Продолжение, начало по ссылке.
История России-это цепь трагедий из междоусобиц, набегов, интервенций, бунтов, политических убийств и государственных переворотов.
Где трагедии, там и герои.
Вот почему в нашей истории сплошная героика: в источниках, в легендах, в памяти народа, в государственной воспитательной пропаганде, во властных символах, наградных орденах и медалях.
Гражданские подвиги не столь яркие, значение таких подвигов понимается в отдалении временем.
Мы знаем отечественных государей, которых светские власти возвели в ранг "великих", знаем и таких, которых власти церковные вознесли в "святые".
Сегодня тема о мало известном в народе великом князе московском. О нем не слагали легенд, не писали романов, не снимали фильмов, ему нет памятников от потомков, но который мог бы стоять надо всеми своими предшественниками и последователями-
-князе, первом государе российском, Великом(!) Иване Третьем Васильевиче-
(княжение 1462-1505, умер в возрасте 67 лет, княжил 43 года и 7 месяцев).
"В начале своего княжения он мечтал о примыслах (добыча; приобретение.- В.Н.Тришин "Словарь синонимов", автор), как мечтали о них его удельные предки; в конце же он должен был думать о защите целого народа от иноверных и иноземных его врагов.
Коротко говоря, сначала его политика была УДЕЛЬНОЮ, а затем стала НАЦИОНАЛЬНОЮ".
Академик С.Ф.Платонов -Учебник русской истории.- СПб. 1909-1910 Переиздание СПб "Наука" 1993, с.103
Иван Третий-это явление в истории нашей страны. Его государственный гений возвысился над привычной психологией удельных князей своего времени, основными помыслами которых были оберечь свою семейную отчину, получить ханский ярлык на великое княжение и приумножить богатства.
"Иван Третий продолжил и завершил кропотливую и длительную деятельность потомков Даниила Александровича Московского, которая подготовляла создание сильного централизованного государства великороссов".
В.В.Мавродин "Образование русского национального государства" ОГИЗ-СОЦЭКГИЗ, 1939, с.136
"Эпоха великого князя Ивана Васильевича составляет перелом в русской истории. Эта эпоха завершает собою все, что выработали условия предшествовавших столетий, и открывает путь к тому, что должно было выработаться в последующие столетия. С этой эпохи начинается бытие самостоятельного монархического Русского государства".
Н.И.Костомаров -Русская история- М. "Мысль" 1991, с.130
Чтобы нам, сегодняшним потомкам, оценить значение национального подвига Ивана Третьего вернее всего следует обратиться к внешней обстановке вокруг Великого княжества Московского.
К вокняжению Ивана Третьего за 13-14 и первую половину 15 века русские выдержали больше 160 войн с внешними врагами: 45 сражений с монголо-татарами, 41 сражение с литовцами, 30 сражений с немецкими рыцарями (+эстонцами, датчанами), все остальные войны с поляками, венграми, шведами и болгарами.
Не каждая война была успешной для русских.
Русь пребывала в междоусобицах, уделы дробились между наследниками, но не увеличивались в границах, следовательно, слабели.
Орда также слабела внутренними распрями, но по прежнему давлела над славянскими землями, и по прежнему великокняжеский ярлык зависел от воли правящего ордынского хана.
На западных границах русских княжеств Литва при князе Витовте достигла вершины своего могущества. По праву литовско-польского союза верховная власть над Литвою и покоренною ею Русью находилась в руках польских королей. Литва управлялась Витовтом, в качестве польского королевского наместника, но вполне самостоятельно. Главным во внешней политике Литвы было расширение на восток за счет русских земель.
Под руку польско-литовской власти открыто устремились не только боярские партии Новгорода и Пскова, но в 1427 году великий князь рязанский и князь пронский отдались в службу Витовту. Вслед за рязанцами, договор о подчинении Литве заключил с Витовтом и великий князь тверской Борис.
К тому времени вся Литва отвернулась от православия к католичеству.
Польша же давно являлась восточным форпостом католического Рима.
Сам Витовт добивался королевского титула от папы Римского, но так и умер без короны в 1430 году.
Помимо Польши и Литвы, прочие западные европейские территории объединялись в самостоятельные государства, королевская власть крепла военной силой, а католическая церковь нацеливала свою паству на покорение восточных соседей, на подчинение русского православия римскому папству.
Русская православная церковь сыграла громадную роль в единении великорусского социума в единое национальное сообщество. В период княжеских междоусобиц церковь оставалась единственной посредницей.
Церковь естественно тяготела к сильной княжеской власти, но и многие великие князья понимали силу и влияние церкви.
Василий Темный, отец Ивана Третьего, весной 1441 года арестовал и заточил в Чудов монастырь греческого ставленника на Московскую метрополию Исидора за то, что тот посмел высказаться за Флорентийскую унию (5.07.1439г.), подчинившую Константинопольскую патриархию Риму, пытался принудить к этому Московское православие.
Впервые в 1442 году по представлению великого князя Василия Второго Темного без санкции константинопольского патриарха избирается русский митрополит Иона.
В этом кроется еще один шаг к монархической власти. Отныне митрополия окончательно становится Московской, а все удельные архиепископы и настоятели монастырей, буквально, в подчинении Москвы. Дело в том, что обретая независимость от византийских патриархов, Московская митрополия утрачивала опору на Византию, попав в прямую зависимость от великокняжеской власти.
(О значении Церкви в русской истории требуется отдельная статья.)
Иван Третий Васильевич, старший сын Василия Второго Темного, еще при жизни отца был объявлен великим князем и, став его соправителем, постигал азы управления княжеством.
С кончиной отца великий князь Иван Васильевич начал проводить жесткую политику ликвидации русских великих княжеств, включая их в состав единого Великого княжества Московского.
Хронология:
-1463 год: по челобитной Псковской феодальной республики войска Ивана Третьего разбили ливонских немцев, совершивших агрессию против Пскова, тем самым обезопасили западные границы Руси на 9 лет (договор Пскова с немцами)
-1465 год: в Великое княжество Рязанское и княжество Скопинское введено внешнее московское управление.
-1467-1468; 1469 годы: Иван Третий предпринимает походы против Казанского ханства, в результате которых казанский хан Ибрагим сдался на милость Москвы, подписав продиктованный ему договор о фактическом подчинении московской внешней политике.
-1470 год: новгородские бояре заключают договор с Казимиром Четвертым о признании его верха, и союзе против Москвы. Московские войска принуждают Новгород к подчинению. Чтобы новгородские земли не ушли под власть католической Польши, в 1477 году Иван Третий ликвидирует новгородскую республику, Вечевой колокол снимает и увозит в Москву.
-1472 год: Иван Третий женится на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Москва-Третий рим, а Иван Третий отныне и государь, и царь и наследник Римского императора Августа по линии Рюрика.
-1474 год: Иван Третий ликвидирует Великое княжество Ростовское; все уделы ростовских князей включает в Московское царство.
-1475 год: Москва прекращает платить дань татарским ханам.
-1480 год: окончательное свержение татарского ига.
-1483-1485 годы: великий князь Тверской Михаил Борисович изменяет договору с Москвой в пользу Польши. В ответ Иван Третий ликвидирует Великое княжество Тверское и включает тверские уделы в состав Русского царства.
-1489 год: присоединение Вятки и вятских земель.
-1496-1497 годы: сильное Русское государство громит Швецию. По мирному договору присоединяет земли лопарей (саамов).
-1497 год: издается единый для всего царства Судебник Ивана Третьего.
-1503 год: возвращение Руси Северской Украины и части Белоруссии.
Иван Третий Васильевич Великий завершает становление Русского национального государства, объявляет царскую власть не от людей, не от церкви-от Бога.
Иван Третий прекращает практику дробления государевых земель на наследственные уделы, завещая царство единственному наследнику-старшему из сыновей.
Возникло сильное государство Россия-единое, неделимое, независимое, с которым начали считаться европейские правители и папский Рим.
Эпоха великих национальных государственных лидеров в России закончилась явлением первого разрушителя страны - Хрущева Н.С.
"Постепенно пассионарность иссякает. Когда энергии в системе становится мало, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии-люди с пониженной пассионарностью. Они стремятся уничтожить не только беспокойных пассионариев, но и трудолюбивых гармоничных людей. Наступает фаза обскурации, при которой процессы распада в этносоциальной системе становятся необратимыми.
А после того как субпассионарии проедят и пропьют все ценное, сохранившееся от героических времен, наступает последняя фаза этногенеза-мемориальная, когда этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции. Затем исчезает и память:...."
Л.Н.Гумилев -От Руси к России" "ЭКОПРОС" 1994, с.18
Уважаемые подписчики и читатели, автор не имеет возможности изложить на Дзене подробное описание всего, что свершил этот истинный патриот славянского единства в интересах становления, сильного, независимого национального государства, к которому и мы, современники, имеем отношение.
Автор.