В области развития разведывательной техники, по ходу войны, немцы были если не впереди всех воюющих сторон, то уж точно в числе лидеров. Это конечно лично мое мнение, но действительно, такого большого разнообразия бронированных средств разведки как у Вермахта, вряд ли можно найти среди вооруженных сил противоборствующих армий. Другое дело что все это многообразие было не только плюсом, а скорее даже минусом, затрудняя снабжение и управление. Я уже писал о родоначальнике ветки колесных бронеавтомобилей Sd.Kfz.13. Сегодня же хотелось немного рассказать и о ветке тяжелых бронеавтомобилей - Sd.Kfz.233. Его прямым предком считается восьмиколесный броневик Sd.Kfz.231.
Итак, в 1934 году, не удовлетворяясь тем, что трехосное шасси коммерческого грузовика не выдерживало увеличение веса броневого корпуса Sd.Kfz.231 6-rad, было выработано задание создать восьмиколесную единую для целого семейства бронеавтомобилей базу. В качестве базы, уже в 1935 году, приняли шасси сконструированное компанией Bussing- NAG в Лейпциге. Заказ на бронекорпуса отдали фирме Daimler-Benz, но в дальнейшем, основным производителем стало предприятие Deutsche Werke AG. Броневик, не мудрствуя обозначили как тот же Sd.Kfz.231, но во избежание путаницы добавили "8-rad" что подчеркивало 8 колесную базу.
В качестве двигателя использовали Bussing-NAG L8V-GS, 8-цилиндровый с мощностью 150 л.с. А позже модернизированный двигатель выдавал уже 180 л.с. Изюминкой шасси было то что все они были управляемыми, то есть при повороте руля, поворачивались все восемь колес, что обеспечивало отличную маневренность. А для получения хорошей проходимости, все восемь колес были ведущими. Шины были самогерметизирующимися, что позволяло выбираться из под обстрелов даже при их пробитии. Бронеавтомобили 231 и 232 были очень похожи. Sd.Kfz 263 имел отличие в невращающейся башне. Однако всех их роднило одно - слабое вооружение. А очень хотелось иметь универсал, способный и пехоту поддержать если надо, и в разведке отбиться от бронированного противника и помочь отбить атаку при обороне. Решение пришло, когда начали массово перевооружать танки Pz.IV на длинноствольное орудие. С броневика сняли башню, сделали открытую надстройку и стали устанавливать в нее 75-мм орудие KwK 37 фирмы Rheinmetall-Borsig. Орудие имело неплохую баллистику и фугасное действие снарядов. Так, например бронебойный снаряд K.Gr.rot Pz. на 500 метров пробивал до 40 мм брони. Правда углы наведения были скромными - по 12 градусов в каждую сторону и от - 10 до +12 градусов по вертикали. Скорострельность до 15 выстрелов в минуту. Боезапас 32 снаряда
В качестве дополнительного вооружения использовался пулемет MG34 на шкворневой установке, позволяющей вести огонь также и по воздушным целям. Экипаж состоял из трех человек - командира (он же наводчик и радист) заряжающий (он же водитель заднего хода) и основной водитель. На бронеавтомобили этой модификации ставили радиостанцию Fu Spr Ger «а» и штыревую антенну. Броня в лобовой проекции составляла 30 мм, борт и корма 15 мм. Днище вообще защищала 5 мм броня. Бронеавтомобиль имел запас хода от 170 км по проселкам до 300 км по шоссе. Общая длина 5850 мм, высота 2250 мм, ширина 2200 мм. Боевая масса 8.7 тонн.
В июле 1942 первый бронеавтомобиль Sd.Kfz.233 покинул ворота Deutsche Werke. Первыми новую машину получил Африканский корпус (3 и 33 разведбатальоны) - тип движителя (колеса), вооружение неплохо подходили к полупустыне Киренаики. Кстати Роммель частенько использовал их не по прямому назначению, а как мобильный резерв в обороне или же вообще для атак в обходных маневрах. Но огромным минусом оставалась "прожорливость" Sd.Kfz. 233. Потом бронеавтомобили этого типа стали получать и разведывательные подразделения панцергренадерских дивизий. Всего выпустили 119 машин подобного типа. Они успели повоевать везде, в Африке, России, Европе.
Ну а что же в мире моделей? Ведь агрегат весьма колоритный. Но в том-то и дело что почти ничего. Если я не ошибаюсь, в 1/35 его выпускает AFV Club ( с весьма кусающимся ценником) а в 1/72 это украинский Roden
Поскольку я являюсь поклонником именно 1/72, в моих закромах появился украинский набор. Собирал я его одновременно с украинским ICMским Sd.Kfz.222. Обе модели на Африканский корпус. Модель из 110 деталей. Собирается вполне себе неплохо. Однако я добавил: стеллаж боекомплекта, из чайного пакетика сетки на выхлопных, заменил ограждения поворотников на проволочные, поставил габариты и зеркало, нарастил длину орудия, добавил номера (почему-то в наборе номера даются только на один вариант...)Окраска акрилом Pacific 88, смывка, фильтр самодельные масляные, подтеки дождя от AK. Ну и вот что в итоге получилось (листайте галерею). Спасибо за внимание!