Чаще всего родители придают негативный окрас цифровой жизни своих детей. Что логично, это реально токсичная среда, которая может оказать разрушающее влияние на личность.
Но все это происходит только в определенных условиях. В специфическом семейном контексте, где очень много переменных, которые и являются катализатором конечного результата – вовлечение или зависимость.
Специалисты используют термин наркогенная готовность. Если у подростка все в жизни нормально, то он никогда не привяжется к ситуации, где будет разрушать себя. Он пройдет мимо с мыслями: «Это не мое просто, не интересно».
По большому счету, нужно очень серьезно потрудиться на ниве семейной педагогики, чтобы сформировать эту готовность у сына или дочери. В современных семьях чаще всего два полярных сценария, которые оказывают самое плохое воздействие – это гиперконтроль за цифровой жизнью.
И либерализм, когда ребенок по сути является цифровым беспризорником. Те термины, которые использовались лет 30 назад, можно перенести и на улицы цифрового города. Которые новое поколение осваивает с переменным успехом для своего развития.
Можно сказать, что в зоне риска дети в состоянии душевного кризиса. По факту все поколение на этапе переходного возраста.
Обсудим ошибку в стратегии. В подходе, который приводит семью в три состояния:
- холодная война;
- информационная,
- горячая фаза обострения конфликта.
Плюс минус каждый найдет себя в этом разделении.
В первом случае мы просто против, стараемся как-то ограничивать, во-втором, пытаемся убеждать или просто приказывать, в третьем – переходим к открытой и ожесточенной борьбе по принципу «кто-кого». Кто кого больше зацепит, оскорбит, выдумает новую технику воспитания (воздействия на аппонента).
При этом глобально линия противостояния это экранное время. Влияние компьютеров и гаджетов на жизнь сына или дочери. И современные родители по большому счету действуют из лучших побуждений, из любви и заботы, из желания вырастить человека, а не мямлю, которая не способна управлять собой.
Просто нужно немного отфильтровать средства, которые мы используем для достижения благих целей. Посмотреть на них с критической точки зрения – «а вообще работает ли моя стратегия? Или наоборот?»
В основе любых войн лежат идеологические споры. Если применить этот подход к системе детско-родительских отношений, то получается, что взрослые делают все, чтобы «сжечь все гаджеты и глаза их не видели».
Отсюда вырастают бесконечные попытки контроля и запретов. И потеря устойчивости, психические расстройства у взрослого, потому что интернет есть и будет. Так же, как телевизор, который висит в комнате. Это реалии цифрового общества. Их просто надо принять.
То есть родители наступают, или упрекают, а многие реально наезжают и угрожают, требуя от своих детей невозможного. Убрать из сферы своих интересов кибермиры.
Закономерно, какую реакцию мы получаем от цифровых детей?
Активная оборона, желание бороться за свои права, участвовать в дискуссиях и сообществах так же, как это делают сверстники и играть в онлайн игры, потому что это реально весело, это вариант досуга у поколения.
Самый опасный расклад, когда семья не смогла перестроится, и в попытках выдрать эту очень важную часть личности из своего ребенка перешла в крупномасштабный конфликт. А результат всем известен.
Человек все детство вынужден был держать оборону, защищаться, все ресурсы были направлены в эту сторону, в результате сил на адаптацию во внешнем мире нет. Понятно, как себя чувствует подросток с зависимостью?
Разруха в душе и голове. Он себя вообще не чувствует.
Вообще не знает, что ему нравится, а что нет. Что вдохновляет и какие еще есть интересы. Вне онлайн среды такой человек уже себя не представляет.
Как таковой личности нет, он просто примыкает к группам, сообществам или людям, плывет по течению, поддавшись каждому новому ветру перемен.
Современным семьям не нужно вообще ввязываться в войну. Ничего мы все равно не добьемся. Нужно помогать почувствовать, принять и распознать самого себя. Разобраться с сильными сторонами и контролировать слабые.
Изменения начнутся только после качественно перестройки своего сознания. Как только в семье прекратятся ежедневные выпады, обвинения и критика в адрес интересов своего ребенка в стиле:
- Сколько можно пялиться в гаджет? Тебе не надоело? Пора уроки делать!
- Сколько захочу, столько и буду сидеть! Я уже взрослый, чтобы за себя решать!
- Как ты со мной разговариваешь? Совсем совесть потерял(а)! Вообще без телефона останешься, понял(а)?
- А что такого? Это ты ко мне лезешь, достал(а)!
В некоторых семьях старшие подростки в выражениях уже не стесняются. Но все это зеркало. То, что было усвоено от старших и окружения в более раннем возрасте.
Измените этот подход, снизьте очаг борьбы, выходите из эскалаций. И вы получите совершенно другого подростка. Просто ему уже не нужно держать оборону. Можно расслабиться.
Перестать бояться очередного родительского хода, каких-то манипуляций. Можно заняться собой и своей счастливой жизнью. Появятся силы на все, в том числе и на обучение.
Самое главное, что такого родителя не воспринимают, как агрессора. Который в эмоциональной истерике творит всякую дичь. Проблемы обсуждаются, не замалчиваются. Мы ищем план их решения.
Но все это возможно, когда вам доверяют, когда не воспринимают как врага.
А себя видят в броне, где чаще всего один подросток против всех – родителей, учителей, интернета и мира, в котором уже нет желания ни жить, ни действовать.
Задача перестать использовать обвинения в форме «ты сообщений».
В том числе в сфере интернет активностей. Найти самый используемый формат у вас в семье, и убрать этот способ коммуникации из своей жизни.
_________________________
Еще больше рабочих инструментов, которые помогут перестроить детско-родительские отношения на этапе подросткового кризиса, вырастить независимую личность, читайте в книге "Как оторвать подростка от онлайн игры".
Бесплатный фрагмент доступен на сайте.