Дело Роберта Пиктона
В период с 1978 по 2001 год в центре Истсайда Ванкувера исчезли по меньшей мере 65 женщин. Роберту Пиктону, который управлял свинофермой в соседнем Порт-Кокитламе, было предъявлено обвинение в убийстве 26 женщин. Он был признан виновным по шести пунктам обвинения и приговорен к пожизненному заключению в тюрьме. В разговоре в тюремной камере с полицейским под прикрытием Пиктон утверждал, что убил 49 женщин. Убийства привели к крупнейшему расследованию серийных убийц в истории Канады, а ферма Пиктона стала крупнейшим местом преступления в истории Канады. Это дело стало горячей точкой в более широкой проблеме пропавших без вести и убитых женщин и девочек из числа коренного населения в Канаде. В 2012 году правительство провинции, расследовавшее это дело, пришло к выводу, что “вопиющие провалы” полиции, включая неумелую работу по расследованию уголовных дел, усугубленные предрассудками полиции и общества в отношении работников секс-торговли и женщин из коренного населения, привели к “трагедии эпических масштабов”.
Внимание: Эта статья содержит конфиденциальный материал, который может подойти не для всех аудиторий.
Пиктонская свиноферма
Роберт Уильям “Вилли” Пиктон (1949 г.р.) вырос на семейной свиноферме в Порт-Кокитлам, Британская Колумбия. Пиктон и его братья и сестры продали большую часть собственности для застройки городов, сократив площадь фермы до 6,5 гектаров. Пиктон содержал на ферме небольшое животноводческое хозяйство. Он также получал долю доходов от сделок с недвижимостью и был партнером своего брата Дэвида в компании по утилизации. Пиктон был социально неловким человеком, который, как было известно, демонстрировал странное поведение. Он жил один в доме-трейлере на ферме.
В 1996 году братья Пиктон основали Общество Piggy's Palace Good Times Society. Это была зарегистрированная на федеральном уровне благотворительная организация с предполагаемым мандатом на сбор средств для сервисных организаций посредством таких мероприятий, как танцы и шоу. Соседи жаловались на хулиганство, употребление наркотиков, пьянство и шум. На вечеринках присутствовало до 1700 человек, включая байкеров и работников секс-индустрии из центра Истсайда. В 2000 году власти города Порт-Кокитлам закрыли Piggy's Palace.
Центр Истсайда
Район Даунтаун Истсайд в Ванкувере известен высоким уровнем бедности, бездомности, открытого употребления наркотиков и поституции. В конце 1990-х 80 процентов девушек и женщин, работающих в сфере секс-бизнеса, были родом из-за пределов Ванкувера. Некоторые годами не общались со своими семьями.
Опрос 183 работников секс-индустрии, проведенный Обществом консультирования и просвещения по альтернативам проституции (PACE) в период с 1999 по 2001 год, показал, что акты насилия в отношении этих женщин были частыми. Они подвергались ограблениям, избиениям, похищениям и принудительному заключению. Опрос показал “разрыв между перенесенными актами насилия и сообщениями об актах насилия”. Результаты также показали, что женщины испытывали глубокое недоверие к полиции и другим органам власти.
Пиктон познакомился с центром Истсайда, посетив расположенный там завод по переработке отходов животноводства. Он объезжал полосу в десять кварталов под названием Лоу-Трек, предлагал женщинам деньги и наркотики и часто отвозил их обратно на свою ферму.
Исчезновения
В 1978 году совместная Оперативная группа по розыску пропавших женщин "КККП" и Полицейского управления Ванкувера начала составлять список пропавших женщин. Самым ранним делом в списке, связанным с Пиктоном, было дело Дианы Мелник, которую в последний раз видели 22 декабря 1995 года. (Пиктон не был осужден за убийство Мелник.) Самым последним делом в списке, связанным с Пиктоном, и одним из шести убийств, за которые он был осужден, было дело Моны Уилсон, которую в последний раз видели в ноябре 2001 года.
Из 26 исчезновений, официально приписываемых Пиктону, одно произошло в 1995 году, одно в 1996 году, шесть в 1997 году, четыре в 1998 году, пять в 1999 году, два в 2000 году, и семь в 2001 году. Другие исчезновения до и в течение этого периода официально не были связаны с Пиктоном из-за отсутствия доказательств.
Из-за маргинального образа жизни и непостоянных привычек жертв и других людей в центре Истсайда исчезновения часто оставались незамеченными. Об исчезновении Шерри Рейл, которая пропала в 1984 году, не сообщалось в течение трех лет. В 1987 году КККП создала специальную группу для расследования нераскрытых убийств и исчезновений работников секс-индустрии, она была распущена в 1989 году из-за ограниченного прогресса.
Маргинализованные жертвы
С годами, по мере роста числа исчезновений, в центре Истсайда начали циркулировать слухи о серийном убийце. Работники секс-индустрии начали ходить группами по Нижней дорожке и записывать номерные знаки автомобилей, которые подбирали женщин. Но исчезновения продолжались.
В 1991 году семьи пропавших женщин вместе с защитниками работников секс-индустрии учредили ежегодную аллею памяти в День Святого Валентина в память об убитых и пропавших без вести жертвах. Они потребовали тщательного расследования, но реакция полиции была вялой. Полиция Ванкувера отказалась утверждать, что действовал серийный убийца, или даже считать, что пропавшие женщины мертвы. Не было тел, которые требовали бы расследования, которое потребовало бы напряжения ресурсов полиции. Полиции казалось разумным предположить, что некоторые женщины уехали, а другие умерли от передозировки наркотиков.
Поступали жалобы на апатию полиции, особенно со стороны газеты Vancouver Sun. В ней полиция обвинялась в том, что преступлениям, совершаемым против работников секс-индустрии, придается низкий приоритет. Полицейскому управлению Ванкувера также мешало его нежелание применять новые методы расследования, такие как психологическое профилирование преступников и геопрофилирование.
Многие из пропавших женщин также были коренными жительницами. По мере того, как разворачивалось дело Пиктона со многими жертвами из числа коренного населения, оно привлекало внимание общественности к более широкой проблеме пропавших без вести и убитых женщин и девочек из числа коренного населения в Канаде. Это, в свою очередь, привело к национальному правительственному расследованию этого вопроса, начавшемуся в 2016 году.
Упущенные возможности
22 марта 1997 года женщина, которую Пиктон привел на свою ферму, оказала сопротивление, когда он попытался надеть на нее наручники. Она схватила кухонный нож, и в завязавшейся борьбе оба получили серьезные ножевые ранения. Женщина выбежала на дорогу и помахала рукой машине, пассажиры которой вызвали скорую помощь. Ее доставили в Королевскую колумбийскую больницу в Нью-Вестминстере. Пока женщине делали срочную операцию, Пиктон лечился от полученных травм в той же больнице. Санитар нашел в его кармане ключ, который подходил к наручникам на запястье женщины. Пиктон был арестован и обвинен в покушении на убийство, нападении с применением оружия и насильственном лишении свободы. Обвинения были приостановлены и в конечном итоге сняты, потому что женщина, чье имя было помещено под защиту запрета на публикацию судами, не считалась компетентным свидетелем из-за наркотической зависимости. Пиктон утверждал, что она была путешествующей автостопом, которая напала на него.
Весной 1999 года информатор сообщил полиции Ванкувера, что мать-одиночка и наркоманка по имени Линн Эллингсен видела тело женщины, повешенное у Пиктона. На допросе в полиции Эллингсен сначала отрицала эту историю. Только намного позже она признала, что 20 марта действительно видела тело. Она не сообщила об этом, потому что боялась Пиктона и зависела от него в получении денег на наркотики.
В начале 1999 года Билл Хискокс, работавший на Пиктонов, сообщил КККП, что Лиза Йелдс, близкая подруга Пиктона, сказала Хискоксу, что видела женскую одежду, сумочки и документы, удостоверяющие личность, на свиноферме. Хискокс считал, что они были собственностью пропавших женщин. Полиция допросила Йелдс, но она отказалась сотрудничать. Это был второй раз, когда Хискокс обратился в полицию со своими подозрениями, но они не смогли получить ордер на обыск на основании слухов (устной информации, сообщенной кем-то, кто не был непосредственным свидетелем этого). Они потребовали отчет очевидца о преступной деятельности или наличие вещественных доказательств.
Арест
В 2001 году полиция Ванкувера и КККП сформировали проект Evenhanded, совместную оперативную группу по расследованию пропажи женщин из центра Истсайда. В начале февраля 2002 года Скотт Чабб, ранее работавший в семье Пиктон водителем грузовика, сообщил КККП в Порт-Кокитлам, что он лично видел незаконное оружие в трейлере Пиктона. Эта информация соответствовала официальному требованию для получения ордера на обыск. 5 февраля сотрудники оперативной группы совершили налет на свиноферму. Помимо нескольких незаконных и незарегистрированных пистолетов, они нашли предметы, связывающие пропавших женщин с имуществом.
Пиктон был арестован по обвинению в хранении оружия, а затем освобожден под залог. Он находился под наблюдением, и ему не разрешили вернуться на свиноферму, пока полиция проводила тщательный обыск по второму ордеру. Среди обнаруженных ими улик были наручники, женская одежда и обувь, ювелирные украшения и ингалятор от астмы, выписанный Сереене Аботсуэй, одной из пропавших женщин. Анализ ДНК крови, найденной в доме на колесах на территории поместья, оказался кровью Моны Уилсон. 22 февраля 2002 года Пиктон был повторно арестован и обвинен по двум пунктам в убийстве. В итоге против него было выдвинуто в общей сложности 26 обвинений в убийстве.
Пока Пиктон содержался в тюрьме в Суррее, Британская Колумбия, он делил камеру с офицером КККП под прикрытием, которого он считал другим задержанным. В их разговоре Пиктон сказал, что убил 49 женщин и хотел довести это до 50.
Тем временем свиноферма стала крупнейшим местом преступления в истории Канады. Следователи взяли 200 000 образцов ДНК и изъяли 600 000 экспонатов. Археологам и судебно-медицинским экспертам потребовалось тяжелое оборудование, чтобы просеять 383 000 кубических ярдов почвы в поисках человеческих останков. Стоимость расследования оценивалась почти в 70 миллионов долларов.
Суд и тюремное заключение
Предварительное слушание дела Пиктона (чтобы решить, достаточно ли доказательств для судебного разбирательства) длилось с января по июль 2003 года. Из-за беспрецедентного объема и сложности юридических вопросов, которые пришлось решать в судебном порядке, суд над ним по первым шести пунктам обвинения начался только 22 января 2007 года в Нью-Вестминстере. 9 декабря 2007 года присяжные признали Пиктона виновным по шести пунктам в убийстве второй степени. Он был приговорен к пожизненному заключению в федеральной тюрьме без возможности условно-досрочного освобождения в течение 25 лет. Эти приговоры были оставлены в силе Верховным судом Канады в 2010 году.
Хотя Пиктон утверждал, что убил 49 женщин, ему было предъявлено обвинение только в убийствах 26 человек, которых можно было идентифицировать по уликам, найденным на свиноферме. Были найдены останки еще одной неопознанной женщины, которой дали имя “Джейн Доу”. Обвинение против Джейн Доу было в конечном итоге отклонено судом из-за отсутствия информации о ее личности и времени ее смерти.
После того, как Пиктон был признан виновным по шести пунктам обвинения в ходе первоначального судебного разбирательства, королевская прокуратура Британской Колумбии оставила открытой возможность привлечь Пиктона к суду по остальным 20 пунктам обвинения позднее. Однако 4 августа 2010 года прокуроры объявили, что не будут возбуждать дело по 20 пунктам обвинения. Они заявили, что повторный судебный процесс, даже если будут вынесены новые обвинительные приговоры, ничего не добавит к наказанию Пиктона, которое и так было максимально возможным по закону. Это решение возмутило некоторые семьи 20 жертв. Другие сказали, что они испытывали облегчение от того, что их избавили от еще одного долгого и трудного судебного процесса.
Расследование и изменения в политике
В 2010 году было начато расследование правительства провинции для изучения дела Пиктона и того, как с ним обращались власти. В декабре 2012 года Комиссия по расследованию исчезновения женщин опубликовала свой окончательный отчет, озаглавленный "Отрекшиеся". В расследовании говорилось, что “вопиющие провалы” полиции, включая неумелую работу по расследованию уголовных дел, усугубленные полицейскими и общественными предрассудками в отношении работников секс-торговли и женщин из коренного населения, привели к “трагедии эпических масштабов”.
В ходе расследования было вынесено 63 рекомендации, в том числе о создании большего числа региональных полицейских сил Ванкувера, чтобы обеспечить более эффективное и менее фрагментированное сотрудничество полиции. В нем также содержался призыв к адекватному финансированию приютов для женщин, занимающихся секс-торговлей, и к выплате компенсации детям пропавших женщин.
После публикации отчета Департамент полиции Ванкувера внес несколько политических и процедурных изменений в свои расследования пропавших без вести лиц. Отдел по розыску пропавших без вести был преобразован в штатную часть полицейского управления. Расследования должны начинаться без промедления. Перед разглашением информации регулярно консультируются с членами семьи, и материалы дела хранятся открытыми до тех пор, пока не будет найден пропавший человек.
Последствия и смерть
В 2016 году издательством "Окраина Пресс" из Денвера, штат Колорадо, была опубликована автобиографическая книга под названием "Пиктон: своими словами", предположительно написанная Пиктоном и тайно вывезенная из тюрьмы. Она была выставлена на продажу на Amazon.com, но была отозвана из-за общественного возмущения.
19 мая 2024 года Пиктон подвергся нападению в тюрьме, о чём Служба исправительных учреждений Канады назвала “серьезным нападением” в учреждении строгого режима Порт-Картье в Квебеке. 51-летний сокамерник ударил Пиктона ножом по голове сломанной метлой или ручкой, похожей на метлу. 74-летний Пиктон был переведен на систему жизнеобеспечения в медикаментозной коме. Он скончался 31 мая.
Автор Edward Butts