Продолжение, начало по ссылке.
Время правления Великого князя Московского Ивана III Васильевича (1462-1505) стало переломным в истории становления российской государственности.
Иван в юном возрасте был вовлечен в управление Московией своим ослепленным отцом Василием Темным.
Показав недюжинные способности, Иван еще при жизни отца был возведен в великокняжеский титул.
Подробнее о значении княжения Ивана III в становлении российского национального государства в моей статье на канале "Дзен. "Елена Меренская" по ссылке.
В истории государства рядом с именем Ивана III Великого сохранились имена двух женщин- Марфы Борецкой или Марфы Посадницы (?-1500) и Софьи Палеолог или греческой царевны Зои-Софии Палеолог (1455-1503).
Марфа Борецкая была крупной политической фигурой Новгородской боярской республики.
Вдова посадника Исаака Борецкого, Марфа и два ее сына владели огромными землями на Северной Двине и в Поморье.
На закате боярской республики Новгород испытывал внешнее давление: с Востока от сильной Московии, с Запада от Литвы, Польши и стоявшего за ними католического Рима.
В последние годы независимой государственности Новгородская республика представляла ослабленную внутренними противоречиями огромную территорию, большую часть которой составляли колонии данников.
Псков-недавний "пригород" Новгорода, а потом и самостоятельная боярская республика, ко времени нашего рассказа уже являлся частью Великого Московского княжества.
Теперь настала очередь самого Новгорода.
"Еще за двадцать пять лет перед тем (перед княжением Ивана III, автор) летописец жаловался, что в Новгороде не было ни правды, ни суда; ябедники сталкивались между собою, поднимали тяжбы, целовали ложно крест; в городе, по селам и волостям-грабеж, неумеренные поборы с народа, вопль, рыдания, проклятие на старейшин и на весь Новгород, и стали новгородцы предметом поругания для соседей".
Н.И.Костомаров -Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей- М. "Мысль" 1991, с.140
Одна часть новгородских граждан стояла за Москву, другая за Литву (Польшу и Рим).
Во главе бояр "литовской партии" и была Марфа Борецкая с сыновьями.
В 1471 году Новгород под давлением партии Борецких заключил договор о военном союзе против Москвы с литовским князем и королем польским Казимиром Ягайло.
Марфа Борецкая строила далеко идущие политические планы. Ради этого, Борецкие пошли на прямую измену православию, решив подчинить Новгород католическому Западу.
В летописях есть прямые указания на то, что объявляя народу Новгорода союз с Речью Посполитой как единственную возможность сохранить "новгородскую старину", новгородская аристократия из "литовской партии" планировала создать в Новгороде православное наместничество, зависимое от литовского государства.
Марфа Борецкая должна была выйти замуж за будущего литовского наместника и вместе с ним править всей новгородской землей.
Пушкарева Н.Л. -Женщины Древней Руси- М.,1989, с.54
Борьба Борецких с Москвой направила внешнеполитическую активность Московского Великого князя непосредственно против Литвы и Польши, а опосредованно против католического Рима.
Военные походы Ивана Васильевича против Новгорода, летом 1471 года, осенью 1475 и весной 1477 года не успокоили новгородское боярство.
В ноябре 1479 года Великий князь Московский Иван III Васильевич явился с войском в Новгород, окончательно уничтожил вечевой строй, а вечевой колокол был снят и увезен в Москву.
Иван часть бояр "литовской парти" казнил, других разослал по разным городам Московского княжества, конфисковав все их имущество и земли.
Судьба Марфы Борецкой, ее сыновей и внука доподлинно неизвестна. Известно лишь, что Марфу с ее внуком в кандалах отправили в Москву, где она, якобы, скончалась в 1500 году.
Карамзин же в повести "Марфа посадница" описывает казнь Борецкой на эшафоте, совершенную еще в Новгороде.
А по мнению Н.Л.Пушкаревой:
"Марфа была казнена, не доехав до Москвы, в небольшом селе Тверского княжества Млёве".
Пушкарева Н.Л., там же, с.55
Судьбу Марфы Борецкой не стоит рассматривать наравне с политической судьбой Новгородской боярской республики.
Исторические процессы становления единого Российского государства начались задолго до появления на исторической арене Ивана Васильевича или Марфы Борецкой.
Поглощение Новгородской республики Московским Великим княжеством оставалось делом времени.
Это время было лишь ускорено прозападной политической активностью новгородского боярства и ее лидером - Марфой Борецкой.
Марфа Борецкая оставила личный след в политической истории нашей страны.
Ее судьбу можно считать уникальной для женщины Средневековья.
Совсем иное место в российской истории занимает Софья Палеолог - вторая жена Великого князя Ивана Васильевича.
Зоя-Софья Палеолог была племянницей последнего византийского базилевса (василевса, императора) Константина, убитого османами в 1453 году.
Его родной брат Фома бежал в Рим, где и умер, оставив своих детей на попечение Римского папы.
По некоторым источникам именно Римский папа стал организатором брака греческой царевны и московского князя.
Этим браком Рим рассчитывал привязать русскую православную церковь к церковной унии, подчинившей греческую церковь римскому католицизму.
В нашей истории и раньше были примеры вступления в брак русских князей с греческими княжнами.
Теперь же брак Великого князя московского Ивана Васильевича с греческой царевной Софией Палеолог совершался в особых стратегических историко-политических условиях.
Это ясно понимал Иван III Васильевич, подгоняя день бракосочетания.
1. Царевна Софья прибыла в Московию не из Византии, а из Италии. Брак открывал Московской Руси торговые и политические связи с Западом.
2. Византийского государства уже не существовало. Никакое другое государство западной цивилизации не могло стать преемником обычаев, приемов и обрядов придворной и церковной жизни византийских императоров. Лишенные прежней почвы, византийские традиции нашли себе новую опору в единоверной Руси.
3. Когда не стало Греции и греческой Византии в среде российской элиты народилась мысль, что Греция должна воплотиться в Руси и только русское государство будет преемником и продолжением Византии.
4. Брак Софьи с русским великим князем имел еще одно значение-это передача наследственных прав Палеологов русскому великокняжескому дому.
5. Софья Палеолог оставалась единственной наследницей династии. Два ее брата распорядились своими наследственными правами каждый по своему: один брат, Мануил, покорился турецкому султану, другой брат, Андрей, продал свою наследственную долю французскому королю Карлу VIII и испанскому королю Фердинанду Католику.
24 июня 1472 года нареченная невеста выехала из Рима, 13 октября была уже в Пскове, 12 ноября прибыла в Москву. В Москве было все готово к обручению. В тот же день, "четверок", состоялось обручение.
Личность Софьи Палеолог осталась в отечественной истории мало приметной. Прибыв на Русь греческой царевной по византийской традиции, Софья таковой и оставалась.
Иван Васильевич, вступив в брак с Софьей не короновал ее на великое княжение, а став первым русским царем, не короновал ее на царство.
Софья Палеолог оказалась доброй и верной супругой, родив Ивану Васильевичу детей: Елену, Евдокию, Феодосию, Семена, Юрия, Дмитрия и Василия-будущего государя Василия III, отца Ивана Грозного.
Продолжение темы в следующей статье.
С уважением к читателям, автор.