Отечественная угольная отрасль испытывает целый комплекс проблем — от изменений логистики поставок энергоресурсов до высокой волатильности цен на них. Директор департамента горнодобывающих решений группы «Рексофт» Дмитрий Карамышев видит выход во внедрении сквозных систем управления производством. Такие решения позволяют оптимизировать технологические процессы и достоверно прогнозировать добычу и реализацию угля.
— Какова сейчас ситуация в угольной отрасли в целом и сибирских регионах в частности?
— Мы видим, что угольная отрасль на протяжении последних нескольких лет испытывает сильную турбулентность в связи с высокой волатильностью цен на уголь, что порождает целый ряд проблем. Я бы сказал, что из-за геополитической ситуации наступили непростые времена для отрасли в целом.
Во-первых, серьезно изменилась логистика поставок угля как внутри России, так и за рубеж. Часть западных потребителей отказалась от наших энергоресурсов, в результате увеличились отгрузки в восточном направлении. Это изменило как загрузку российских железных дорог, так и все ранее отработанные цепочки поставок.
Во-вторых, из-за постоянной волатильности цен на уголь мирового рынка угледобывающие компании не могут уверенно планировать свои финансовые потоки и рассчитывать на устойчивую прибыль. В результате возникают проблемы с выделением финансирования на техническое перевооружение и пополнение компонентной базы для автоматизации производства.
Угледобывающему бизнесу приходится участвовать в гонке за эффективностью, стремясь достигать необходимых результатов буквально любой ценой.
В сибирском регионе все острее встает вопрос вывоза добытого угля на восток по Транссибу. В итоге Сибирь пока не может реализовать весь добывающий потенциал, а шахты и разрезы не получают доходы в тех объемах, на которые могли бы рассчитывать. Поэтому, на мой взгляд, становятся актуальны технологии, способные оптимизировать операционную деятельность предприятия. Это справедливо и в отношении всей российской угольной промышленности.
— Как вы оцениваете уровень автоматизации угледобывающих предприятий? Что она дает бизнесу?
— Уровень автоматизации российской угольной отрасли достаточно высокий. Этот процесс шел порядка 15 лет. И даже если это были проекты для повышения эффективности отдельных участков техпроцесса, они все равно бы приносили положительный результат, заставляя задуматься о более экономически выгодном комплексном подходе.
Так, если внедрять цифровые технологии отдельно в горном планировании или диспетчеризации, то можно получить рост производительности и снижение затрат на каждом участке около 5-7%. При интеграции переделов возникает кумулятивный, накопительный эффект, и в этом случае автоматизация позволит достигнуть уровня 15% и выше. Но данные при этом собираются с отдельных участков различными системами, и в итоге у предприятия образуются большие массивы разнородной, неструктурированной информации. Поэтому такой подход не дает ясного ответа, как лучше проводить дальнейшее оперативное управление.
Сквозная интегрированная система, в свою очередь, способна поднять общую эффективность производства более чем на 20–30%. Ни одна известная на текущий момент локальная система или их комбинация не даст такого результата. Да, такие цифры могут выглядеть амбициозно, но они вполне достижимы. Разумеется, с учетом специфики каждого предприятия.
Сейчас из-за прямых задач импортозамещения настал нужный момент, чтобы перейти от лоскутной автоматизации к внедрению интегрированных решений. Предприятиям необходимо отказываться от стратегии выживания и реализовывать постепенный системный подход, создавая программы развития на два-три года. Это позволит в том числе нивелировать риски, связанные с волатильностью цен на уголь.
Уверен, угольная отрасль понимает, что это неизбежный шаг. Эффекты от регуляторов на переделах достигнуты. Надо принимать вызов времени — кто сделает первый шаг, тот будет иметь лидирующие позиции на рынке.
— Что для этого делает ИТ-сообщество?
— Сегодня в чистом виде разработка программного обеспечения нашим угольщикам неинтересна. Им нужен партнер с серьезной экспертизой — как в программно-аппаратных комплексах, так и в технологиях горнодобывающего предприятия. Поэтому ИТ-компании не могут в одиночку решить проблемы угольной отрасли. Это под силу лишь объединению ряда команд, обладающих компетенциями в стратегическом производственном консалтинге, комплексной интеграции, программировании, внедрении и поддержке на стороне заказчика. Вся архитектура автоматизации предприятия должна прорабатываться исходя из комплексной экспертизы.
Кроме этого, есть и актуальная задача импортозамещения. К примеру, до последнего времени около 80% всего горно-геологического программного обеспечения принадлежало зарубежным вендорам, которые ушли из страны. Мы видим, что у нас уже появились команды, которые взялись за решение этой задачи. Сформировались индустриальные центры компетенции, где объединяются интересы и ресурсы как крупнейших отечественных заказчиков, так и специализированных ИТ-компаний. В частности, «Рексофт» принимает участие в работе ИЦК «Металлургия», где мы работаем совместно с ключевыми игроками индустрии.
Судя по результатам демодней ИЦК, уже к концу 2024-го — началу 2025 года первые отечественные наработки будут доступны для тестирования промышленными предприятиями. И если динамика сохранится, то зарубежный софт будет достаточно быстро заменен российским.
— Как вы оцениваете компетенции и возможности вашей компании?
— На данный момент в «Рексофт» работают горные инженеры, программисты с более чем 15-летним опытом разработки и вывода отраслевых решений на международный рынок, а также специалисты по производственному и стратегическому консалтингу.
Мы можем не только понять проблемы и выявить узкие места в производственных процессах, но и написать стратегию цифровизации предприятия и реализовать ее, то есть помочь предприятию работать в текущих условиях с новыми программными продуктами. В команде разработки на данный момент работает более 1500 человек, которые могут преобразовать в код любую идею.
— Какие наработки и предложения уже есть у вашей компании?
— Сегодня «Рексофт» выстроил дорожную карту процессов горного предприятия, которая позволяет комплексно автоматизировать сквозное управление производством, позволяя оперативно принимать оптимальные решения и своевременно применять соответствующие воздействия.
Мы не просто собираем данные — мы их поднимаем из различных программ и приложений, синхронизируя во времени. В итоге менеджмент в любой момент будет иметь актуальную информацию с каждого передела и участка.
Далее мы даем инструмент для оперативного управления — он позволяет гармонизировать работу каждого передела, исходя из критерия максимальной эффективности всего производства. Причем в составе этого инструмента есть и элементы искусственного интеллекта — рекомендательные системы. Если человек-оператор затрудняется в принятии решения, то система предоставит ему советы, как правильно поступить в той или иной ситуации.
В рамках ИЦК «Металлургия» «Рексофт» совместно с дочерней ИТ-компанией «Норильского никеля» «Норсофт» и компанией «Атоллис» ведет разработку ПО для диспетчеризации подземных горных работ, горного планирования, а также разрабатывает геоинформационные системы.
К тому же у нас есть и собственные готовые наработки по диспетчеризации открытых горных работ — они недавно были продемонстрированы на выставке «Уголь России и Майнинг» в Новокузнецке. Мы показывали демоверсию продвинутой автоматизированной системы управления горнотранспортным комплексом (АСУ ГТК), в которую входила имитационная модель добычи открытым способом. Положительные отзывы участников угольного рынка, протестировавших функционал и интерфейс системы, подтверждают актуальность данного решения.
Кроме того, команда «Рексофт» ведет несколько интересных проектов с использованием технологий Computer Vision, например по диагностике и контролю конвейерной ленты. А также есть серьезные наработки по диагностике различной техники, включая шахтное оборудование.
— Может ли сквозное управление производством улучшить позиции предприятий на трейдинговом рынке?
— Однозначно да. Большая проблема угольной отрасли — высокая волатильность цен на уголь. Предприятиям сложно оперативно адаптироваться к изменчивым рыночным условиям, они вынуждены постоянно перепланировать производство, им сложно запускать комплексные проекты длительностью 2-3 года и более. Ряд угольщиков регулярно выделяют бюджеты на инновации, но как показывает практика, не всегда такие проекты приводят к ожидаемому эффекту и широко применяются в промышленной эксплуатации.
Поэтому угольной отрасли необходимо динамическое интегрированное планирование — внедрение прогнозной модели, которая дает рекомендации по управлению производством и обеспечивает прогнозный коридор по добыче и реализации энергоресурсов. Задача совместных команд — систематизировать процессы и создавать ПО такого качества, чтобы коридор прогнозов был минимальным. Это позволит производственникам планировать свою деятельность на смену, сутки декаду, месяц, год, три года вперед. Тогда трейдеры, понимая прогноз, гибкость производства и себестоимость каждого передела, получают конкурентное преимущество и могут более эффективно торговаться на рынке.
И мы, и угольщики понимаем, что это решение уже назрело. Поэтому готовы создавать совместные команды для разработки и внедрения систем сквозного интегрированного управления производственным процессом.