас, и сможет ли Москва по-прежнему закупать материалы, например, за пределами России. В любом случае, танки у Путина не закончатся со дня на день. «По моим оценкам, у России всё ещё есть около 3200 танков на вооружении, но подавляющее большинство из них находится в плохом состоянии и требует значительного ремонта», - сказал SZ Майкл Гьерстад, исследователь конфликтов из IISS.
Существует также неопределённость в отношении нового производства в России. Можно ли его ещё увеличить? Или у Путина заканчиваются деньги? Страна резко активизировала свою оборонную промышленность. Существующие заводы работают дольше, а те, что были закрыты, возобновляют работу. Треть бюджета тратится на вооружение. По оценкам Rusi и других авторов, это позволяет России ежегодно производить около 1500 новых танков. Кроме того, имеется около 3000 бронемашин различных типов.
Однако это не компенсирует чудовищных потерь. В 2023 году не менее 86% танков, отправленных Россией на фронт, были восстановленными из старых запасов. Густав Грессель уверен: «Россия теряет гораздо больше техники, чем может воспроизвести, а запасы на исходе».
Поэтому мнение о том, что время в этой войне играет в пользу Путина, ошибочно, по крайней мере, в этом отношении. Россия не может продолжать войну бесконечно при нынешней интенсивности. «Поэтому для Украины важно нанести россиянам такие большие материальные потери, чтобы в какой-то момент у них всё пошло наперекосяк», - говорит Грессель.
Аналитический центр Rusi делает вывод, что если Украина получит необходимые ресурсы для отражения российского наступления в этом году, то и в 2025 году Москве вряд ли удастся добиться крупных территориальных успехов. С 2026 года российская боевая мощь будет постепенно снижаться. Украина может надеяться на это. Однако также очевидно, что если западные партнёры не окажут стране необходимую помощь, то она проиграет войну задолго до этого.
Текст: Себастьян Гирке, Бен Хойбл. Цифровой сторителлинг: Томас Грёбнер. Инфографика: Йонас Джетциг. Редактирование: Лилит Фолькерт. Окончательное редактирование: Флориан Каиндл. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец»
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: потрясающий уровень пропагандистской упоротости 😀 Я думал, их хотя бы провал прошлогоднего «контрнаступа» чему-то научит. Но нет!
Ракеты закончились, танки заканчиваются… Правда у Украины украинцы заканчиваются ещё быстрее, но то такое…