Найти тему
Scale attack

Восьмиколесный "окурок". Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.233 (Roden №706, масштаб 1/72)

В области развития разведывательной техники, по ходу войны, немцы были если не впереди всех воюющих сторон, то уж точно в числе лидеров. Это конечно лично мое мнение, но действительно, такого большого разнообразия бронированных средств разведки как у Вермахта, вряд ли можно найти среди вооруженных сил противоборствующих армий. Другое дело что все это многообразие было не только плюсом, а скорее даже минусом, затрудняя снабжение и управление. Я уже писал о родоначальнике ветки колесных бронеавтомобилей Sd.Kfz.13. Сегодня же хотелось немного рассказать и о ветке тяжелых бронеавтомобилей - Sd.Kfz.233. Его прямым предком считается восьмиколесный броневик Sd.Kfz.231.

Итак, в 1934 году, не удовлетворяясь тем, что трехосное шасси коммерческого грузовика не выдерживало увеличение веса броневого корпуса Sd.Kfz.231 6-rad, было выработано задание создать восьмиколесную единую для целого семейства бронеавтомобилей базу. В качестве базы, уже в 1935 году, приняли шасси сконструированное компанией Bussing- NAG в Лейпциге. Заказ на бронекорпуса отдали фирме Daimler-Benz, но в дальнейшем, основным производителем стало предприятие Deutsche Werke AG. Броневик, не мудрствуя обозначили как тот же Sd.Kfz.231, но во избежание путаницы добавили "8-rad" что подчеркивало 8 колесную базу.

                                                      Восьмиколесный Sd.Kfz. 231
Восьмиколесный Sd.Kfz. 231
                                    Единое шасси для восьмиколесных бронеавтомобилей
Единое шасси для восьмиколесных бронеавтомобилей

В качестве двигателя использовали Bussing-NAG L8V-GS, 8-цилиндровый с мощностью 150 л.с. А позже модернизированный двигатель выдавал уже 180 л.с. Изюминкой шасси было то что все они были управляемыми, то есть при повороте руля, поворачивались все восемь колес, что обеспечивало отличную маневренность. А для получения хорошей проходимости, все восемь колес были ведущими. Шины были самогерметизирующимися, что позволяло выбираться из под обстрелов даже при их пробитии. Бронеавтомобили 231 и 232 были очень похожи. Sd.Kfz 263 имел отличие в невращающейся башне. Однако всех их роднило одно - слабое вооружение. А очень хотелось иметь универсал, способный и пехоту поддержать если надо, и в разведке отбиться от бронированного противника и помочь отбить атаку при обороне. Решение пришло, когда начали массово перевооружать танки Pz.IV на длинноствольное орудие. С броневика сняли башню, сделали открытую надстройку и стали устанавливать в нее 75-мм орудие KwK 37 фирмы Rheinmetall-Borsig. Орудие имело неплохую баллистику и фугасное действие снарядов. Так, например бронебойный снаряд K.Gr.rot Pz. на 500 метров пробивал до 40 мм брони. Правда углы наведения были скромными - по 12 градусов в каждую сторону и от - 10 до +12 градусов по вертикали. Скорострельность до 15 выстрелов в минуту. Боезапас 32 снаряда

                                                      Основное оружие Sd.Kfz.233
Основное оружие Sd.Kfz.233

В качестве дополнительного вооружения использовался пулемет MG34 на шкворневой установке, позволяющей вести огонь также и по воздушным целям. Экипаж состоял из трех человек - командира (он же наводчик и радист) заряжающий (он же водитель заднего хода) и основной водитель. На бронеавтомобили этой модификации ставили радиостанцию Fu Spr Ger «а» и штыревую антенну. Броня в лобовой проекции составляла 30 мм, борт и корма 15 мм. Днище вообще защищала 5 мм броня. Бронеавтомобиль имел запас хода от 170 км по проселкам до 300 км по шоссе. Общая длина 5850 мм, высота 2250 мм, ширина 2200 мм. Боевая масса 8.7 тонн.

                                                            Чертеж Sd.Kfz.233
Чертеж Sd.Kfz.233

В июле 1942 первый бронеавтомобиль Sd.Kfz.233 покинул ворота Deutsche Werke. Первыми новую машину получил Африканский корпус (3 и 33 разведбатальоны) - тип движителя (колеса), вооружение неплохо подходили к полупустыне Киренаики. Кстати Роммель частенько использовал их не по прямому назначению, а как мобильный резерв в обороне или же вообще для атак в обходных маневрах. Но огромным минусом оставалась "прожорливость" Sd.Kfz. 233. Потом бронеавтомобили этого типа стали получать и разведывательные подразделения панцергренадерских дивизий. Всего выпустили 119 машин подобного типа. Они успели повоевать везде, в Африке, России, Европе.

Ну а что же в мире моделей? Ведь агрегат весьма колоритный. Но в том-то и дело что почти ничего. Если я не ошибаюсь, в 1/35 его выпускает AFV Club ( с весьма кусающимся ценником) а в 1/72 это украинский Roden

                                                                            Бокс-арт AFV
Бокс-арт AFV
                                                                         Роден
Роден

Поскольку я являюсь поклонником именно 1/72, в моих закромах появился украинский набор. Собирал я его одновременно с украинским ICMским Sd.Kfz.222. Обе модели на Африканский корпус. Модель из 110 деталей. Собирается вполне себе неплохо. Однако я добавил: стеллаж боекомплекта, из чайного пакетика сетки на выхлопных, заменил ограждения поворотников на проволочные, поставил габариты и зеркало, нарастил длину орудия, добавил номера (почему-то в наборе номера даются только на один вариант...)Окраска акрилом Pacific 88, смывка, фильтр самодельные масляные, подтеки дождя от AK. Ну и вот что в итоге получилось (листайте галерею). Спасибо за внимание!