Найти в Дзене
Издательство "Гангут"

Башенные лодки типа «Шквал». Проектирование, постройка и устройство

Одна из трех канонерских лодок  типа «Бурят» Амурской флотилии, 
построенных на Сормовском заводе 
в Нижнем Новгороде в 1907 году
One of three of «Buryat» type gunboats 
jof the Amur flotilla built in 1907 at the 
Sormovo plant in Nizhny Novgorod
Одна из трех канонерских лодок типа «Бурят» Амурской флотилии, построенных на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде в 1907 году One of three of «Buryat» type gunboats jof the Amur flotilla built in 1907 at the Sormovo plant in Nizhny Novgorod

С того момента как Россия, после полуторавекового перерыва, к середине XIX века вновь начала освоение бассейна реки Амур, особую актуальность приобрела проблема защиты этой огромной, но малонаселенной территории. При сравнительной немногочисленности сухопутных войск серьезную помощь в обороне могла оказать речная флотилия, вопрос о сформировании которой впервые поставил в 1885 году Приамурский генерал-губернатор и командующий войсками Приамурского военного округа барон А.Н. Корф.

Существенное значение реки Амур подтвердилось в 1900 году, во время «боксерского» восстания в Китае, когда Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) еще только строилась. Тогда пришлось вооружить легкими пушками и пулеметами пароходы Амуро-Уссурийской казачьей флотилии и Министерства путей сообщения (МПС).

Во время Русско-японской войны 1904– 1905 годов необходимость обороны реки возросла, так как КВЖД не справлялась с перевозкой воинских грузов и значительная их часть переправлялась по Амуру и рекам его бассейна. Ввиду этого на заводах Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода в 1905 году заложили четыре мореходные канонерские лодки типа «Гиляк» для защиты устья Амура и десять лодок с малой осадкой типа «Бурят» и «Вогул».

Из-за малой степени готовности этих кораблей вновь пришлось импровизировать, спешно вооружая артиллерией суда Амурского Общества пароходства и торговли, Военного ведомства, Корпуса пограничной стражи, а также баржи МПС. Кроме того, из Петербурга дополнительно перевезли и собрали в Сретенске несколько миноносок.

Только после Русско-японской войны, наконец, создается сильная Амурская военная флотилия, ядро которой составили восемь башенных канонерских лодок типа «Шквал». Впервые в мире их оснастили дизелями, что позволило установить на речные корабли мощное артиллерийское вооружение и противоснарядное бронирование, а дальность плавания довести до 5600 км. Кроме того, в состав флотилии вошли еще десять посыльных судов — бронекатеров типа «Штык».

-2

Корабли типа «Шквал» проектировались специально для действий на водных путях бассейна реки Амур, с малым числом складов угля и единственной базой в Хабаровске. Это и предопределило, впервые в мире, использование дизельной силовой установки. Проект разрабатывался на основе опыта Русско-японской войны и трех основных требований Главного морского штаба (ГМШ) к кораблям этого класса, предполагавших обеспечение: 1) высокой боеспособности в борьбе с полевой артиллерией; 2) осадки не более 1,35 м и длины не более 67 м; 3) возможности совершать переходы, без дополнительного приема топлива, из Хабаровска в Благовещенск и обратно.

Необходимость иметь на Амуре такие мощные артиллерийские корабли с противоснарядным бронированием проявилась уже в ходе Русско-японской войны. Главнокомандующий всеми сухопутными и морскими силами генерал Н.П. Линевич обязал Управление водных путей Амура разработать проект канонерской лодки для местных условий плавания.

-3

В 1904 году инженеры МПС спроектировали корабль для действий на весьма своенравной реке. Его основное назначение заключалось в борьбе с полевой артиллерией, которую корабельные пушки превосходили в калибре и дальности стрельбы. Надводный борт, артиллерию главного калибра и боевую рубку предполагалось защитить противоснарядной броней. Четыре 152-мм орудия стояли в двух диагонально расположенных башнях, что уменьшало длину корабля. Такое расположение башен главного калибра говорило о том, что боевое столкновение с кораблями вероятного противника предполагалось решительным и скоротечным, так как артиллерийская дуэль, из-за существенного ограничения маневра на фарватере, могла вестись только на носовых и кормовых курсовых углах. Кроме того, четыре орудия в двух башнях позволяли одновременно обстреливать оба берега. А такая необходимость в условиях войны на реках могла возникать довольно часто.

В практике мирового кораблестроения уже имелся удачный опыт проектирования и постройки мониторов Австро-Венгерской Дунайской флотилии; но дальность их плавания оказалась недостаточной для Амурского театра военных действий, без запасов угля на пути из Хабаровска в Благовещенск, и с единственной базой в Хабаровске.

Был объявлен конкурс проектов монитора для реки Амур. Участвовавшая в нем венгерская судостроительная верфь «Данубиус Шёнишен Хартман АГ» предлагала построить башенные лодки в Будапеште и затем, с временно установленными деревянными полубаками, перевести их на Амур. Нужно отметить, что в 1903 году со стапелей этого завода сошли два монитора типа «Темеш», созданные с учетом опыта проектирования кораблей русского Черноморского флота, предназначенных, прежде всего, для уничтожения береговых укреплений Босфора.

Их артиллерия главного калибра изначально проектировалась для стрельбы по возвышенным целям и имела угол возвышения пушек в 35°, характерный для кораблей Черноморского флота. Желая повысить конкурентоспособность своего проекта, венгерские инженеры предлагали такой же угол возвышения главной артиллерии и для амурских башенных лодок. Но, исходя из интересов Балтийского завода, в МТК, видимо, решили не принимать во внимание даже такой ценный опыт как проектирование кораблей для Черноморского флота.

Рассмотрев поступившие предложения, комиссия под председательством адмирала И.М. Дикова выделила среди них проекты компании «В. Крейтон и К°», Сормовского и Путиловского заводов (разработки иностранных фирм в конкурсе не участвовали из-за того, что в качестве силовых установок в них предусматривались только паровые машины). 7 марта 1906 года комиссия одобрила проект Путиловского завода, как наиболее полно отвечавший требованиям Главного Морского штаба и опыту Русско-японской войны.

Поскольку паровые машины не давали возможности создать корабль с мощным вооружением, надежной защитой и автономностью в 3000 миль, то было принято весьма смелое решение — установить на них двигатели Дизеля, позволявшие увеличить вооружение, бронирование и дальность плавания.

Так русские кораблестроители первыми в мире применили на сравнительно крупном боевом надводном корабле двигатели внутреннего сгорания, к тому времени уже распространенные в России.

Перед Вами фрагмент статьи из журнала "Мидель-Шпангоут"№ 16
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе
https://vk.com/ipkgangut