Найти в Дзене

Этюд в пастельных тонах

О спектакле «Подсвечник» Московского драматического театра «Сфера», представленном на фестивале «Фабрика Станиславского» 26 июня 2024 (премьера 18 декабря 2022)

Современный театр вынужден создавать самые разные спектакли. Для изысканных эстетов, для продвинутой интеллигенции, для сытых обывателей и людей, которые простодушно тянутся к искусству. «Подсвечник» в постановке Александра Коршунова рассчитан на публику, которой в театрах становится все больше, и его успех у зрителей, привыкших к современному юмору и эстетике наших шоу, закономерен.

Мэтр Андре – Павел Гребенников, Клаварош – Анатолий Смиранин. Фотография предоставлена театром. Фото И.Ефремовой
Мэтр Андре – Павел Гребенников, Клаварош – Анатолий Смиранин. Фотография предоставлена театром. Фото И.Ефремовой

Поставить тонкую комедию, наполненную внутренними планами, изяществом французского слога и искрометностью родины водевилей, не так-то просто. Но то, что безупречно получилось в «Сфере» с английским юмором, совершенно не удалось с французским.

Клаварош – Анатолий Смиранин. Фото И.Ефремовой. Фотография предоставлена театром
Клаварош – Анатолий Смиранин. Фото И.Ефремовой. Фотография предоставлена театром

Комедия вообще — и французская комедия в первую очередь — это легкость, изящество, внутренний аристократизм, вкус и умение «прикалываться», то есть играть не всерьез, а иронизируя над собой и своим персонажем. И если актеры обладают достаточным чувством юмора и легкостью по отношению к самим себе, им удается сыграть искристый спектакль, где высокая драма оттенена бездной юмора и утонченной пародией, в которой прочитываются многие культурные слои.

Актеры, занятые в «Подсвечнике», играют всерьез. Их эмоции преувеличены, их страсти нарочиты, актерский темперамент, не ограниченный режиссерскими рамками, превращает дворян в простонародье.

Жаклина – Евгения Казарина, Клаварош – Анатолий Смиранин. Фото М. Львовой. Фотография предоставлена театром
Жаклина – Евгения Казарина, Клаварош – Анатолий Смиранин. Фото М. Львовой. Фотография предоставлена театром

В постановке Александра Коршунова драматические и трагические актеры выступают в несвойственных им амплуа, да и сам режиссер, которого можно поздравить с драматической премьерой, глубоко и всесторонне отражающей трагический 20 век, не дотянул с комедией 19-го. Актеры тяжеловесны, эффекты просты, взаимодействие прямолинейно.

Жаклина – Евгения Казарина. Фото М. Львовой. Фотография предоставлена театром
Жаклина – Евгения Казарина. Фото М. Львовой. Фотография предоставлена театром

В спектакле обнаружен один настоящий француз — Садовник в исполнении Сергея Загорельского. Он изящен и внутренне ироничен, что позволяет избежать топорности и преувеличений. Остальные играют себя или французов в своем понимании французского. Для театрализации эпохи Мюссе необходимо вдумчивое понимание духа Франции, как это произошло с Моэмом и аристократической постановкой Екатерины Еланской, нужна начитанность и вкус. В «Подсвечнике» этого нет.

Второе действие, где комедия перерастает в драму, ключевая сцена объяснения в любви сыграна на сильных эмоциях, лишь отдаленно напоминающих высокое искусство. Играть на сильном драйве — прием безотказный, но лишь с определенной публикой, для которой «громко» значит «хорошо».

Ландри - Дмитрий Бероев, Гильом - Илья Ковалёв. Фото П. Королевой. Фотография предоставлена театром
Ландри - Дмитрий Бероев, Гильом - Илья Ковалёв. Фото П. Королевой. Фотография предоставлена театром

Музыкальное оформление тоже максимально облегчено хитами французского шансона прошлого века. Правда, использована и классическая музыка, и очень хороша стилизация под романс 19 века, который исполняет актер Арсений Мичурин (Фортунио). Романс хорош, но не совсем ясно, исполняется он всерьез — в общей стилистике постановки - или иронично, что, учитывая вокальные данные артиста, более вероятно.

Элегантна сценография Ольги Коршуновой. Декорации и костюмы сделаны безупречно, свет вносит живость и легкость, добавляя головокружительного скольжения а-ля Мюссе. Сферическая сцена представляет изящное пространство, где спальня превращается в столовую, а парк — в укромный уголок сада. Все выдержано в мягких пастельных тонах, где костюмы идеально сочетаются с декорациями, а все вместе походит на легкий акварельный этюд в пастельных тонах, насыщенный гламурной грацией ушедшей эпохи.