Считается, что яд - оружие женщин. По-моему, это полная ерунда. Мужчины всех времен и народов не меньше были склонны к интригам. И частенько устраняли соперников и врагов без криков, крови и выстрелов в люстру.
Другое дело, что отравительство может быть увлечением одного конкретного злодея, а может стать хобби целой династии. Как, например, средневековой семейки Борджиа.
Папа Александр VI избавлялся от кардиналов и прочих политических противников как от мух. Его излюбленный фокус - разрезать отравленным ножом пополам фрукт и угостить свою жертву. Вторую половинку съедал он сам. А секрет в том, что отрава наносилась лишь на одну сторону лезвия.
Его сын Чезаре придумал другой изысканный способ расправляться с неугодными. Он изобрел перстень с резервуаром, наполненным ядом. Достаточно дружеского рукопожатия, чтобы царапина от специальной иглы в перстне отправила несчастного к праотцам.
Лукреция, его сестрица, носила на груди шикарную брошь такой же конструкции. Смертельными могли стать ее жаркие объятия. Говорят, она так избавлялась от надоевших любовников.
* * *
А как не вспомнить династию Тофана - средневековых итальянских отравительниц. Самая известная - Теофания ди Адамо. Она направо и налево продавала отраву собственного изготовления женам, которые мечтали стать вдовами. В известном романе Булгакова эта самая плодовитая во все века серийная убийца появляется на балу у Воланда. Коровьев представляет ее Маргарите как Джулию Тофана. И называет знаменитой отравительницей. Тофана истребила более 600 мужчин, а состав ее яда и по сей день остается тайной.
Римский император Гай Юлий цезарь Германик, больше известный под именем Калигула, и француженка Мари-Мадлен де Бренвилье не были даже знакомы. Их вообще разделяли 16 веков. Но роднили пытливый ум и страсть к исследованиям. Оба изучали свойства ядов и испытывали на всех, кто попадался под руку. Императору, конечно, было проще. Ему под руку попадались рабы и гладиаторы. Да и знатные римляне не избегали участи подопытных кроликов. А вот мадам приходилось травить бедняков, для чего она специально наведывалась в благотворительные столовые.
К слову, отравления в античном Риме вообще были обычным делом. Истории известна тамошняя отравительница Лакуста. На ее счету сотни загубленных жизней. Услугами Лакусты пользовался и Калигула. В те времена количество убийств с помощью ядов выросло до такой степени, что была создана особая коллегия дегустаторов пищи.
Правда, от происков Екатерины Медичи дегустатор бы не уберег. Она предпочитала наружные средства. Яд наносила на личные вещи жертв. Не сама, конечно - это было опасно. У нее на довольствии состоял целый штат отравителей. Иногда они были одноразовыми.
А китайская императрица Цыси травила придворных столь непринужденно и откровенно, что они держали при себе аптечки с противоядиями.
* * *
Но оставим в покое темное прошлое.
Американец Гарольд Шипман трудился не покладая рук уже в конце ХХ века. Этот врач убивал своих пациентов прямо на дому. Он избавлял от страданий тех, кто мучился от боли. Таких в его коллекции оказалось более 200 человек. На суде свои действия он объяснял состраданием. Можно было этому поверить, если бы Шипман не переоформлял на себя завещания убитых им людей.
На Руси яды тоже не были диковинкой. Летописцы-монахи повествовали о случаях отравления без особого удивления и порицания.
В середине XIII века судьба Руси надолго оказалась во власти мощной силы кочевых племен Чингисхана. Поездки русских князей в ставку ордынских ханов часто заканчивались трагически. Кочевники прекрасно знали тихую силу ядов.
Впрочем, и без них русские князья истребляли друг друга. Междоусобицы раздирали земли русичей. То и дело от неведомой хвори умирали молодые князья и княгини.
Не отличались безоблачностью и более поздние времена. Половина жен Ивана Грозного была отравлена. Царь Михаил Романов потерял невесту и жену.
Все эти факты известны, но громких имен отравителей, сравнимых с Калигулой, летописи нам не оставили.
Зато советское время изобилует именами.
Григорий Майрановский с 1937 года заведовал токсикологической лабораторией при НКВД. Он поражал окружающих садистскими наклонностями. Ставил на людях, приговоренных к смерти, опыты с ядами. Уморил не один десяток заключенных. К счастью, долго злодействовать ему не позволили - самого посадили за решетку.
В новейшей истории тоже есть примеры химиков-любителей.
Например, братья Нехаевы из Минска. В 1982 году они убили и отправили на больничную койку несколько человек. Причем хотели расправиться лишь с одним. Но именно он и не пострадал - парню повезло с ангелом-хранителем.
Житель Новосибирска Кривобоков, чтобы не разводиться и не делить имущество, отравил жену. Это ему понравилось, и он уморил еще нескольких коллег.
37 человек за свою криминальную карьеру на тот свет с помощью яда отправил уроженец Владивостока Выговский.
Любитель детективов из Ярославля - некий Соловьев - загубил несколько невинных душ. А рецепт яда вычитал у Агаты Кристи.
* * *
Но самая известная советская отравительница - Тамара Иванютина. Пристрастие к использованию зелья она впитала, можно сказать, с молоком матери. Да и от отца было что впитать. Оба родителя - Мария и Антон Масленко - охотно демонстрировали своим детям, как следует расправляться с неприятными им людьми.
Поскольку жили они в коммуналке, поле для деятельности было обширным. Первой жертвой стал сосед, который слишком громко включал свой телевизор. Мария Масленко угостила его отравленными пирожками. Другая соседка посмела сделать ей замечание за грязь в туалете. И тоже отправилась в мир иной. Потом настала очередь докучливой родственницы.
Но мама и папа Тамары были дилетантами по сравнению со своей дочерью. Ее жизненный путь густо устлан жертвам. Первого мужа она отравила, чтобы завладеть его квартирой. Затем ей приглянулся дом родителей второго мужа. Их обоих она отправила на тот свет. Мужа тоже начала подтравливать, а в доме завела свиноферму. Чтобы не заморачиваться с кормами, устроилась посудомойкой в школьную столовую. Остатки пищи забирала для своих свиней.
Она как личное оскорбление воспринимала хороший аппетит детей. Старалась при случае портить готовые блюда. Портила и продукты. Например, на кухне вдруг отключался на ночь холодильник.
А если кто хотел забрать то, что не доел, получал от посудомойки по полной программе. Например, детям, которые пытались было унести собаке остатки своих котлет, она на следующий день подсыпала в еду отраву. К счастью, доза оказалась не смертельной.
Но другим не повезло. Две женщины - парторг школы и диетсестра - умерли одна за другой. Они обе ругали посудомойку за хамство, вороватость, грубость, неряшливость и халатное отношение к своим обязанностям. А главное - следили за качеством пищи и нормативами ее приготовления.
Эти смерти нисколько не испугали Иванютину. И не заставили ее осторожничать. Вскоре в больницу попали сразу 14 человек - сотрудники школы и дети. Четверо умерли.
* * *
И только тогда череда смертей заинтересовала следствие. Эксгумировали и направили на экспертизу тело диетсестры. В тканях покойной нашли следы таллия.
Разумеется, стали опрашивать всех подряд, осматривать каждый угол, изучать биографии сотрудников. Странные смерти вокруг семьи Иванютиной насторожили следствие. А состояние ее мужа, который уже дышал на ладан - облысел и почти не вставал с кровати - тоже показалось подозрительным. Все стало ясно, когда в доме нашли яд.
Попутно выяснилось, что одна из сестер Иванютиной тоже спровадила на тот свет своего супруга. И тоже из-за квартиры. Не осталась без внимания и деятельность родителей.
Интересная деталь. Неугомонная мамаша уже в то время, когда шло следствие, пыталась убить соседку. За то, что у той пенсия больше. Мария угостила чересчур богатую пенсионерку оладушками собственного приготовления. Но та была наслышана о шалостях криминальной семейки, и на всякий случай скормила угощение кошке. Бедное животное умерло в мучениях.
Вся семья оказалась за решеткой. Антон и Мария там и закончили свое существование. Нина, отсидев 15 лет, растворилась на территории бывшей страны советов. И где-то, возможно, живет еще злобная бабка-отравительница.
А Тамара точно не живет. Она стала последней женщиной в СССР, которую приговорили к высшей мере. К расстрелу. Перед смертью она нисколько не раскаялась. И вообще заявила, что ее оговорили.
Где же брала зелье эта жуткая семейка? На протяжении многих лет их снабжала отравой знакомая сотрудница геологического института. У нее был доступ к ядовитому раствору. Знакомая наивно верила, что семью Масленко одолевают крысы.
__________________________________________________________________
Благодарю, что дочитали. Понравилось - поставьте лайк. Если подпишитесь - будет просто замечательно. Ну а порекомендуете своим друзьям - огромный плюс вам в карму! Если в тексте попадутся ошибки или опечатки, прошу простить. Не углядела.