Никогда не знаешь, когда получишь предложение о работе мечты. К таким неожиданностям лучше быть готовым заранее. Рассказываем, почему резюме может быть недостаточно, как создать портфолио и что делать, если вы начинающий специалист и у вас нет готовых примеров работ.
Почему резюме недостаточно?
Резюме и портфолио часто требуются при отклике на вакансию. Оба документа позволяют компании или заказчику узнать больше о кандидате, но делают это по-разному.
Резюме можно сравнить с анкетой, где указываются желаемая должность, образование, опыт работы, обязанности, навыки и достижения.
Когда вы откликаетесь на вакансию, ваше резюме становится своего рода «входным билетом». Оно помогает заинтересовать рекрутера и побуждает его пригласить вас на собеседование или изучить остальные документы. В том числе, портфолио.
Портфолио — это дополнение к резюме, которое демонстрирует навыки и умения специалиста. Оно дает рекрутеру возможность оценить профессиональный уровень кандидата через примеры его работ или на основе предыдущих достижений. А соискатель демонстрирует свой рабочий опыт, чем повышает шансы на получение предложения о работе.
Кому портфолио собирать хорошо?
Представителям цифровых или творческих профессий особенно важно грамотно упаковать свой практический опыт. Это фотографы, дизайнеры, копирайтеры и SMM-специалисты. Их работу сложно описать словами, здесь нужно показать результат. Когда работодатели ищут таких специалистов, они почти всегда указывают на необходимость примеров работ при отклике на вакансию.
Однако портфолио может быть у соискателей из разных сфер. Например, журналист показывает примеры статей, архитектор — проекты зданий, учитель — сценарии уроков, внеклассных мероприятий или результаты профессиональных конкурсов, адвокат — выигранные судебные процессы.
Портфолио не только помогает в поиске работы, но и решает другие важные задачи в процессе трудоустройства. Подробнее об этом вы можете узнать из наших карточек.
Что включить в свое портфолио?
Не стоит думать, что вы составляете список своих проектов для работодателя. Гораздо важнее продумать структуру портфолио. В него нужно включить приветствие и контакты, а также оформить кейсы и предложение о сотрудничестве.
Приветствие должно быть кратким. Не нужно перегружать его информацией и отвлекать внимание читателя портфолио от ваших работ. Расскажите о себе как о специалисте: назовите своё имя и фамилию, сообщите, кем вы работаете, и какие рабочие задачи умеете решать. Затем предложите работодателю ознакомиться с вашими кейсами.
Кейсы. Покажите свои проекты. Лучше выбрать 6–7 наиболее ярких примеров, которые демонстрируют ваш текущий опыт и навыки. При выборе кейсов важно подумать не только о том, как они будут выглядеть — в виде скриншотов, таблиц, графиков или иллюстраций, — но и составить информативное описание для каждого из них.
Также добавьте кликабельные ссылки на ваши работы, доступные в Интернете. Можно загрузить кейсы в облачное хранилище и вставить ссылки на них в текст портфолио.
Описание готовых проектов помогает работодателю оценить, как специалист решает задачи, насколько он хорошо разбирается в своей области и умеет достигать целей.
Дипломы и отзывы. В портфолио можно добавить скрины дипломов об образовании или сертификатов об окончании курсов, а также благодарности и отзывы от клиентов. Эти дополнительные материалы подтверждают квалификацию специалиста и его готовность к совместной работе.
В конце можно оставить приглашение к сотрудничеству с актуальными контактными данными. Обычно это активный аккаунт в мессенджере и адрес электронной почты.
Сейчас более популярно электронное портфолио. Его можно оформить в личных социальных сетях или на специальных платформах для создания сайтов, таких как Tilda, Notion, Behance и другие.
Хорошим тоном считается использование коротких ссылок или ссылок, встроенных в текст сайта или документа. Короткую ссылку можно сгенерировать с помощью специального сервиса, например, на Яндекс, и разместить её в профильных сообществах, в тексте резюме, на биржах заказов или в своём аккаунте в социальных сетях.
Что делать, если вы новичок и примеров работ нет?
Начинающие специалисты часто сталкиваются с проблемой при выборе проектов для своего портфолио. Что делать, если кейсов недостаточно или совсем нет?
Можно преобразовать учебные задания: убрать из документа титульный лист с указанием учебного заведения или онлайн-платформы и «переупаковать» задание в тренировочный кейс.
Чтобы продемонстрировать свои профессиональные навыки, полезно дополнительно поработать над домашними проектами.Так называют задачи, которые не были реализованы, но были тщательно спланированы, прорисованы и подготовлены к реализации.
Вы можете сами придумать концепцию для своего проекта или поискать примеры тестовых заданий и задач на биржах. Либо поучаствовать в профессиональных конкурсах и премиях, где нужно будет выполнить конкурсные работы.
Можно выполнить бесплатные заказы для друзей, знакомых, предпринимателей или благотворительных организаций. И ещё один вариант — пройти неоплачиваемую стажировку.
Идеально, если примеры работ над домашними проектами будут похожи на работу вашей мечты.
Лето — подходящее время, чтобы начать создавать свое портфолио и заодно прокачать свои навыки. В Telegram-сообществе образовательной платформы todogood.study вы найдёте информацию об актуальных направлениях для профессионального развития и о навыках, которые полезно освоить.