Давайте разберем теорию режиссуры на практике. Вот у нас есть определенная мизансцена.
Начнем с того, как мы смотрим на эту картину? Скорее всего, наш взгляд двигается "привычно" - слева направо. Мизансцена линейная, выстроена по одной линии.
Взгляните на дальний план, там найдете гору, прикрытую дымкой, которая разделяет мизансцену примерно на две зоны (левая - темная "ангельская" и правая - светлая у Мадонны). Сама мизансцена выполнена по закону золотого сечения. Это, скорее всего, связано с увлечением данной темой в эпоху написания картины.
Чтобы не грузить вас информацией, остановимся на фигуре ангела. Он визуально находится чуть ниже Мадонны. На достаточном удалении, но не "выпадает" за границу картины (сцены). У него открытая позиция, несмотря на правую руку, которая перекрывает первый план (если учесть, что зритель сидит и смотрит на картину). В совокупностью с отставленной правой ногой его фигура удлинняется, и жест протекает от стопы до кисти. Также создается ощущение нефиксированной позиции, будто в следующую секунду он продолжит движение вперед на сближение с Мадонной.
Вариант второй
Если мы развернем зеркально данную композицию, то наш взгляд также будет двигаться слева направо, для себя обнаружим важность двери слева. Мизансцена начинает играть новыми красками. Фиксированный дом с открытой дверью, вышедшей оттуда Мадонной. Затем наш взгляд перемещается правее, на ангела. По сюжету будто он ждал, пока выйдет Мадонна, после чего он должен встать, поворачиваясь через зрителя, и удалиться в правое свободное пространство. Дальше у зрителя нет фиксации взгляда на каком-то предмете, что дает ощущение открытого будущего с правой стороны картины. Таким образом, простой зеркальный разворот мизансцены кардинально меняет сюжет картины.
Вариант третий
Теперь давайте поэкспериментируем с расположением ангела и придвинем его ближе к Мадонне. Во-первых, он сейчас занимает центр композиции, являясь главным героем. Во-вторых, слева образуется пустое пространство. Вся мизансцена заваливается в правую сторону. Сюжет обрастает новой краской, будто это не ангел, а посыльный, который передает важную "весточку" возвышающейся над ним Мадонне. Он прилетел и пал ей в ноги. Сюжет приобретает бытовой характер. Создается ощущение, что Мадонна должна сейчас встать и убежать в правую дверь. Наш взгляд мечется из стороны в сторону, то на одного персонажа, то на другого. Есть ощущение спешки. Либо есть еще один вариант: из-за пустого пространство слева создается впечатление, будто скоро зайдет третий персонаж.
Вариант четвертый
В данном примере мы видим проход левее от центра композиции. Наш взгляд останавливается на Мадонне, минует ангела и внимание "застревает" на центральным выходе, и лишь иногда цепляет ангела и женщину. Мизансцена по характеру игры актеров заставляет прислушиваться, что же происходит за этой оградой под домом. Какой-то странный и интересный диалог, невольными слушателями которого стали наши персонажи. Сюжет из-за мизансцены снова становится иным.
Итог
Таким образом, мы с вами на примере увидели, чем именно занимается режиссер. Если говорить очень просто, то он двигает фигурки актеров, так как это единственный его способ выражения. Мизансцена - пластическое выражение смысла.