Найти тему
Искусство кино

Я пытаюсь нащупать новую фантастику

Дебютная картина Дмитрия Моисеева «Контакты» впервые была показана на кинофестивале «Маяк» в Геленджике. Затем она успела побывать сразу на двух фестивалях в Китае: на Пекинском в секции «Фокус на будущее» и на Шанхайском в секции World debut. Фильм рассказывает историю мира, в который приземлились безобидные инопланетяне, но так и не смогли в нем прижиться. Накануне первых спецпоказов ленты Александр Гвоздев поговорил с режиссером о стиле советского ретро и сложностях создания и проката сай-фая в России.

Вы родились и жили на Сахалине — одном из самых отдаленных от центра кинематографической жизни регионов. Как вы пришли в профессию?

— Я хотел стать режиссером с 13 лет. Как-то в Приморском санатории мне попалась книжка. Было такое издание раньше, которое называлось «Гея», по-гречески «Земля», и в нем печатались фантастические рассказы, в том числе иногда там были статьи о кино. Среди них мне попалась большая статья о голливудской кинематографии, о «Звездных войнах» и о том, как это кино делалось, очень много фотографий со съемочной площадки. Мне тогда это так сильно понравилось, что я подумал: «Наверное, было бы неплохо стать режиссером, иметь дело с этими киношными «игрушками». Мы с братом постоянно атаковали библиотеки, читали запоем. Потом началась эра видео, для нас это был конец 80-х, и когда появились видеомагнитофоны, таперы и, собственно, западные фильмы, о которых мы поначалу просто читали, — вот тогда мы уж, конечно, переключились на просмотр кино.

Дальше стало понятно, что стать режиссером — это довольно несбыточная мечта; мы росли в 90-е. Если ты живешь на Дальнем Востоке, то поехать в Москву учиться кажется чем-то совершенно нереальным. Родители, конечно же, просили получить «нормальную» профессию со стабильным доходом, поэтому на длительное время эту мечту пришлось отложить. А уже потом, спустя годы, в 25 лет я пошел работать на местное телевидение в отдел дизайна, чтобы хоть как-то приблизиться к тому, что хотел делать.

Многие критики отмечали, что ваш sci-fi скроен на советском материале. Вы специально отсматривали советские документальные фильмы 90-х? В «Контактах» изображена современность, но смотрите вы на нее через советскую призму. Почему?

— В моей голове все давно так перемешалось, что я не разделю, что там советское, а что — нет. В «Контактах» отсылки к разным фантастикам, не только к советской. В этом плане это очень постмодернистский фильм. Что касается, например, хроники — ее мы отсматривали, безусловно. В целом мне нравится такая эстетика документального авангардизма. Был такой советский режиссер — Кобри, довольно интересный. Мало кто снимал научпоп так, как он. Вот это все и варилось в моей голове и вылилось в итоге в причудливую стилистику фильма.

Те же критики часто сравнивали вас с Дэвидом Кроненбергом. Однако Кроненберг, когда снимает фантастику, делает это через призму иронии, сарказма и стеба. А у вас получилось весьма трогательно и даже мелодраматично.

— Я и не скажу, что Кроненберг оказал на меня действительно значительное влияние. Если присмотреться, то «Контакты» могут напомнить какой угодно фильм, с любым стилем и манерой. Что касается главных моих кумиров, тут я вас не удивлю — это Стэнли Кубрик и Андрей Тарковский. Но это не значит, что то, что делаю я, похоже на их фильмы. Да это и неважно. Из современных режиссеров мне нравится французский абсурдист Квентин Дюпьё. Британец Терри Гиллиам меня тоже очаровывает своим несовершенством визуала и вычурностью. Мне очень нравится юмор обоих. В «Контактах» тоже есть эта ирония, хотя не знаю, насколько она считывается. Но там ее достаточно много, и по отношению к тому же Тарковскому.

Стеб стебом, но это не лишает ваш фильм искренней, чувственной составляющей.

— Это благодаря линии с Альфой. В фильме есть достаточно понятный и простой смысловой слой. На отсылках и пасхалках далеко не уедешь: это все-таки, скорее, вспомогательные инструменты. Основная история проста: женщина ухаживает за немощным пришельцем так же, как, например, соцработники ухаживают за больными людьми. Такой была изначальная идея, а потом к ней уже стали прибавляться дополнительные стилевые позвонки.

    «Контакты», 2024 «Контакты», 2024
«Контакты», 2024 «Контакты», 2024

Когда вы писали сценарий к «Контактам», у вас в первую очередь было желание написать складную историю или, как это иногда происходит, «написать метафору»?

— У меня вообще не стояло такого вопроса — все двигалось вместе. К созданию истории можно подходить по-разному. Одни сценарии требуют большей сюжетности, другие могут без нее обойтись. Но когда ты работаешь только с метафорой, а сюжет уводишь на второй план, может получиться бессюжетное «нечто», которое не будет работать. Если ты убираешь сюжет, ты должен что-то вместо него предложить. А это очень сложно, потому что сюжетные конструкции закреплены в самой человеческой природе. Эти нарративные вещи всегда работают и существуют с древних времен. Поэтому сюжет очень часто превалирует, и если ты используешь сюжетность, то она выходит на передний план. Метафорическая часть — это уже последнее дело в работе.

Опять же, у всех свои подходы. Но каждый в любом случае остается один на один с листом бумаги. В первую очередь я писал историю, и какие-то вещи туда влетали сами по себе, по ощущениям.

Сколько по времени заняло написание сценария?

— Я писал его около двух лет. Но надо понимать, что это моя первая попытка написать сценарий полнометражного фильма. Я писал его один; у меня были попытки писать его в соавторстве, но не задалось. Не нашел своего автора. Наверное, вдвоем было бы проще и быстрее, но пока что вот так.

Можете ли вы вспомнить веселые или опасные ситуации во время съемок?

— Были, скорее, сложные ситуации. У нас была полноразмерная кукла Виталика. Мы подошли к созданию пришельца таким образом, что у нас либо кукла находится полностью в кадре, либо кукла с доработанной графикой, либо полностью компьютерная графика. А сама кукла постоянно рвалась, падала. В какой-то момент Виталик разбил себе голову, раскроил череп, его ремонтировали прямо на площадке. Но в основном съемочная группа развлекалась с этой куклой, фотографировалась с ней и так далее.

Самое сложное было в том, что никто из съемочной группы подобное кино с практическими и специальными эффектами не снимал. Это наложило, конечно, свои трудности. Мы довольно много не успевали из-за того, что работа с визуальными эффектами на площадке занимает много времени. Организационная часть не всегда была к этому готова. Кино — это время, каждая переработка в один час — это деньги, и не все понимали последствия. Из-за этого мы летели по графику. В какой-то момент уже началась зима, а у нас по сюжету осень, и мы снимали осень в снегу. Нам приходилось сильно ужиматься в кадре, чтобы ничего лишнего туда не попало, самостоятельно растапливали снег со льдом. В итоге все равно задержались на месяц. В какой-то момент заболела актриса, и нам пришлось на две недели прерваться. Но мы, слава богу, не потеряли это время, а поехали снимать виды городов. Те виды, которые есть в фильме, — это в основном Калуга, а также Троица и Чехов.

    «Контакты», 2024 «Контакты», 2024
«Контакты», 2024 «Контакты», 2024

Как разрабатывался дизайн летательных аппаратов и дизайн самого Виталика?

— Мы разрабатывали дизайн с моим братом. Когда возникла история, стало понятно, что она требует своей выразительности. Мы выбрали именно такой вот стиль: неказистый, обшарпанный, несовершенный. Собственно, как и сам Виталик, больной или полуживой, так и эти аппараты — ржавые, старые, непонятным образом держащиеся в воздухе. Нам хотелось все это максимально вписать в бытовой мир, чтобы инопланетное и земное сосуществовало и понемногу сливалось с нашей реальностью.

Оператором фильма выступил Даниил Фомичев, работавший, например, с Александром Хантом. Как вы познакомились?

— С Даниилом мы давно знакомы: с ним я снимал свои короткие метры. И с Александром Хантом у меня отличные отношения. У нас есть небольшая группа из режиссеров и операторов, вместе с которыми мы тестируем, обкатываем и разрабатываем идеи, чтобы не находиться в вакууме, иметь какой-то фидбэк. Пришел, подготовившись, с новой идеей, обсудил, понял, что не так, — ушел дальше писать. Вот, собственно, «Контакты» в этой атмосфере и создавались.

Получается, есть компания киношников, находящихся в дружеских отношениях, с которыми вы обмениваетесь идеями. Вы, Александр Хант, кто еще?

— Часто к нам приходят Антон Моисеенко, Антон Бильжо, Альфия Хабибуллина. Одно время мы собирались на Сивцевом Вражке — на этой улице в Москве снимали комнату. Оставили тогда название как рабочее, а потом оно закрепилось — творческая группа «Сивцев Вражек». Там мы, собственно, и варимся все вместе. Цель у нас простая — разработка идей и помощь друг другу в замыслах. Порой собираемся каждую неделю, как правило, обсуждаем регламент встречи, кто и что на встречу приносит. Кто-то идею сценария, кто-то заявку, кто-то черновой монтаж. Садимся, все это смотрим, обязательно обсуждаем. Самое главное для нас — это сохранить такую группу, в которой можно апробировать все, что приходит в голову.

    Материалы со съемочной площадки фильма «Контакты» Материалы со съемочной площадки фильма «Контакты»
Материалы со съемочной площадки фильма «Контакты» Материалы со съемочной площадки фильма «Контакты»

Работа на телевидении дала вам навыки, которые пригодились на съемках фильма?

— Я как раз работал в отделе дизайна: там мы упаковывали программы, делали заставки и прочее. Это дает определенные скиллы, понимание, что и как функционирует. Благодаря этому часть визуальных эффектов в «Контактах» сделали мы сами. Есть студия Framebaker, которая в основном занималась Виталиком. Но все, что не касается Виталика, делала наша микростудия.

Как проходил кастинг?

— Ирину Саликову я заприметил еще на фестивале «Горький fest». У нас была еще одна претендентка на роль Нины, но в итоге мы поняли, что Ира нам подходит больше всего. Что касается остальных, то это был классический подход. У нас был кастинг-директор, которому была дана задача найти «незатертые» лица, необычные типажи. Одну из ролей вообще сыграл непрофессиональный актер, парень, который по профессии поэт-переводчик.

Весной прошел показ вашего фильма в Пекине, затем на Шанхайском кинофестивале, где было уже несколько российских режиссеров: Бакур Бакурадзе, Малика Мухаммеджан и другие. Откуда, на ваш взгляд, такой интерес к азиатскому сегменту кинофестивалей?

— Мне кажется, все довольно прозаично: поскольку европейский сегмент сейчас недоступен, открывается азиатский. В Шанхай, к сожалению, я не поехал, но, когда я побывал на фестивале в Пекине, местные жители рассказали мне, что наше кино пользуется успехом. Особенно старые советские фильмы о молодежи — со слов моего переводчика. Про мою картину тоже хорошо отзывались. Это интересный факт, который пока мне еще не до конца понятен.

В июле стартует кинотеатральный прокат «Контактов». Какой прием со стороны широкой аудитории вы ожидаете? С одной стороны, ваш фильм — это научная фантастика, что-то жанровое и массовое. С другой стороны, нестандартный авторский сай-фай.

— У меня нет никаких иллюзий о том, что это будет широкий всенародный прием. Это кино все-таки невеселое, и в нем достаточно социальной критики, к тому же визуально оно слишком своеобразное. У нас привыкли, что фантастика — это жанр в основном развлекательный, но на самом деле это очень пластичный формат, с которым можно работать по-разному. Конечно, хотелось бы, чтобы побольше зрителей увидело фильм.

Как вы нашли прокатчиков? Вообще, на прокат подобного кино легко соглашаются?

— Я знаю от продюсеров, что это было непросто, и знаю, что большая часть прокатчиков отказала нам с формулировкой: «Идея интересна, но нет коммерческого потенциала». Каким-то образом мы вышли на компанию «Пионер», и, слава богу, они взяли фильм. Я знаю, что многие фильмы, даже те, с которыми мы на «Маяке» были в одной программе, так и не нашли в итоге прокатчиков. Например, «Невидимый мой» Антона Бильжо сразу в цифре вышел. Так что нам еще повезло, наверное.

    «Контакты», 2024 «Контакты», 2024
«Контакты», 2024 «Контакты», 2024

То, что у нас отвыкли от экспериментов в жанровом кино, — это проблема? Или проблема в том, что у нас на авторское кино почти не ходят?

— Мне кажется, и то и другое. В целом-то на авторское кино во всем мире не особо ходят. Как будто бы надо развивать эту культуру этого похода. Понятно, что оно все равно никогда не сравнится по массовости с мейнстримом. Но это могла бы быть интересная альтернатива. Вот ты пришел, посмотрел фильм, поговорил с создателем. Это всегда интереснее, чем просто пойти посмотреть фильм.

Как вы планируете искать финансирование проектов в будущем? Так же, в Министерстве культуры?

— Нет, я совершенно не уверен в этом. Более того, это одна из основных проблем. В Министерстве культуры сейчас серьезные изменения, особенно в комиссии, которая выдает деньги на кино. Учитывая наш достаточно необычный и даже порой радикальный подход к кино, не очень понятно, кто нам на него даст деньги. Это первое. А второе, даже если мы найдем частные деньги, то как потом выйдем в прокат? Очень много вопросов о том, как работать дальше. Но то, что что-то надо делать, это факт. Сидеть сложа руки — не мой вариант.

Есть ли у вас дальнейшие планы? Уже есть заявки, сценарии или просто желание что-то снять?

— Все пока еще в зачаточном состоянии. Но это снова будет жанровое направление, тоже фантастическое, опять не совсем классическая фантастика. Я пытаюсь нащупать какую-то новую фантастику, либо, может быть, освоить абсурдизм, который тоже мне близок. Не знаю, насколько это у меня получится, не мне судить. Но точно хочется выйти за рамки жанровых клише.