Найти тему
filumjazz

Лонгрид. RADO GOST Experience

Когда я ещё только планировал свою поездку на Babuinumfest 21 в Санкт-Петербург этим летом, у меня не было какого-то конкретного плана освещения мероприятия. Попал я, конечно туда не случайно: я лично пообещал Сергею Горчанинову, в ноябре 2023-го года, что буду на его летнем мероприятии, если он найдёт в себе силы его собрать. Так вот, Сергей нашёл силы и я, как честный человек, должен был оказаться его участником, что и случилось. В остальном всё было в импровизационной манере: я купил билеты, оформил отпуск на работе, забронировал жильё в Питере; и для того, чтобы ощущение спонтанности продолжилось специально не стал интересоваться списком участников. Знал только, что во второй день мероприятия будет играть группа Сергея — OT&DO: Сергей предложил мне сыграть с ними на сцене «экспромт».

Идея написать обо всех участниках по началу крутилась в моей голове, но в какой-то момент я понял, что моих сил не хватит на всех. В итоге я остановился на решении выбрать по одной команде с каждого для фестиваля и связаться с их участниками с целью взять интервью. Первая команда, которую я выбрал, оказалась из Великого Новгорода. Был в этот день ещё один достойный коллектив, но выбирал я основываясь на субъективные предпочтения, поэтому RADO GOST Experience. Их выступление не отличалось какой-то отточенностью, но во время их действа бурлила какая-то первобытная многообещающая энергия. Было в них что-то от выступления ранних хиппи-групп.

С Павлом и остальными участниками мы немного разговорились уже на улице, после закрытия первого дня фестиваля, когда они укладывали свои инструменты в автомобили. Мне показалось, что не только на сцене между ними очень тёплые отношения. «Мы здесь все — одна большая семья» — пытались объяснить мне Лидия и Павел: Лидия была с братом, а Павел с сыном. Немного поговорили о музыке, обменялись контактами и договорились, что я свяжусь с Павлом позже, чтобы поговорить с ним о его музыкальном пути. Ниже читайте результат нашей с ним беседы.

Павел Rado Gost Павлов
Павел Rado Gost Павлов

Я: Первый вопрос. Ты родом из Великого Новгорода, или судьба туда забросила?

Павел Павлов: Обнаружил себя в Великом Новгороде! Рождения своего не помню, потому что никогда не рождался! А что именно сюда забросило мне не известно)

Я: А если серьёзно?

Павел Павлов: Если говорить более общепринято, то родился в Великом Новгороде. Мне бы, конечно, хотелось предельно честно отвечать на твои вопросы, если это возможно. Слушай, я правда ощущаю, что никогда не рождался и не умирал. Вот без всяких мистификаций. Ощущаю состояние вечности себя. Прямо сейчас пишу как есть. В один момент я стал все чаще обнаруживать самое простое, что может быть, лежащее на самом видном месте. Это то, что совершенно никак не называется, то, что нельзя описать или представить в виде чего-либо. Это то, в чем все существует уже. Это как будто ты прямо сейчас просто смотришь и ничего не придумываешь, не называешь как-то, не определяешь как что-то. Ты не можешь говорить «если бы» — жалеть о том, что могло быть иначе, или говорить «хорошо бы» в надежде на что-то, потому что совершенно очевидным видится, что все это описывает то, чего прямо сейчас не существует и никогда не существовало и не будет существовать, потому что это просто карта местности, которая просто схематически описывает что-то, но находясь на самой местности ты не видишь этой карты, ты чувствуешь ветер, слышишь птиц, вдыхаешь ароматы цветов, в этом совершенно нет никакой карты местности, ты ощущаешь, что это все единое и неделимое, в этом все, что есть, и в этом нет ничего одновременно, так как ты не можешь отделить чего-то от чего-то, чтобы проявилась отдельность. Как будто ум настроен на то, чтобы построить границы вокруг себя, нападать и защищаться, играть в выдумки и игры, страдать от поражений и не сбывшихся планов, чтобы вдоволь измучив себя исчезнуть окончательно со всеми своими выдумками о том, как нужно, или как не нужно, кто прав, кто виноват, что делать, или не делать. Когда исчезает это неугомонное действование, открывается то, что проще некуда, оно никогда не рождалось и не умирало, никогда не исчезало от тебя, оно всегда было на самом видном месте и ты, как будто находился во сне ума, погружаясь во все выдумки, которые рождал ум и не обнаруживал самого простого. То, что я просто есть и ничего для этого не нужно делать. В этом открывается доверие, благодарность, любовь и служение как то, что происходит само по себе, как то, что и есть ты. Это всё, как мне кажется, можно проиллюстрировать композицией группы Yes «Awaken»

Я: Это ощущение всегда с тобой было, или пришло в какой-то значимый момент твоей жизни?

Павел Павлов: Оно было в детстве. Потом стало больше и больше пропадать. В 2011 году случилось что-то, что я ощутил как пробуждение от сна. Затем опять заснул на 10 лет и с осени обнаруживаю все чаще и чаще себя как то, что не имеет начала и конца, и то, что не имеет границ.

Я: В какой момент оно начало пропадать? В школе, или ещё до?

Павел Павлов: Помню случай, когда меня наругали за то, что я испортил моего любимого плюшевого дельфина, и его выкинули после этого, мне было в районе 4-х лет и мне пояснили, что это из-за меня. Я помню, что с этого момента моя жизнь изменилась. У ощущения себя появился контур, что я есть кто-то, из-за кого случилась такая беда. Дальше школа, которая меня все больше и больше погружала в какие-то роли, которые приходилось играть.

Я: После школы какое образование ты получил?

Павел Павлов: Три курса Архитектуры, потом армия, три года, затем академия государственной службы, высшее образование.

Я: Я, кстати, архитектурный закончил, в Новосибирске. А ты где учился?

Павел Павлов: ))) о. Класс) я чувствую философию архитектора! Я в Великом Новгороде. У нас есть такой факультет. Это особый взгляд на вещи, конструктивный, мне это близко))

Я: Это при каком-то учебном заведении?

Павел Павлов: НовГу. Политехнический университет, факультет архитектуры, искусств и строительства, кафедра архитектурного проектирования

Я: Почему не доучился? Почему армия? Потерял интерес?

Павел Павлов: Я просто не смог. Был на курсе перспективным, очень многих исключили, причём и даже талантливых, но не способных решать кропотливую работу целыми днями и ночами напролёт. Ну, и плюс пивко, девчонки, песни, гитары. Армия, потому что почувствовал такой импульс, счёл его полезным, так как и правда мы много пили пива, и мне это не нравилось, но ничего не смог сделать, так как все друзья были в этом. Наш город не большой. А ты из какого города?

Я: из Искитима, если это о чём-то тебе скажет. 60 км от Новосибирска на Юг.

Павел Павлов: Я служил с ребятами из Новосибирска, там военное училище, офицеры оттуда приходили, отменные ребята, просто лучшие из лучших. Мне очень нравятся сибиряки.

Я: После армии ты не вернулся заканчивать архитектурный. Почему академия государственной службы?

Павел Павлов: Потому что я вернулся с женой и ребёнком, служил по контракту. А архитектура только очная. А мне нужно было заочное, точнее родители очень хотели — мне было без разницы. Что бы их не расстраивать, пошёл туда, где ничего не надо делать. Только плати раз в полгода. Служба в армии затянулась, потому что часть переводили на контракт и сделали это максимально профессионально из числа срочников. Сохранив тем самым весь накопленный опыт, практически никого не взяв извне.

Я: Ты и сейчас военный, или сменил род деятельности?

Павел Павлов: Нет, я в запасе с 2009 года

Я: До 2011-го осталось 2 года. Чем ты занимался это время?

Павел Павлов: Занимался монтажом и обслуживание технических средств связи, охранно-пожарных сигнализаций

Я: Что конкретно произошло в 2011-м? Когда произошло твое первое "пробуждение"?

Павел Павлов: Проснулся утром и ощутил любовь ко всему и это ощущение было всеобъемлющим. Ничего накануне не происходило, чтобы была причина. Это было что-то совершенно спонтанное.

Я: Это весной случилось?

Павел Павлов: Нет, вторая половина ноября.

Я: Долго тянулось это состояние до "засыпания на 10 лет"?

Павел Павлов: 5 дней

Я: Про занятия музыкой тебя не спросил. Когда и как начал?

Павел Павлов: Первое воспоминание, года три, когда в деревне взял гитару и играл, сочиняя на ходу музыку к мультику.

Я: Гитара чья была?

Павел Павлов: Гитара была моего дяди. Он немного играл какие-то простые песни. А затем, уже в 5 классе я стал подбирать аккорды, настраивать сам. Перевез эту гитару из деревни домой, в Новгород.

Я: А музыку осознанно когда начал слушать?

Павел Павлов: Мне в детстве отец в наушниках ставил альбомы Пинк Флойд.

Именно тогда я ощутил наслаждение от звука и от того как он выглядит. Именно визуально. А осознанно стал покупать кассеты в 5 классе. Мне повезло — я купил альбом «Последний Герой» Кино. Первая кассета. Моя!

У нас был музыкальный центр Ода. Хороший был звук, честно говоря). Затем я купил «Ночь» и был огорчен: это не то, что я хотел тогда услышать; затем «45», потом «46», потом «Чёрный». Потом понял, что все это хорошо поётся и играется. Купил «акустический концерт» и снимал все до малейшего движения. Мне, по правде, нравится как он чётко держит ритм. Держал. Редко встретишь такого гитариста, который это делает так цельно. Летов может только ещё. Честно говоря, душевный старт, наполненный, не пустой.

Я: Первая группа в которой ты играть начал в каком возрасте была?

Павел Павлов: В 5 классе мы с другом, соседом, сколотили группу из двух гитар. Он был старше, сочинял песни, затем и я подключился. Первый альбом мы записали в 6 классе на диктофон. А в восьмом уже ещё один, появился муз. центр двухкассетный с функцией записи поверх. Там был уже бас на 6 струне гитары, эхо, путем небольшой задержки наложения. Нам казалось это очень крутым. Порой, было просто не заснуть от ощущения того, что мы делаем очень классные песни и что вообще такое возможно в природе как звукозапись — это было настоящим чудом.

Я: Концерты давали, или существовали как репетиционно-студийный проект?

Павел Павлов: Нет, концертов не было. Играли, записывали — это было основным.

Я: Это до конца школы продолжалось?

Павел Павлов: Да, после школы мы разделились каждый по своим воззрениям в музыке. Я услышал Калинов Мост

и Инну Желанную.

С этого момента все что было до, перестало иметь смысл в плане музыки.

Я: А что было до?

Павел Павлов: Песенки как песенки.

Я: Что вы с товарищем слушали, кроме «Кино»?

Павел Павлов: Да весь русский рок. Просто запоем. Прям всё что было в пиратских ларьках. «Пинк Флойд», конечно, слушал. Король и Шут, обязательно, был очень, Ария. В общем, это было исследование среды. Книжки, кассеты, интервью в журналах. Затем случилась Инна Желанная, и это было то, что мой друг не смог выпить. А я не смог ничего сделать, чтобы как-то повторить. Я совершенно не понимал как это делается чисто технически, это меня просто завораживало. и тянуло) Ну, и, конечно, ранний Калинов Мост.

Я: Ты же знаешь, что она в том самом московском "Альянсе" начинала свою карьеру, который "На заре"?

Павел Павлов: Да, конечно. Я кое-что об этом знаю и от самой Инны. Мы последние несколько лет общаемся на тему музыки: очень схожий вкус. Первое, что меня впечатлило, это размеры, которые звучат просто, но их было не повторить.

Я: Басист у неё сумасшедший…

Павел Павлов: Да, я его один раз видел, мы коротко общались. У него глаза как огромные озёра. Я считаю, что он лучший басист — архитектор ритмических мерностей из всех, кого слышал. Ближе всего Мик Карн, пожалуй. Он рубит самые настоящие срубы, это каноничный подход к реализации ритма. Чем собственно он и должен быть в смысле архитектуры аранжировки.

Я: Итак, Инна Желанная. Куда дальше тебя эта дорожка повела?

Павел Павлов: Привела она к Питеру Гэбриелу И песне Sky Blue.

С этого момента новый этап — изучил все альбомы всех лет. Неизбежно приплыло все остальное. King Crimson,

Genesis,

Yes

и Gentle Giant.

Я: Это всё до армии ещё произошло?

Павел Павлов: Нет, это уже после. Сразу после. В Армии был переходный этап в виде Стинга

Я: В амии играть получалось?

Павел Павлов: Да, конечно. На всероссийском конкурсе по вооружённым силам занял первое место. Мне Буйнов вручал награду)

Я: Пел?

Павел Павлов: Да, свои песни. Я и до армии прокатился по конкурсам. Не то, что бы я это хотел, но так вышло — администрация меня катала. В итоге даже кто-то меня заприметил позвал на закрытое прослушивание в фабрику звёзд. Не такое, какое показывали по телевизору на улице.

2004 год.
2004 год.

Я: Ходил?

Павел Павлов: Там были Зацепин, Михальчик и какие-то другие, точно уже не помню, мне это все не понравилось. А продюсер был вроде Евгений Орлов, продюсер Смэш, Сливки, отпетые мошенники. Мне настоятельно рекомендовали идти администраторы фабрики в проект, но я отказался. Это была какая-то странная случайность, что я туда затесался.

Я: Это ты ещё в вооружённых силах тогда числился?

Павел Павлов: Это было до, после школы сразу был этот период — в университете как раз учился. 2004 год. В армии меня сдали свои новгородцы, что я пою играю

Я: то есть там ты не стремился играть?

Павел Павлов: Я скрывал, конечно: это была не самая хорошая участь иметь в нагрузку к полному ..здецу ещё и это.

Я: Понятно. Итак, ты ушёл в запас и поступил в академию управления и параллельно работал? Что с музыкой было в это время?

Павел Павлов: Если честно, то после армии работа всегда была просто вынужденным отвлечением от музыки, потому что нужно было зарабатывать, а я жил ей: записывал, сочинял.

Я: Всё в стол?

Павел Павлов: Да, практически, это было исследование — тысячи часов в наушниках, пытаясь понять как устроен этот чёртов ритм. С помощью Питера Гебриела в особенности. Он притащил из Африки очень здравые мысли. Ну и Дисциплины, конечно же.

Я: Об этом поподробнее. Что ты имеешь ввиду?

Павел Павлов: Имею ввиду, что я видел некоторые законы, но не мог их осознать и структурировать. Я рисовал многоугольники, вписывал в них другие фигуры, образовывая полиметрию — пытался понять как это лучше всего визуализировать. Как будто каждая мерность обладала своими динамическими свойствами, как механизм. Особенно меня вдохновляло то, что во всех традиционных культурах это проявлено очень похоже в музыке. Можно сказать музыка трансовых состояний

Я: «Дисциплина» — это фрипповский гамелан, как я понял?

Павел Павлов: Да да, конечно, и он тоже.

Я: В итоге ты нашёл ответы?

Павел Павлов: Да

Я: Коннакол тоже пробовал?

Павел Павлов: Мне не подходит это вариант счета. Моё познание опирается на динамическое проявление в танце. Я это видел на концертах прогрессивных групп, как двигаются музыканты, что они чувствуют. А потом уже и джаз. Года с 2013. Механика динамических движений проявленная с помощью тела.

Я: С 2013-го стал увлекаться джазом?

Павел Павлов: Я обнаружил на стене Инны Желанной концерт Dhafer Yossef, и я увидел совершенство проявленное в танце. Следующие 5 лет ушли на это). Музыканты ничего не считали, но играли сумасшедшие размеры.

Я: Какие джазовые имена, кроме Dhafer Yossef, на тебя повлияли?

Павел Павлов: «Свенсон Трио»,

потом Тигран Амасян

и слушал «Снарки Паппи» и много много других.

Меня всегда манило к трансляторам. Или я это называю ритуальной музыкой —NIK Bartsch. Я когда его услышал, то у меня все упало. Я хотел сделать то, что он УЖЕ сделал и поэтому курс изменился.

Вообще, конечно, музыку я слушал каждый день по два альбома. И весь Брайн Ино, и весь Джон Хасселл, который открыл мне новое непознанное. Слышу что там происходит, какая мысль и какая внутренняя энергия это творит и какой инструментарий, его что ли пределы.

Я: Как ты находишь себе ту музыку, которую надо послушать?

Павел Павлов: Через интернет, паблики, Инна скидывает периодически крутые группы и другие друзья. И на популярных проектов экс прогроковых музыкантов, что-то вроде того, что услышал у Сергея Болотникова, с которым познакомились на фестивале. Обнаружилось, что он Мастер, о котором я никогда не слышал и даже не знал, что такое возможно. У него несколько альбомов Boloband.

Вот я их сейчас исследую. Я очень люблю Бориса Базурова. Мы тоже с ним много говорили о музыке.

Я: Итак, вернёмся к теме нашей беседы. Твой проект RADO GOST Experience когда родился?

Павел Павлов: Он родился из проекта Rado Gost. Это была звукозапись и исследования своих и расширение пределов. Она была только одиночной

Я: В каком году появилась?

Павел Павлов: В 2016 году я начал записывать Synesthesia

Я: Это пьеса?

Павел Павлов: Это сборник исследовательских зарисовок. Посвящённый преимущественно ритму.

Rado Gost - "Synesthesia" (2019)

Затем Harmonographica. Это рефлексивная музыка состояний.

Rado Gost - "Harmonographica" (2019)

И затем Простороведение. Это поиск композиционных форм.

Rado Gost - Prostorovedenie (2023)

Я: Три сборника?

Павел Павлов: Да, объединённых в трилогию ЭВА. Собственно, после чего проявилась готовность пробовать играть это не в одиночку.

С Лидой открываем проект ЭВА
С Лидой открываем проект ЭВА

Я: А что означает "Rado Gost"?

Павел Павлов: А незнаю, это ещё в школе я придумал себе никнейм для какого-то чата. Из какой-то книжки, то ли Велесова книга, то ли ещё какая на эту тему. Я это поясняю как «рад гостям».

Я: "ЭВА" — это аббревиатура?

Павел Павлов: ЭВА — это первослово, которое полностью физиологически проявляет дыхание. На «Э» максимальный вдох, на «А» максимально полезный выдох. В смысле механики дыхания. Мне подумалось, что это может быть одним из первых слов. Ну, да это моя такая выдумка.

Я: Когда начались пробы?

Павел Павлов: Наверное в 2020-м году, осенью. Но мы достаточно быстро разбежались. Сложно найти того, кто хотел бы играть такую музыку с полной отдачей. Пока не вырос сын, который этим жил с пелёнок.

2011-й год с будущим участником RADO GOST Experience Савелием Павловым
2011-й год с будущим участником RADO GOST Experience Савелием Павловым

Я: Что-то записать удалось? Аудио, видео? Имеется в виду первый состав.

Павел Павлов: Ну, скорее, мои записи для группы, где все разложено как и что играть. Это было немного похоже на множество преодолений, которые меня в один момент утомили окончательно. Два года мне пришлось пережить это, чтобы попробовать ещё раз.

Я: В этот раз когда стартануло всё?

Павел Павлов: Когда сыну стало 13 лет и он начал более менее внятно играть. Собственно, это прошлая весна. Подтянулся друг Ваня, басист. И мы вместе начали снова преодолевать)

Я: Прошлая весна — это весна этого года, или прошлого?

Павел Павлов: Прошлого, 2023-го.

RADO GOST Experience: Иван Шмер, Савелий Павлов, Павел Павлов
RADO GOST Experience: Иван Шмер, Савелий Павлов, Павел Павлов

Я: Расскажи про Ваню-басиста? Как познакомились? Кто он по жизни?

Павел Павлов: Ну, мы знакомы больше 10 лет. Он всегда проявлял интерес к прогрессивной музыке. Но, вот такая что бы готовность проявилась как раз год назад. Он играл во многих группах, кавер-группах, собственно, этим он и зарабатывает на жизнь.

Мне нравится, что ему интересен путь непрерывного развития — это нас объединяет. Ну и чисто по-человечески мы друзья. А когда познакомились точно не помню, в Новгороде все музыканты друг друга знают))

Иван Шмер
Иван Шмер

Я: Савелий что-то своё «молодёжное» слушает, чего ты не слушаешь?

Павел Павлов: Нет, он слушает сейчас исключительно Тиграна Амасяна. У нас они вообще очень схожи, мы с ним — единый организм.

Савелий Павлов
Савелий Павлов

Я: Я, кстати, был на концерте Тиграна Амасяна этой осенью.

Павел Павлов: Мы тоже были! Ждём новый альбом. Вроде, как уже скоро

Я: Расскажи ещё про остальных участников, тех, что были на сцене на фестивале пару слов.

Павел Павлов: Это друзья, музыканты, которым нравится то, что через меня сочиняется. Мы много лет дружим, но вот только этой весной, проявилась готовность вместе играть — это мои любимые люди)

Виолетта Звукова
Виолетта Звукова
Лидия Истратова
Лидия Истратова
и её родной брат Александр Истратов
и её родной брат Александр Истратов
RADO GOST Experience во время выступления на Babuinumfest 21: Павел Павлов, Лидия Истратова, Виолетта Звукова, Иван Шмер, Александр Истратов, Савелий Павлов
RADO GOST Experience во время выступления на Babuinumfest 21: Павел Павлов, Лидия Истратова, Виолетта Звукова, Иван Шмер, Александр Истратов, Савелий Павлов
RADO GOST Experience во время выступления на Babuinumfest 21: Иван Шмер, Александр Истратов, Савелий Павлов
RADO GOST Experience во время выступления на Babuinumfest 21: Иван Шмер, Александр Истратов, Савелий Павлов

Я: Их можно считать членами коллектива?

Павел Павлов: Да, расширенная версия.

Сейчас мы немного меняем курс. Я возьму в руки Гитароуд, Саша Истратов сядет за фортепиано. Мне нравится сочетание безладового гитароуда и фортепиано. За последние 10-ть лет сочинено достаточно материала, чтобы его реализовать. Мне этот инструмент ближе чем фортепиано, за которое я впервые сел меньше года назад. У него был долгий путь возникновения. Да и, собственно, ладовые инструменты меня перестали возбуждать вовсе.

Я: Сам придумал убрать лады, или подсмотрел где-то?

Павел Павлов: Ну, конечно пошло дело от Калачева, басиста Инны Желанной, потом Dhafer Yossef и арабский уд меня просто покорили. В итоге появился Уд — мне его подарили. Но меня не устроил размер грифа, он очень маленький для моего телесного проявления и детальности манипуляций. Ну и, конечно, микро-тональность. Это вот новая такая игрушка по исследованию звука. Этому инструменту месяца нет ещё, вот только-только начинаю, но на нем я могу освободить себя от сидячего положения за фортепиано. Это ощущается как телесное освобождение.

Я: Спасибо, Павел, за развёрнутые ответы. Надеюсь, всё задуманное тобой реализуется. Желаю тебе и твоему коллективу долгой и плодотворной жизни.

Павел Павлов: Алексей, благодарю тебя за то, что ты проявил интерес к этому музыкальному пути, это очень приятно и вдохновляет, конечно же. Так радостно от того, что встречаешь людей, которые впечатляются той же музыкой, что и ты, и которым небезразлично развитие музыкальной культуры в целом. Было приятно пообщаться, вспомнить то, о чем было забыто, благодаря этому уже стали проявляться новые мысли и идеи. Благодарю!

Хотите ещё?

Интервью участников лучшего, на мой взгляд, коллектива второго дня фестиваля Babuinumfest 21.

Если понравилось, не забудьте подписаться!

#filumjazz