Найти тему
@uspeh_rebenka

Перестроить сознание в отношении проблемы интернет интересов ребенка, как еще один шаг предотвратить развитие аддикции

Чаще всего родители придают негативный окрас цифровой жизни своих детей. Что логично, это реально токсичная среда, которая может оказать разрушающее влияние на личность.

Но все это происходит только в определенных условиях. В специфическом семейном контексте, где очень много переменных, которые и являются катализатором конечного результата – вовлечение или зависимость.

Специалисты используют термин наркогенная готовность. Если у подростка все в жизни нормально, то он никогда не привяжется к ситуации, где будет разрушать себя. Он пройдет мимо с мыслями: «Это не мое просто, не интересно».

По большому счету, нужно очень серьезно потрудиться на ниве семейной педагогики, чтобы сформировать эту готовность у сына или дочери. В современных семьях чаще всего два полярных сценария, которые оказывают самое плохое воздействие – это гиперконтроль за цифровой жизнью.

И либерализм, когда ребенок по сути является цифровым беспризорником. Те термины, которые использовались лет 30 назад, можно перенести и на улицы цифрового города. Которые новое поколение осваивает с переменным успехом для своего развития.

Можно сказать, что в зоне риска дети в состоянии душевного кризиса. По факту все поколение на этапе переходного возраста.

Обсудим ошибку в стратегии. В подходе, который приводит семью в три состояния:

- холодная война;

- информационная,

- горячая фаза обострения конфликта.

Плюс минус каждый найдет себя в этом разделении.

В первом случае мы просто против, стараемся как-то ограничивать, во-втором, пытаемся убеждать или просто приказывать, в третьем – переходим к открытой и ожесточенной борьбе по принципу «кто-кого». Кто кого больше зацепит, оскорбит, выдумает новую технику воспитания (воздействия на аппонента).

При этом глобально линия противостояния это экранное время. Влияние компьютеров и гаджетов на жизнь сына или дочери. И современные родители по большому счету действуют из лучших побуждений, из любви и заботы, из желания вырастить человека, а не мямлю, которая не способна управлять собой.

Просто нужно немного отфильтровать средства, которые мы используем для достижения благих целей. Посмотреть на них с критической точки зрения – «а вообще работает ли моя стратегия? Или наоборот?»

В основе любых войн лежат идеологические споры. Если применить этот подход к системе детско-родительских отношений, то получается, что взрослые делают все, чтобы «сжечь все гаджеты и глаза их не видели».

Отсюда вырастают бесконечные попытки контроля и запретов. И потеря устойчивости, психические расстройства у взрослого, потому что интернет есть и будет. Так же, как телевизор, который висит в комнате. Это реалии цифрового общества. Их просто надо принять.

То есть родители наступают, или упрекают, а многие реально наезжают и угрожают, требуя от своих детей невозможного. Убрать из сферы своих интересов кибермиры.

Закономерно, какую реакцию мы получаем от цифровых детей?

Активная оборона, желание бороться за свои права, участвовать в дискуссиях и сообществах так же, как это делают сверстники и играть в онлайн игры, потому что это реально весело, это вариант досуга у поколения.

Самый опасный расклад, когда семья не смогла перестроится, и в попытках выдрать эту очень важную часть личности из своего ребенка перешла в крупномасштабный конфликт. А результат всем известен.

Человек все детство вынужден был держать оборону, защищаться, все ресурсы были направлены в эту сторону, в результате сил на адаптацию во внешнем мире нет. Понятно, как себя чувствует подросток с зависимостью?

Разруха в душе и голове. Он себя вообще не чувствует.

Вообще не знает, что ему нравится, а что нет. Что вдохновляет и какие еще есть интересы. Вне онлайн среды такой человек уже себя не представляет.

Как таковой личности нет, он просто примыкает к группам, сообществам или людям, плывет по течению, поддавшись каждому новому ветру перемен.

Современным семьям не нужно вообще ввязываться в войну. Ничего мы все равно не добьемся. Нужно помогать почувствовать, принять и распознать самого себя. Разобраться с сильными сторонами и контролировать слабые.

Изменения начнутся только после качественно перестройки своего сознания. Как только в семье прекратятся ежедневные выпады, обвинения и критика в адрес интересов своего ребенка в стиле:

- Сколько можно пялиться в гаджет? Тебе не надоело? Пора уроки делать!

- Сколько захочу, столько и буду сидеть! Я уже взрослый, чтобы за себя решать!

- Как ты со мной разговариваешь? Совсем совесть потерял(а)! Вообще без телефона останешься, понял(а)?

- А что такого? Это ты ко мне лезешь, достал(а)!

В некоторых семьях старшие подростки в выражениях уже не стесняются. Но все это зеркало. То, что было усвоено от старших и окружения в более раннем возрасте.

Измените этот подход, снизьте очаг борьбы, выходите из эскалаций. И вы получите совершенно другого подростка. Просто ему уже не нужно держать оборону. Можно расслабиться.

Перестать бояться очередного родительского хода, каких-то манипуляций. Можно заняться собой и своей счастливой жизнью. Появятся силы на все, в том числе и на обучение.

Самое главное, что такого родителя не воспринимают, как агрессора. Который в эмоциональной истерике творит всякую дичь. Проблемы обсуждаются, не замалчиваются. Мы ищем план их решения.

Но все это возможно, когда вам доверяют, когда не воспринимают как врага.

А себя видят в броне, где чаще всего один подросток против всех – родителей, учителей, интернета и мира, в котором уже нет желания ни жить, ни действовать.

Задача перестать использовать обвинения в форме «ты сообщений».

В том числе в сфере интернет активностей. Найти самый используемый формат у вас в семье, и убрать этот способ коммуникации из своей жизни.

_________________________

Еще больше рабочих инструментов, которые помогут перестроить детско-родительские отношения на этапе подросткового кризиса, вырастить независимую личность, читайте в книге "Как оторвать подростка от онлайн игры".

Бесплатный фрагмент доступен на сайте.

Центр помощи семьям