Я уже не раз говорил о том что немцы уделяли огромное значение оснащению своих разведподразделений бронетехникой, ну и конечно не всегда в дело шли новые образцы. Зачастую это была техника на базе устаревших, но хорошо зарекомендовавших себя танков. Одним из таких танков был Pz.38 (t), она же "Прага" - знаменитый чешский танк начального периода Второй мировой. Шасси было настолько удачным, что такие боевые машины как истребители танков "Хетцер" и другие выпускались на нем вплоть до конца войны. История данного разведчика началась летом 1943 года, когда чешский концерн ВММ получил заказ на разработку гусеничного танка - разведчика. Инженеры взяли за основу Pz.38(t), но заменили двигатель Praga AC на двигатель Praga AE мощностью 160 л.с. при 2600 об\мин (предыдущий имел мощность 125 л.с). Потребовалось изменить систему выхлопа из-за этого получилась более длинная выхлопная труба, которая вместе с глушителем была выведена на крышу МТО. Убрали курсовой пулемет.
Разработчики пришли к выводу, что представят Вермахту два типа разведчиков. Один с вращающейся башней, с вооружением из спарки пулемета и 20-мм орудия, а второй с неподвижной башней, но с более мощным вооружением - 75 мм орудием KwK 38 L/24 и пулеметом на шкворневой установке. Толщина брони рубки в обеих вариантах была от 15 до 30 мм. В январе 1944 были изготовлены 4 прототипа с 20 мм орудием и 2 прототипа с 75 мм пушкой.
Сложность была в том, что немцам очень хотелось соединить черное с длинным. Очень хотелось иметь вращающуюся рубку и низкий силуэт и в то же время хорошо бы фугасное действие снарядов как у 75 мм "окурка" KwK 38 L/24. Экипаж в обеих вариантах составлял 4 человека. Масса танка в варианте с неподвижной рубкой около 12 тонн. Вообще найти что-то по истории этого разведчика оказалось делом нелегким. Если по принятому по результатам испытаний на вооружение варианта с вращающейся башней довольно много информации (их изготовили порядка 50 штук, хотя в сети гуляет цифра в 70 штук), то по штурмовому варианту почти ничего. Достоверно известно что 2 единицы изготовлены, испытаны и ушли в войска (не пропадать же добру).
Также известно что на переоборудование поступило 70 шасси. Из них как я сказал выше 50 вышли из цехов завода в варианте с 20 мм орудием и 2 в штурмовом варианте. В западном интернете есть мнение что 18 машин должны были быть выпущены как раз в штурмовом варианте. Возможно что какое-то количество все-таки и выпустили вдобавок к 2 точно выпущенным. Но документов на этот счет я не видел. В общем прототип интересный и крайне малоизученный, однако не обойден вниманием модельного мира.
Итак, сейчас мне известно лишь три фирмы выпускающие или выпускавшие модель этого весьма оригинального агрегата. Причем две модели, как раз в масштабе 1/72. В 1/35 как мне известно это только отличный набор дочки Dragon - Ceber Hobby. Помимо UM о котором идет рассказ, выпуск подобной модели был и в Чехии. Выпускала его фирма Attack
Наборы этой фирмы весьма неоднозначны, а в нынешних реалиях и недоступны за разумные деньги. Однако в конкретно данном случае, если посмотреть на форму рубки, на форму маски орудия, а так же на то что место под курсовой пулемет на прототипе отсутствует, а не заделано круглой заглушкой, как на моделях Dragon и UM. Я могу предположить что данный набор самый правильный по геометрии. Очевидно чехи имеют наибольший доступ к своим же архивам)).
А вот украинские ребята видимо стремились скорее рубануть бабла имея минимальные затраты (они на базе "Праги" столько всего "налепили"!), а поэтому рубку слепили абы как, никаких ящиков делать не стали, интерьер в их понимании это просто рация и два кресла...Справедливости ради скажу, что чехи недалеко ушли в этом вопросе, но они дали дополнительно кожух бортовых передач и вал проходящий через всю рубку по полу. Также чехи проклепали рубку, как оно и было на прототипе, дали два антенных ввода и даже их бронировку, а вот UM не стал заморачиваться и с этим. Мне "повезло", я купил эту модель, когда только осваивал мир моделизма, поэтому и покраска кистью (тогда у меня аэра не было) и ошибки новичков, но что есть то есть. Даже тогда (это была, кажется третья модель в 1/72) я постарался что-то исправить (ну в силу своих скромных возможностей и никакого опыта).
Помучившись с рубкой, на третьей попытке я понял, что придется оставить все как есть. Рубка очень непростой формы. Пришлось снести непонятно зачем данные производителем ребра жесткости толщиной с броню "Мауса" и склеить рубку как есть. Потом я ее проклепал сам, добавил в интерьер кожух бортовых передач, вал, аптечку, две снарядные укладки, ящик для скарба, проводку, маскировочную сеть и два кресла. На этом душа моя успокоилась. Снаружи я добавил бронировку антенного ввода, заменил сетку воздухозаборника на чайный пакетик, ну и понятно, высверлил глушитель. Отдельно можно остановиться на дубовости при сборке гусениц, тому что подрезать пришлось каждый трак по месту...Только для фотосъемки мной был изготовлена антенна-зонтик. Красилось все, как я сказал выше, кистями, акриловыми красками "Валледжо". Смывка самодельная масляная. Пару фильтров тоже маслом. Металлики традиционные - Акан.
Сейчас я конечно все бы делал по-другому, но на тот период мне казалось, что модель хороша))) В общем, листайте галерею и спасибо за внимание!