Найти тему

Pentax 17: особенности дизайна

117 прочитали

Первое, что меня интересует в фотографии - дизайн фотокамер. И тут уже без разницы - "цифра" это или "плёнка". Поэтому я с большим удовольствием встретил новость о выпуске Pentax своей первой плёночной камеры за двадцать лет. На самом деле, Pentax 17 - компактная плёночная фотокамера (с несъёмным объективом 37 мм (экв.) F3.5), умещающая два вертикальных кадра на площади т.н. "полного" кадра стандартной 35-мм плёнки.

Материал выполнен по публикации Дейла Баскина с dpreview.com - ссылка, как обычно, в конце статьи. Иллюстрации оттуда же. Кроме того, я уже касался этой темы в одной из предыдущих публикаций "Зомби по имени Pentax". Поэтому, кое-какие мысли возьму прямо оттуда, старая публикация удалена.
Pentax 17. Фото: dpreview.com
Pentax 17. Фото: dpreview.com

О деньгах: Pentax 17 поступил в продажу в конце июня 2024 года по рекомендованной розничной цене 500 долларов. Комплект, включающий один рулон черно-белой пленки Ilford HP5 Plus 400, один рулон цветной пленки Kodak UltraMax 400, два купона на обработку пленки и двухлетнюю расширенную гарантию (три года гарантии суммарно) будет стоить на 100 долларов дороже.

Справедлив выбор "полукадрового" формата новой плёночной фотокамеры от Pentax. Это позволит вместить на стандартной плёнке вдвое больше кадров. Учитывая высокую стоимость производства плёнки - это правильное решение. Качество, получаемое на плёночном фотоаппарате, всё равно не идёт ни в какое сравнение с "цифрой". Сокращение площади кадра наполовину останется незамеченным.

Pentax 17 весит 290 грамм без пленки и аккумулятора. Верхняя и нижняя пластины изготовлены из магниевого сплава. Срединная часть корпуса выполнена из пластика. Рукоятка относительно небольшая, что соответствует стилю компактной фотокамеры.

Pentax 17. Фото: dpreview.com
Pentax 17. Фото: dpreview.com

В оформлении корпуса камеры есть аккуратные намёки на старое-доброе плёночное прошлое Pentax: шрифт цифр в названии камеры, логотип Asahi Optical Company над брендом Pentax, указание индикатора плоскости пленки и надпись «FILM CAMERA». Чтобы уже никто не сомневался в природе это фотокамеры.

Забавно видеть гордую надпись «FILM CAMERA» на корпусе фотоаппарата 2024 года выпуска. Помнится, в самом начале 2000-х, на первых цифровых компактах, часто имитирующих плёночные камеры, сияла другая гордая надпись: "DIGITAL CAMERA". В любом случае - здорово, когда есть чем гордиться!

Интересно реализован дизайн переключателя режимов работы фотокамеры. Pentax 17 ориентирован на обывателей, уставших от своих смартфонов. На новое поколение фотографов, уже не заставшее плёнку. Поэтому было решено сделать камеру максимально доброжелательной ко всем пользователям. От ручных режимов съёмки было решено отказаться.

Pentax 17. Фото: dpreview.com
Pentax 17. Фото: dpreview.com

Диск режимов разделен на три секции с цветовой кодировкой: синюю, белую и золотистую.

В синем разделе есть лишь один автоматический режим, в котором камера будет принимать все решения по экспозиции, в том числе - решение по использовании вспышки.

Белая секция включает программный режим, ночной режим, режим "Выдержка" и режим "Боке". В последнем случае диафрагма остаётся открытой максимально широко. Выбор любого из режимов белой зоны отключает вспышку.

Золотистая зона диска режимов предполагает принудительное использование вспышки: программный режим, режим медленной синхронизации. Встроенная вспышка взята из фотокамеры Pentax KP, но установлена ​​открыто спереди.

Pentax 17. Фото: dpreview.com
Pentax 17. Фото: dpreview.com

Слева от видоискателя вы обнаружите диск компенсации экспозиции с диапазоном ±2EV с шагом 1/3 ступени. Это даст вам дополнительный контроль в ситуациях, которые могут обмануть автоматический замер экспозиции камеры, например, при съёмке фотографий на снегу или против света.

Кнопка спуска затвора камеры, аналогично кнопке зеркальной Pentax KP, окружена переключателем включения/выключения. Рядом с ним вы найдете рычаг перемотки пленки и счетчик кадров. Механизм намотки пленки основан на механизме Pentax Auto 110. Счетчик кадров достигает 72 - максимального количества фотографий, которое можно сделать пленку 36 кадров.

При загрузке пленки вам нужно будет установить ISO с помощью соответствующего диска, который разблокируется небольшой черной кнопкой справа от него. Камера поддерживает плёнку ISO 50-3200. Внутри шкалы ISO находится рукоятка перемотки пленки - ещё один возврат в прошлое. Она основана на рукоятке Pentax LX , зеркальной камеры, выпущенной в 1980 году. Белые стрелки на рукоятке предназначены для имитации Pentax Spotmatic SP.

На задней крышке есть карман для размещения информации о установленной плёнке. На задней панели камеры имеется разъем 2,5 мм, который работает с тросиком Pentax CS-205.

Pentax 17. Фото: dpreview.com
Pentax 17. Фото: dpreview.com

Pentax 17 - шкальная фотокамера: пользователи самостоятельно оценивают расстояние и выбирают подходящую настройку. Никакого автофокуса. С половинным кадром риски не попасть в фокус сокращаются - глубина резко отображаемого пространства значительна.

Есть шесть предустановок: 0,25 м, 0,5 м, 1,2 м, 1,7 м, 3 м, бесконечность. Настройка выбирается с помощью значков в верхней части линзы. Под линзой также индексные метки в метрах и футах.

Самое забавное то, что, кажется, исходя из отзывов - в Pentax сохранили в объективе микромотор, который двигает линзы. Это не прямая механическая связь с линзами, как вы могли подумать. Использование микромотора, на самом деле, делает конструкцию дешевле. Ровно по той причине, по которой они хотели бы отказаться от ручной перемотки плёнки - нагрузка при работе от руки неравномерна и требует более дорогих комплектующих.

Если внутри объектива Pentax 17 микромотор - это шаг назад от общей концепции и "слабое звено", которое может дать сбой в будущем. Впрочем, надолго ли рассчитан ресурс камеры? Волнует ли это кого-то, ведь это игрушка ;)

Экспонометр прямо в оправу объектива, а значит он будет точно замерять экспозицию даже с прикрепленным на объектив фильтром.

Pentax 17. Фото: dpreview.com
Pentax 17. Фото: dpreview.com

Объектив на фотокамере несъёмный и с фиксированным фокусным расстоянием (экв. 37 мм). Что-то подобное объективу Pentax Espio Mini (он же Pentax UC-1). Кстати, в объективе Pentax Espio Mini было всего три элемента. Недорого и со вкусом. Объектив был обновлен и теперь включает современное HD-покрытие Pentax. Максимальное закрытие диафрагмы до F16.

Туннельный согласованный оптический видоискатель вертикального типа расположен строго по оптической оси объектива. Внутри есть стандартные обозначения.

Пара светодиодных индикаторов расположена справа от видоискателя и указывает на недостаточное освещение и прочее. Интересно, что в видоискатель вы можете увидеть, какой значок зоны фокусировки выбран в настоящее время.

Pentax 17 не использует перезаряжаемые батареи. Здесь используется литиевая батарея CR2 3V. Согласно техническому описанию, батареи должно хватить на 10 пленок при 50%-ном использовании вспышки. Получается, батареи хватит не менее чем на 720 кадров.

Больше о практическом опыте использования Pentax 17 вы можете прочитать в оригинальном материале Дейла Баскина.

Типичный пользователь Pentax 17. Фото из интернета
Типичный пользователь Pentax 17. Фото из интернета

При проектировании и производстве фотокамеры пришлось больше потратиться на защиту вставленной в аппарат плёнки от засветки - от "герметизации" всех швов корпуса до использования более плотного материала лепестков затвора. Цифровые фотокамеры не имеют такой проблемы, ведь их датчик изображения активируется только на включенном аппарате.

На фотокамере используется ручная перемотка плёнки, что обходится проекту дороже встроенного электромотора. Не смотря на жесточайшую экономию, в компании идут на этот шаг - иначе у пользователя не будет истинно позитивного опыта, возвращающего его в прошлое. Дороговизна решения связана с крайне неравномерной нагрузкой при ручной перемотке плёнки. Это требует больше шестерён и особого внимания к их прочности и качеству.

Нужно отдать должное мужеству специалистов из Ricoh. Сегодня очень сложно выводить на рынок плёночную фотокамеру. Дело не только в том, что вы практически одиноки. Если сегодня вы решите возобновить производство плёночных фотокамер (Pentax много лет производила плёночные фотокамеры), то, на самом деле, у вас не окажется необходимого оборудования или форм для восстановления старых конструкций. Неизбежное последствие стремительной технологической революции в области фототехники и результат слияния-разделения компаний!

Команда создателей плёночной камеры из Ricoh. Слева направо: Кадзухико Сибуя, Хираку Каваучи, Такео Сузуки, Томоки Танака, Рютаро Аратама
Команда создателей плёночной камеры из Ricoh. Слева направо: Кадзухико Сибуя, Хираку Каваучи, Такео Сузуки, Томоки Танака, Рютаро Аратама

Что меня удивляет больше всего в этой истории - почему именно плёнка?

Я понимаю, что возврат к цифровой фототехнике начала 2000-х менее привлекателен современному поколению, т.к. они не видят разницы между современным цифровым фотоаппаратом и цифровой фототехникой конца XX - начала XXI века. Как и хорошее вино, избранные цифровые фотокамеры начала 2000-х, подобные Olympus E-20, раскрываются и понятны не каждому. С плёнкой всё проще - это совершенно иной чувственный опыт, это возможность громко заявить о своей инаковости, это проще сделать оригинальным и модным.

Нужно хорошо разбираться в цифровой фототехнике начала 2000-х, чтобы подобрать что-то действительно стоящее и чувственное. Зарядить в фотоаппарат плёнку куда проще. Отщёлкать 72 кадра в режиме "навёл и снял" и отдать специалистам в проявку, сканирование и (или) печать...

Всё, что вы должны знать о плёнке тут 👉

Все мои цифровые фотокамеры здесь 👉

Мои старые цифровые фотокамеры
История цифровой фотографии23 апреля 2022