Одно из старейших предприятий Санкт-Петербурга – Пролетарский завод ОСК (ранее – Александровский литейный завод) был основан в 1826 году. Более 122 лет завод, являясь "пионером паровозостроения", работал в составе министерства путей сообщения, обеспечивал железную дорогу между Санкт-Петербургом и Москвой подвижным составом.
Помимо стратегических заказов государства, мастера Александровского завода многое сделали, чтобы украсить родной город, создавая декор и строительные конструкции для известных архитектурных памятников Северной столицы.
Значительный вклад в это внес инженер и первый директор предприятия – Матвей Егорович Кларк (1776–1846). Он активно сотрудничал с крупнейшими архитекторами и скульпторами Санкт-Петербурга, помогая воплощать в жизнь их самые смелые творческие замыслы.
Арка Главного штаба создана архитектором Карлом Ивановичем Росси в честь победы в войне 1812-1814 годов. В 1828 году мастеровые Александровского завода под руководством М. Кларка изготовили уникальный декор скульптурной группы Славы, венчающей арку.
Сотрудничество М.Кларка и К.Росси продолжилось и при строительстве Александринского театра. На заводе были сконструированы и произведены ферменные перекрытия зрительного зала.
Самые известные львы Петербурга – два льва на Адмиралтейской набережной – тоже изготовлены на Александровском заводе.
Сотрудничество Александровского завода с архитектором Василием Петровичем Стасовым подарило Северной столице немало замечательных архитектурных сооружений: Триумфальные Нарвские и Московские ворота, решетки у Преображенского и Смольного соборов.
С участием работников завода создавались не только элементы конструкций зданий, но и декор ряда чугунных мостов – к примеру, Певческого, Синего, Театрального. Шедевром мостового зодчества является Тройной мост, расположенный неподалёку от храма Спаса на Крови.
После Великой Отечественной войны завод продолжил участвовать в развитии родного города. Пролетарцы восстанавливали трамвайный транспорт, производили для домостроительных комбинатов подъемники, бетоноукладчики и другие строительные машины, в том числе служившие для изготовления плит для лоджий и балконов. В 1980-е годы здесь были произведены проходческие щиты для метростроя. Помимо прочего, на предприятии выполнялись отдельные заказы по благоустройству парков и оформлению массовых мероприятий, создавались сваевдавливающие машины для проведения ремонтных работ в историческом центре Санкт-Петербурга.
Пролетарский завод уже более 60 лет специализируется на выпуске изделий судового и энергетического машиностроения. И закономерно, что именно это предприятие поставляет свою продукцию на многие электростанции страны: тепловые, атомные, геотермальные. Работают выполненные заводом агрегаты на ЛАЭС и Ленинградской тепловой электростанции; обслуживает гатчинские теплосети ПТГ (паротурбогенератор) мощностью 3000 кВт.
По материалам Музея истории Пролетарского завода
Подписывайтесь на Телеграм-канал ОСК, чтобы следить за событиями судостроительной отрасли в режиме онлайн.