С 1 мая применяется новый принцип расчета акцизов для напитков с содержанием спирта до 18%. Раньше его считали исходя из цены литра безводного спирта (514 руб.), а сейчас — как 141 руб. за литр готовой продукции. То есть с одной упаковки 0,5 л акциз вырос с 15 руб. — 23 руб. в 3-5 раз до 70,5 руб. В слабоалкогольных коктейлях содержится до 9% спирта.
Московский комбинат «Очаково» с 1 мая прекратил выпуск слабоалкогольных коктейлей «Сидор», джин-тоник, мохито. Об этом заявил генеральный директор Юрий Антонов. Произведенная до этой даты продукция была распродана, и почти исчезла с полок магазинов.
Завод «Браво премиум», входящий в ГК «Руст» (бренды Amore, Bravo, Relax, Sunny Breeze), создал большие запасы и также прекратил выпуск новой продукции с 1 мая, сообщил вице-президент компании Игорь Косарев.
«Мегапак» (бренды Hooch, Manchester, Black Russian и другие) также прекратил выпуск — небольшие объемы были выпущены в мае, а в июне производство не работает совсем. Об рассказал управляющий директор компании Андрей Богачев. По его словам, сделанных заранее запасов хватит на два-три месяца.
По словам Юрия Антонова, при введении новых акцизов цена на банку джин-тоника объемом 0,45 литра должна была бы увеличиться с 110 рублей до 200 рублей, по словам Антонова. Однако по такой цене коктейли становятся невыгодными для потребителя, их выгоднее заменить на бутылку водки с точки зрения «цены за градус», пояснил Антонов. Минимальная розничная цена водки составляет 281 рубль за полулитровую бутылку (с 1 июля она увеличится до 299 рублей, согласно приказу Минфина).
Действующие с 1 мая новые акцизы стали по сути запретительными, пояснил Косарев, отметив, что напитки по такой цене не могут конкурировать с другим алкоголем, таким как крепкий спирт, для которого принцип расчета ставок остался прежним (исходя из содержания безводного спирта).
Крупные торговые сети уже заявляют о возможном отказе от категории в целом, поскольку рост цены на полке будет более чем в два раза.
Антонов считает, что главными бенифициарами ухода с рынка безалкогольных коктейлей станут производители водки.
— В последние 15 лет вся госполитика на алкогольном рынке была направлена на снижение потребления крепкого алкоголя и на повышение качества потребляемого спиртного. Рост производства пива и коктейлей концепцию вполне укладывался. У потребителей сохраняется желание расслабиться после трудового дня и выпить, но теперь ему выгоднее купить бутылку водки или приобрести нелегальный алкоголь, — говорит он.