Найти тему
Alterlit Creative Group™

Двести дней до конца света: обзор сериала «Прощай, Земля»

Тема Судного дня, Армагеддона и прочих апокалипсисов всё чаще терзаема киношниками и при этом выглядит всё менее фантастической. Пандемия, недавно уже отрепетированная мировым правительством... Прибытие западной демократии в Новый Свет, показанное Мэлом Гибсоном в почти одноимённой картине «Апокалипто»... Ядерная катастрофа, восстание машин и вампиров, нашествие марсиан, саранчи или зомби, обрушение фондовой биржи... На худой конец (света) глобальное потепление или похолодание.

Кое-что уже случалось в палеолите и мезолите, а вот интересно, каким может быть мировой катаклизм в ближайшее время, в эпоху Альтерлита? Как вариант — старый добрый астероид, коим и решили воспользоваться авторы данного кинопродукта.

-2

Сериал «Прощай, Земля» (Jongmalui babo), Южная Корея, 2024.
Экранизация книги «Дурак на краю света» современного японского фантаста Котаро Исаки.
Понимаю, что из всех корейских киношников, обязательных к запоминанию, по-прежнему остаётся одинокий Ким Ки-дук. Но если положено перечислить основных создателей — так тому и быть.
Режиссёр Ким Джин-мин.
В ролях: Ю А-ин, Ан Ын-джин, Чон Сон-у, Ким Юн-хе, Ли Дон-чхан, Лим Ги-хон, Пак Чу-хи, Ким Ён-ун, Щин Дам-су, Кан Сог-у. 
Оригинальные музыкальные композиции: Хван Сан Джун.
Жанры: фантастика, катастрофа, драма, дорама (любой телесериал производства Восточной Азии, не только драматический, хотя название от японского звучания слова «драма»).
Самое катастрофическое в этом сериале — рейтинг IMDb 4,2. И это главная интрига: почему так мало и справедливо ли? 
Как говорят проповедники, откроем книгу. В смысле включим кино.

Ближайшее будущее, апрель 2025 года. К Земле приближается астероид, и через полгода наступит кирдык. Нормальные люди в страхе и панике, неадекваты в экстазе. Коллапс начинается по графику, то есть сразу.

В Корее, куда летит небесное тело, объявлено военное положение. Население истерит, армия поднимает мятеж, в тюрьме для рецидивистов восстание и массовый побег, на улицах бардак, разгул мародёров и ОПГ.

Визуально — очень здорово, с размахом, на локациях не экономили, зарядили непрерывный калейдоскоп ярких объёмных картинок со спецэффектами, даже гибель динозавров от удара метеорита изобразили.

-3

Эпичное, слишком всеохватывающее начало слегка подпортило восприятие сюжета: за кого и за что зацепиться в этой экранизации новостных лент мрачного завтра?

«Я точно не умру?» — спрашивает в кадре маленькая азиатская девочка. Вот тут стоп. Разумеется, адекватный зритель не может не сопереживать такой сцене, но для фантастики это примитивный трюк вызвать слезу. Во-первых, просто случайный персонаж из массовки, которому сопереживание достаётся автоматически, а не через тщательную прорисовку образа. Во-вторых, в рыночной экономике (почему-то с конца 80-х так стали называть капитализм) большинство кинопродукта создаётся не для разумного-доброго-вечного, а ради прибыли, и возникает подозрение в неискренности авторов. Ну и главное: если хотите показать убедительный ужас в Восточной Азии — зачем городить фантасмагорию? Снимите, что творили японцы в Китае и Манчжурии накануне Второй мировой или что устроили американцы в Хиросиме.

В это время на экране постепенно жизнь налаживается — с учётом необратимых изменений в виде дефицита, диктатуры, уличных банд и усиления расслоения общества. В зоны безопасности будут эвакуировать в первую очередь зажиточную касту — а простые работяги останутся обречённо ждать, пока наступит Вселенский потом.

Здесь непонятно — не по поводу судьбы буржуев и пролетариата, а в смысле погибнет ли вся планета, как было обещано вначале, или только Корея с окрестностями? То ли авторы не определились, то ли переводчики напутали.

-4

Разобраться в громоздких построениях сеттинга и основных сюжетных линий с первого раза непросто, даже конспектируя. Кстати, о переводчиках.
— Это кроссовок Мин Хо! — говорит персонаж.
Неужели даже они не в курсе, что кроссовка — женского рода! Какое-то «чей туфля» получается.

Вернёмся к изрядно перегруженному выдуманному миру будущего. Население не понимает, намерены ли власти что-то предпринимать. В частности, отправился ли Брюс Уиллис на ракете Илона Маска спасать планету под чутким руководством президента США? И почему, имея достаточно времени до, как всё-таки оказалось, локальной трагедии, невозможно обеспечить эвакуацию всего населения? Как же правило «запад нам поможет»?

Сбежавшие зэки устраивают массовые убийства и похищают группу школьников. В городе почти безвластие, правоохранители не берутся помогать, и в роли героя-спасителя выступает симпатичная молодая учительница Се Гён. Она погружается всё глубже в мрак и хаос происходящего.

Намеренно или случайно сценаристы предъявили интересное наблюдение: до природной катастрофы ещё уйма времени, а на улицах уже катастрофа. Которую сотворили люди. «Разруха в головах», всё верно.

-5

Не обходится без обязательной любовной линии. Юн Сан, парень главной героини, благородно бросает тёплое местечко в американском институте биотехнологий и возвращается на родину, чтобы быть со своей возлюбленной и со своим народом.

Слишком быстро наступает пятая стадия принятия неизбежного, и друзья Юн Сана празднуют его прибытие. Хотя, как любой вернувшийся после обучения в США, Юн Сан выглядит странно и немного подозрительно.

Се Гён пытается выследить преступников, и вдруг замечает, что в то же время какие-то зловещие силы выслеживают её.

Влиятельный католический священник Бэк задержан военными, исчезает в неизвестности, потом возвращается, окутанный ореолом мрачной тайны. Главная героиня обнаруживает зловещее учреждение под невинным названием «учебный центр» — кажется, там содержатся похищенные люди. Пугающие непонятки окружают главную героиню со всех сторон.

Параллельно с линией основных персонажей продолжают развиваться глобальные панорамы изменения в государстве и обществе. Чаще всего не в лучшую сторону.

Отключают интернет. Вводят продуктовые карточки. И снова стоп: один из барыг-спекулянтов отказывается принимать корейские воны и радуется долларовым купюрам намного больше, чем талонам на усиленное питание. Доллар über alles! Такой ярко выраженный акцент, аж плеваться хочется. Фундамент мироздания, зелёная бумажка с надписью In Trump We Trust. Всё-таки это ж 2025 год. (Ладно, это первая шутка в тексте).

Разумеется, сериал не о катастрофе как таковой, а о том, как проявляются в людях их истинные качества перед лицом глобальной угрозы. Одни остаются людьми, а другие, выходит, никогда ими и не были.

-6

В общем, двенадцать полновесных часовых запутанных серий. Авторы пытаются объять необъятное и впихнуть в сагу всё, везде и сразу. Впрочем, сюжет постепенно упорядочивается. В нужных местах ясность вносит закадровый громкоговоритель, который информирует о дате и глобальных событиях. Вполне оправданный и простой приём систематизировать канву.

Впрочем, не обходится без некоторых сюжетных прорех и недоработок, но кто сейчас без греха.

Главные персонажи, которых множество, прописаны неплохо и довольно быстро начинаешь их различать. К примеру, очень убедителен предводитель мафиози — вылитый браток из 90-х, какой-нибудь наш авторитет по кличке, к примеру, Кореец.

Что на высоте, так это зрелищность. Много глобальных панорам, общих планов с обилием тщательно прорисованных мелочей и деталей. Локации разнообразны, сняты в разное время суток, что не может не радовать глаз.

Массовки восхищают, сработаны на полную катушку.

Гармонично легла специально написанная для сериала музыка, звучит под современную западную. Заглавная песенка на The Cranberries похожа.

Кто любит азиатские сериалы — может посмотреть и получить удовольствие. Оценка IMDb кажется несправедливой. На шесть баллов потянет точно; также очевидно, что восточноазиатский «Прощай, Земля» не хуже многих западных аналогов.

Роман Газета для сайта Альтерлит

Обзор выполнен по заказу нашей биржи Creative Market, где вы можете найти исполнителя для вашего заказа или предложить свои услуги.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram