1994 год стал годом расцвета метала. Группы, экспериментируя с тяжелой музыкой, создавали новые формы, которые будут находить отклик в сердцах слушателей на протяжении многих лет. Давайте вспомним самые важные альбомы того года.
1994-й был самым ярким, волнующим и хаотичным годом в самое бурное, захватывающее и славное десятилетие в истории метала. В огромном ускорителе частиц жанра постоянно сталкивались атомы, каждый день возникали целые вселенные. К концу этих безумных 12 месяцев казалось, что все изменилось навсегда. Так и случилось.
Прошло всего несколько лет с тех пор, как гранж завоевал мир, практически в одночасье уничтожив пошлый рок 80-х и задав новые стандарты. Но и этой сцене не потребовалось много времени, чтобы пасть жертвой собственных клише – позерства, подражателей и еле сдерживаемого желания славы. История повторялась: ко времени самоубийства Курта Кобейна в апреле 1994 года гранж стал просто глэм-металом без блеска для губ.
Но первоначальный культурный взрыв сиэтлской сцены вызвал эффект домино, который затронул и метал. Старые правила больше не работали. Рок-звезды ушли, на их место пришли изгои. Стиль, сцены и личности смешивались, искажались и снова сливались воедино, создавая армии групп, которых несколькими годами ранее изгнали бы из города с вилами и факелами. Внезапно все стало выглядеть и звучать совсем по-другому.
Некоторые артисты шли к этому уже давно. Nine Inch Nails начинали как незаконнорожденное дитя Ministry и Depeche Mode, но вышедший в 1994 году знаковый индастриал-метал альбом The Downward Spiral притянул к себе всеобщее внимание, как черная дыра, в том числе и группу фриков из Флориды, называвших себя Marilyn Manson, выпустивших свой дебютный альбом Portrait Of An American Family в том же году.
Сиэтлская группа Soundgarden стала одной из немногих, кто не только не пострадал от первоначального взрыва гранжа, но и стал сильнее и лучше, что доказал их четвертый альбом Superunknown.
Другие же появились из ниоткуда.
В Калифорнии банда одетых в Adidas бунтарей по имени Korn в одиночку породила совершенно новую сцену. Пару лет спустя ее назовут ню-металом, и она станет одним из определяющих звучаний десятилетия. В Массачусетсе пятеро тощих хардкорщиков под названием Converge перекраивали границы жанра, что вскоре будет заметно повсюду. В Гетеборге In Flames придали дикому реву дэт-метала лазерную отточенность, спровоцировав появление множества подражателей, не утихающих и по сей день.
Традиционный метал, возможно, и подвергался нападкам со всех сторон из-за меняющихся тенденций, но сдаваться не собирался. Его арьергардом руководила Pantera, техасские грубияны, которые тащили жанр в современность, пиная и крича. На севере Скандинавии такие группы, как Emperor, Darkthrone и Satyricon, показывали, что блэк-метал обладает не меньшей художественностью, чем противоречивостью, что было немыслимо еще годом ранее.
Все эти группы объединяло то, что они были аутсайдерами, бесконечным парадом круглых колышков, отказывающихся вбиваться в квадратные отверстия, независимо от их формы. На первый взгляд, Acid Bath из Луизианы, Kyuss из Палм Дезерт и Therapy? из Северной Ирландии не имели ничего общего, но все они горели желанием разрушить старый порядок.
По мере того, как 1994 год шел своим чередом, метафорическая звездная карта метала начинала сиять тысячами связанных точек света, которые отражали растущую Всемирную паутину – самое значительное технологическое достижение последних 30 лет. Внезапно все стало доступным, и появились тысячи групп, готовых этим воспользоваться.
С тех пор многое менялось бесчисленное количество раз, но отголоски культурного землетрясения, произошедшего 25 лет назад, оставили свой след. Современный метал по-прежнему в огромном долгу перед 1994 годом.
Мы вспоминаем альбомы, которые изменили мир.
Marilyn Manson - Portrait Of An American Family
Летом 1994 года на улицах Форт-Лодердейла, штат Флорида, зарождался шторм - грянул Бог Пошлости. Американская молодежь-неформалы не могла найти себя в мрачном гранже и нуждалась в более острой и визуально насыщенной музыке.
Встречайте Marilyn Manson - группу, которую легко судить по обложке. С самого начала их революционный подход к созданию сценических псевдонимов - сочетание имен икон поп-культуры с именами серийных убийц - играл на общественной и родительской тревоге. Так родились альтер эго участников группы: Мэрилин Мэнсон, Дейзи Берковиц, Джиджет Гейн, Мадонна Уэйн Гейси и Сара Ли Лукас.
Мэрилин Мэнсон, он же Брайан Уорнер, начинал как музыкальный журналист. Так он познакомился с Трентом Резнором из Nine Inch Nails, который в итоге спродюсировал и выпустил первый альбом Мэнсона на своем лейбле Nothing Records. Первоначально альбом назывался The Manson Family Album, и его обложка была почти такой же бесчеловечной, как и сама музыка. Portrait Of An American Family стал дебютом, достойным иконоборцев, которые довели метал до болезненного, непристойного экстрима, представленного NIN.
Portrait Of An American Family - это едкая коллекция извращенных гимнов, написанных для испорченной молодежи, тексты которой отражают подростковый период самого Мэрилин Мэнсона. "Я ношу эту чертову маску, потому что ты не можешь меня вынести", - выплевывает Organ Grinder, панк-рок композиция жутчайшего качества. Бог Пошлости объявляет о своем присутствии в песне Cake And Sodomy, пропитанной язвительными замечаниями вроде "Если ты такой хороший, объясни, что за дерьмо у тебя на лице", которые с тех пор стали его визитной карточкой.
Наполненный обрывками звуков и зловещими сэмплами, только Мэнсон мог цитировать Роальда Даля (в песне Prelude (The Family Trip)) и сделать это зловеще. Он посвятил клип на песню Dope Hat - жемчужину альбома - сказочному персонажу Даля Вилли Вонке и предвосхитил заразительные, взрывные ритмы, которые станут визитной карточкой группы. Отвратительно-знаковая Lunchbox, хаотичная Dogma и рефлексивная Snake Eyes And Sissies - все это добавило щедрую порцию индустриального хаоса в и без того отталкивающий котел Marilyn Manson.
Wrapped In Plastic схватила за горло название альбома и превратила американскую мечту в кошмар. В то время как заразительная Get Your Gunn осуждала "ток-шоу для слабаков", группа неохотно почтила своим присутствием американское ток-шоу Фила Донахью годом позже, чтобы защитить мош от растущей общественной истерии по поводу опасностей на хэви-метал концертах. Их появление в образах, ломающих гендерные стереотипы, и визуально соответствующих музыкальному вторжению Portrait..., мало чем помогло успокоить всеобщий страх.
Лишенный заразительных припевов и мелодий для хорового пения, альбом Portrait Of An American Family стал летописью истории Marilyn Manson и, по сути, всего музыкального мира 1994 года. Стоит отдать должное смелости этих пятерых фриков из Флориды, которые представили свой альбом миру без объяснений, стыда или извинений.
Pantera - Far Beyond Driven
Самый тяжелый альбом, когда-либо возглавлявший Billboard 200? С альбомом Far Beyond Driven Pantera установили новую планку для тяжелой музыки. Любые опасения, что техасцы смягчат свой металлический подход после успеха альбома Vulgar Display Of Power 1992 года, были развеяны в ту же секунду, как из динамиков с ревом вырвалась Strength Beyond Strength, вся состоящая из кислотной слюны и ломающих кости риффов. Интенсивность практически не снижается до самого конца, когда Pantera решают закрыть альбом более спокойной кавер-версией песни Black Sabbath Planet Caravan.
Far Beyond Driven стал не просто мгновенной классикой, включив в себя такие песни, как I'm Broken и 5 Minutes Alone, ставшие гимнами группы до самого конца ее существования, но и вдохнул новую жизнь в метал в то время, когда весь мир твердил о его смерти.
Более того, успех Pantera позволил новому поколению тяжелых групп создавать свежую и захватывающую музыку. Страшно представить, как бы сегодня выглядел ландшафт нашей любимой сцены, если бы не их стойкий и упрямый отказ поступиться своей любовью к металу. Тот факт, что они решили пойти еще дальше на следующем альбоме The Great Southern Trendkill 1996 года, говорит о многом. Их дискография настолько хороша, что у каждого есть свой любимый альбом Pantera. Но с точки зрения бескомпромиссности и демонстрации среднего пальца всем сомневающимся в силе метала, нет ничего более вдохновляющего, чем этот шедевр.
Mayhem - De Mysteriis Dom Sathanas
«Сны о Трансильвании, древние легенды и мрачные настроения, как будто густой тяжелый туман ложится на землю во время похорон в Трансильвании...» Так гитарист Mayhem и знаковый представитель блэк-метала Евронимус описывал тематические одержимости группы в ирландском фэнзине The Oath, опубликованном посмертно в 1994 году. Эти «мрачные настроения» настолько пронзительно переданы на первом студийном альбоме Mayhem De Mysteriis Dom Sathanas, что из динамиков, кажется, сочится туман трансильванского кладбища - от холодного хлыста Funeral Fog до финального обрубленного аккорда величественной заглавной песни. Даже если слушать этот альбом, не зная его леденящей душу предыстории, он поражает своей ледяной, темной, гнилостной аурой - работой больных, одержимых смертью умов, способных, тем не менее, создавать такие чертовски цепляющие мелодии, как Freezing Moon.
К маю 1994 года, когда вышел DMDS, он уже был самым скандальным альбомом в истории метала. За неделю до его релиза сессионный басист альбома, Граф Гришнак из Burzum, был приговорен к 21 году тюрьмы за убийство Евронимуса, а шокирующая волна нападений и поджогов церквей, устроенная норвежским блэк-металлическим "Внутренним кругом", стала мировой новостью. К счастью - если это слово здесь уместно - скандальная предыстория и шумиха в прессе остались в тени этих восьми треков: неумолимой ударной мощи Хеллхаммера, беспощадного, гипнотического предсмертного хрипа гитары Евронимуса, чудовищного, единственного в своем роде вокала Аттилы Чихара («Он поет, как больной священник!», - с восторгом говорил Евронимус фронтмену Enslaved Грутлу Кьеллсону) и завораживающего сочетания необузданной, инстинктивной ярости и продуманных инноваций этого недолговечного состава. Спустя двадцать пять лет именно поэтому этот альбом продолжает раскрываться с каждым прослушиванием. Это необыкновенная встреча харизматичных бунтарей и эксцентриков, объединенных целью создать самую безжалостную и смертоносную музыку, которая когда-либо существовала.
Korn - Korn
В истории хэви-метала есть несколько альбомов, которые можно считать по-настоящему знаковыми. Первый альбом Black Sabbath, Number Of The Beast Iron Maiden, Master Of Puppets Metallica. И дебютный альбом квинтета из Бейкерсфилда Korn, они же - отцы-основатели ню-метала, может с гордостью стоять в одном ряду с любым из них. В то время как ню-метал быстро взлетел и так же быстро угас, Korn полностью изменили само понятие метал-группы.
Мало того, что они выглядели совершенно не так, как все, что было в нашем мире, мало того, что они черпали вдохновение из совершенно уникального набора источников, на которые металлическая вселенная никогда раньше не опиралась, но они также изменили язык, на котором группы могли говорить в рамках тяжелой музыки. Korn были не просто необычной группой, они были инопланетянами, спустившимися из параллельной вселенной, где хип-хоперы в мешковатых штанах могли взять в руки семиструнные гитары, настроенные до умопомрачительно низких частот, и безудержно рыдать о самых глубоких, темных чувствах боли, обиды и душевных ран, отравлявших их жизнь.
Их дебютный альбом стал ядерной бомбой, которая заставила лучшие метал-группы выглядеть немного нелепо, а остальные - совершенно устаревшими. С первого же трека Blind с его фирменным звуком тарелок стало ясно, что это не обычный метал-альбом; когда мы услышали, как Джонатан Дэвис спрашивает, готовы ли мы, это прозвучало тревожно самобытно. На протяжении всего остального альбома Korn захватывали своим уникальным сплавом рэп-грува, металлических риффов и пугающего, почти готического, надрывного вокала Джонатана. Clown, Ball Tongue, Need To, Shoots And Ladders, Faget... сегодня треклист читается как сборник лучших хитов, но кто мог предсказать, что столь брутально тяжелый и душераздирающий материал будет доминировать на сцене?
К тому времени, как Korn закончили с Daddy, одним из самых неуютных музыкальных произведений за всю историю музыки, мир метала, каким мы его знали, перевернулся с ног на голову и уже никогда не стал прежним. Korn стали самой крутой группой, которую упоминали как коллеги, так и конкуренты. Робб Флинн и Макс Кавалера были настолько поражены услышанным, что упоминали группу практически в каждом интервью того времени.
Распространяясь медленно и органично, к тому времени, как Korn появились на Monsters Of Rock 1996 года в Донингтон-парке, сцена была уже готова. Они стали звездами дня и открыли новую страницу в истории нашего мира. Двенадцать треков, ознаменовавших собой поистине революционный момент в истории музыки, которую мы так любим.
Soundgarden - Superunknown
Soundgarden уже были известной группой до выхода Superunknown. Они были первой гранж-группой, подписавшей контракт с мейджор-лейблом, гастролировали с такими группами, как Skid Row и Guns N' Roses, и выпустили превосходный альбом Badmotorfinger в 1991 году. Но их четвертый альбом остается их лучшей работой и самым большим коммерческим достижением. Во многом это было связано с грандиозным успехом сингла Black Hole Sun, который стал гимном во всем мире, но Superunknown - это гораздо больше, чем просто хит. Медленный, саббатовский дум 4th Of July; паукообразный, змеиный рифф, приводящий в движение заглавный трек; странные, ломаные размеры Spoonman; нескончаемый запас мощных рок-риффов Кима Тайила. И, самое главное, вокалист Крис Корнелл, чей вокал на этом альбоме был просто нечеловеческим.
Слушая этот альбом сегодня, зная о Крисе то, что мы знаем, душераздирающе и больно слушать The Day I Tried To Live или Fell On Black Days. Но качество музыки настолько высоко, что ты все равно не можешь выключить этот альбом. Superunknown принес Soundgarden две премии "Грэмми" и превратил их в мегазвезд, но, что более важно, он навсегда останется окном в разум блестящего и мятущегося гения, который нашел отклик у миллионов людей во всем мире.
Cradle Of Filth - The Principle Of Evil Made Flesh
Хотя сегодня Cradle Of Filth обычно не считают блэк-метал группой, в начале-середине 90-х все было иначе. Первый полноформатный альбом группы имел как коммерческий, так и творческий успех и вызвал восторженные отзывы фанатов и музыкантов по всему миру, в том числе и признанных норвежских групп того времени, таких как Emperor. И это не должно удивлять, учитывая обилие атмосферы и качество песен на этом длинном, но всегда цельном альбоме.
Благодаря необычайно аутентичному оккультному фундаменту (отчасти благодаря вкладу босса лейбла группы "Фратера Нихила" и их вокалистки, танцовщицы и "сатанинского советника" Андреа Мейер) эти странно органичные и часто минималистичные записи смогли создать атмосферу величия и таинственности. В основе альбома лежал яростный, сырой блэк-метал и упрощенные риффы, но британцы вышли на новый уровень, добавив жуткий готический оттенок, используя фортепианные мелодии и женский вокал, при этом не ударяясь в более симфонические территории, которыми они позже прославятся. Два года спустя они еще смелее заявят о себе в мейнстриме, выпустив следующий альбом Dusk... And Her Embrace, но именно этот альбом положил начало их карьере.
Converge - Halo In A Haystack
Джейкобу Бэннону и остальным участникам Converge было всего по несколько лет, когда вышел дебютный альбом их группы. И хотя в Halo In A Haystack слышится юношеский задор и азарт зарождающейся бостонской хардкор-сцены, вряд ли кто-то в то время мог подумать, что слышит звучание группы, которая станет настоящими культовыми фигурами андеграунда. Halo In A Haystack был альбомом, который вдохновил окружающих на попытки адаптировать и мутировать жанр хардкора во что-то более тяжелое, более язвительное и более личное, чем это было раньше.
Здесь, безусловно, есть моменты, в которых можно услышать проблески того, чем Converge станут в будущем; сам Джейкоб мгновенно узнается как более возбудимая версия самого себя. Все та же энергия и ярость, но при этом более грандиозная и выразительная атмосфера в музыке, которая в тот момент была посвящена в основном "сцене" и неприкрытой агрессии. За следующие 25 лет они будут снова и снова превосходить Halo In A Haystack, но как документ, с которого начался путь Converge, это увлекательное прослушивание. Такие песни, как сокрушительная Exhale, и сегодня звучат прекрасно и хаотично.
Helmet - Betty
Оглядываясь назад на большую часть американской метал- и андеграундной рок-сцены начала 90-х, можно заметить общую нить - кризис маскулинности. От экзистенциальных самокопаний Nirvana, самобичевания The Afghan Whigs на Gentlemen, телесного ужаса The Jesus Lizard и подавляющего большинства артистов лейблов Touch And Go и Amphetamine Reptile - психологический надлом, который тогда только-только начал проявляться, стал невероятно мощным творческим стимулом. Нью-Йорк вел эту внутреннюю войну на два фронта: расплавленная, с оттенком готики ярость Type O Negative и Life Of Agony, и минималистичная городская паранойя Unsane, Prong и Helmet.
Последние уже заявили о себе альбомом Strap It On 1990 года и Meantime 1992 года - их бодрящий, упрощенный, отрывистый грув превращал джазовое прошлое фронтмена и основателя группы Пейджа Гамильтона в ломаные размеры, которые ощущались как бешено бьющееся сердце.
Однако именно Betty сделала весь этот проект увлекательным. Более щедрый по тональности, с более упругим грувом, этот альбом стал мастер-классом по непринужденной динамике, где каждый рифф находил свой захватывающий отклик. К сожалению, Helmet так и не достигли таких высот, но пневматический драйв Biscuit For Smut и тяжелый бас Milquetoast создали ДНК, которая бушует и по сей день.
Nine Inch Nails - The Downward Spiral
Вдохновленный на музыкальную карьеру после посещения концерта Kiss, лидер NIN Трент Резнор сделал свой первый шаг к успеху, устроившись на работу ассистентом звукорежиссера на студию звукозаписи. Оставшись один на один со студийным оборудованием, он начал экспериментировать с новыми цифровыми технологиями, накладывая друг на друга лупы ударных, сэмплы, гитары и сильно обработанный вокал, создавая плотные полотна настойчивого, пульсирующего шума. Ему понравился этот одинокий, кропотливый процесс. «Сотрудничество ведет к компромиссам», - высокопарно заявил он в одном из интервью. - «Какую художественную ценность имел бы Ван Гог, если бы другие художники мазали своими кистями по его холсту?».
Этот целеустремленный, изоляционистский подход окупился. Успех второго сингла Nine Inch Nails, Head Like A Hole, обеспечил недавно сформированной концертной группе Резнора место в первом составе участников фестиваля Lollapalooza летом 1991 года.
Второй альбом NIN, The Downward Spiral, окончательно закрепил за ним репутацию нового короля боли в альтернативном роке: в то время Резнор, сильно увлекавшийся героином и кокаином, был главным претендентом на то, чтобы последовать за Куртом Кобейном в могилу.
The Downward Spiral, записанный по адресу, где актриса Шэрон Тейт была убита семьей Мэнсонов, рисует леденящую душу картину общественного, морального и личностного краха.
Под влиянием альбома Дэвида Боуи Low и созданный из сильно обработанных гитарных звуков, ледяной электроники и искаженных сэмплов, этот кошмарный альбом усиливается размышлениями Резнора о религии, зависимости, деградации и отчаянии.
The Downward Spiral - это бескомпромиссно мрачный, до ужаса реалистичный и, бесспорно, лучший альбом Резнора.
Therapy? - Troublegum
В то время как британский рок в начале 90-х находился в упадке, появилось молодое трио из Северной Ирландии с одним из самых заразительных рок-альбомов года.
Второй полноформатный альбом Therapy? Troublegum стал хитом сразу же после выхода. Это гениальное сочетание альтернативного рока и безупречного поп-звучания объединило племена так, как это не удавалось никому, даже Nirvana. Металлисты, панки, инди-киды - все были охвачены этой волной.
Ничто в истории Therapy? не предвещало, что они станут одной из самых обсуждаемых групп 1994 года. Образованная пятью годами ранее в провинциальном графстве Антрим вокалистом и гитаристом Энди Кернсом, басистом Майклом МакКиганом и барабанщиком Файфом Юингом, группа на ранних релизах выдавала абразивный нойз-рок, который был многим обязан американским андеграундным героям The Jesus Lizard и Helmet. Даже их название было неуклюжим - этот своеобразный знак вопроса, добавленный Энди, чтобы заполнить пустое место на обложке их первого сингла, добавил элемент недоумения.
Но последовавшая за успехом Nirvana золотая лихорадка побудила крупные лейблы заключать контракты с любой группой, у которой были гитары и голова, полная ненависти к себе, а у Therapy? было и то, и другое.
Screamager был выпущен в качестве заглавного трека альбома - взрыв ломкой поп-панк мелодии и энергии сдобренный изрядной порцией гранж-самокопания. Он должен был стать не более чем трамплином, данью уважения таким столпам ольстерского панка, как Stiff Little Fingers и The Undertones, но случилось нечто странное. Музыкальные журналы, от Metal Hammer до NME, осыпали его похвалами. Что еще более странно, он начал получать эфирное время на радио. Внезапно Therapy? оказались на коне.
Machine Head - Burn My Eyes
В год революционных альбомов Burn My Eyes стал настоящей легендой. Вдохновленный беспорядками, религиозными культами и желанием раздвинуть границы тяжелой музыки, этот альбом произвел настоящий фурор.
Выпущенный Roadrunner Records 9 августа 1994 года, он был признан классикой с момента выхода и стал самым продаваемым дебютом лейбла (это звание он сохранял до прорыва Slipknot в 99-м).
Благодаря новаторскому сочетанию грубого грува, яростного трэша и хип-хоп бравады, не говоря уже о зажигательных текстах фронтмена Робба Флинна, Burn My Eyes, как никакой другой альбом, изменил представление о металле в 90-х.
Записанный на студии Fantasy Studios в Беркли и спродюсированный легендарным металлическим гуру Колином Ричардсоном, Burn My Eyes с его ультрасовременными металлическими гимнами идеально передал как невероятную сосредоточенность Робба, так и хаос, царивший в жизни молодой группы.
Обладая достаточным количеством олдскульного напора, чтобы удовлетворить любителей трэша, и огромным количеством современных фишек и находок, Burn My Eyes достойно объединил разрозненные племена металла.
Альбом произвел фурор, особенно в Великобритании и Европе, но до тех пор, пока не появились цифры продаж, Робб не был уверен в светлом будущем группы. Но спустя 25 лет немногие фанаты - и сам Робб - будут оспаривать непреходящую силу альбома, который действительно изменил правила игры.
Emperor - In The Nightside Eclipse
Норвежский блэк-метал начала 90-х сильно отличался от того отполированного, коммерчески успешного явления, к которому мы привыкли сегодня. Церкви сжигали дотла; могилы оскверняли; и по меньшей мере три убийства были связаны с этой сценой.
В центре этого цирка были Emperor. Но с выходом своего дебютного альбома 1994 года лидеры блэк-метала быстро повзрослели, привнеся симфонические амбиции в мрачную мглу.
Немногие будут спорить с тем, что Emperor - величайшая блэк-метал группа всех времен, или с тем, что они подняли жанр на новую художественную высоту. In The Nightside Eclipse усилил идею блэк-метала как чего-то потустороннего, запечатлев бесчеловечность на безмерно огромном и величественном полотне.
Клавишные кружились, как мстительные ангелы смерти, гитары вздымались, словно пытаясь вырваться из этого бренного мира, а Emperor открывали новые пространства, влекущие за собой бесчисленных последователей.
Acid Bath - When The Kite String Pops
В начале 90-х на удушающей жаре Нового Орлеана появилось множество потрясающих тяжелых групп, но, пожалуй, самой скандальной из них были Acid Bath. Просуществовав всего шесть лет, они создали дискографию настолько развратного, душераздирающего сладж-метала, что спустя столько лет остаются настоящим культом андеграунда. Их дебютный альбом When The Kite String Pops и по сей день является эталоном жанра, наряду с работами их коллег и современников, таких как Eyehategod и Crowbar.
В When The Kite String Pops было что-то пугающе тревожное и нервирующее. Возможно, это жуткое изображение на обложке альбома - клоун Пого, альтер-эго серийного убийцы Джона Уэйна Гейси, нарисованное им самим. Или использование фрагментов из таких неоднозначных фильмов, как "Синий бархат" Дэвида Линча и "Заводной апельсин" Стэнли Кубрика, погребенных под гнетом металлических риффов. Но, скорее всего, это были образы чистого, инстинктивного, жестокого отвращения, которые вокалист Дакс Риггс рисовал в таких песнях, как What Color Is Death, Dope Fiend и Cheap Vodka.
Короткая передышка наступала в Scream Of The Butterfly, где Acid Bath на мгновение начинали звучать как традиционная метал-группа, но по большей части WTKSPs был ужасающим и адским альбомом. Acid Bath выпустят еще один альбом, Paegan Terrorism Tactics 1996 года, прежде чем распасться после трагической и нелепой гибели басиста Оди Питра от рук пьяного водителя в 1997 году.
С годами, по мере того как сцена сладж-метала росла и распространялась по всему миру, статус Acid Bath как новаторов и основоположников этого стиля только укреплялся, а When The Kite String Pops является тому блестящим примером.
Prong - Cleansing
В начале 1994 года Prong были неплохой, хоть и не особенно революционной, метал-группой. Но сочетание желания фронтмена Томми Виктора уйти от более стандартного трэшевого стиля в сторону грува и индастриала, а также присоединение бывших участников Killing Joke Пола Рейвена и Джона Бехделя, изменило все. Cleansing остается их определяющим альбомом, полным пульсирующих ритмов и колючих риффов, которые идеально передают звучание рок-клубов 90-х.
И хотя невозможно перестать кивать головой под такие хиты, как Whose Fist Is This Anyway? или Broken Peace, центральным элементом альбома, несомненно, стал гимн Snap Your Fingers, Snap Your Neck.
Песня прозвучала в одном из эпизодов "Бивиса и Баттхеда", где дуэт, на удивление, положительно отозвался об увиденном, а также ее взял в качестве музыки для выхода на ринг рестлер ECW Джастин Кредибл, что сделало ее невероятно популярной. Этот вступительный басовый рифф узнаваем фанатами метала и 25 лет спустя.
Prong недолго пробыли в центре внимания, но до сих пор выпускают отличную музыку, а качество Cleansing - доказательство того, насколько заслуженным был их успех.
Darkthrone - Transilvanian Hunger
Ярость Transilvanian Hunger, подпитываемая злостью, вызванной бурными событиями как на блэк-метал сцене, так и в личной жизни участников группы, мгновенно сделала альбом сырой, злобной классикой. Этому способствовала и одна из самых известных обложек блэк-метала - кричащий Фенриз с канделябром, перекликающийся как с классическим альбомом Mayhem Live In Leipzig, так и, осмелимся сказать, с картиной «Крик» их соотечественника Эдварда Мунка.
Фенриз создал практически весь альбом, записав все инструменты и половину текстов (остальные написал Граф Гришнак/Варг Викернес из Burzum, что вызвало гнев у многих), поскольку группа потеряла двух участников за два альбома. Группа также вызвала споры, напечатав на задней обложке надпись «Norsk Arisk Black Metal» («Норвежский арийский блэк-метал») и заявив, что любой, кто критикует альбом, «должен быть тщательно опекшимся за свое очевидное еврейское поведение» - действия, которые Фенриз с тех пор категорически осуждает.
Это был последний альбом, выпущенный на Peaceville в течение многих лет. Группа возобновит свою деятельность на лейбле Moonfog, принадлежащем лидеру Satyricon Сатиру. В музыкальном плане Transilvanian Hunger является одним из самых знаковых альбомов в дискографии Darkthrone и блэк-метала 90-х годов.
In Flames - Lunar Strain
К началу 1994 года идея добавления мелодичности в дэт-метал не была новой. В предыдущем году вышли такие альбомы, как Heartwork британцев Carcass, Individual Thought Patterns флоридцев Death и The Spectral Sorrows шведов Edge Of Sanity - все они привнесли в дэт-метал гармоничность. Интенсивность жанра осталась, но теперь она соседствовала с энергичными припевами и дуэлями шред-гитар. Это был дэт-метал, встретившийся с NWOBHM.
Но группы, экспериментировавшие с этими новыми звуками, были разбросаны по всему миру, и не было единой географической сцены. In Flames помогли это изменить. Квинтет был сформирован подростками в 1990 году на фоне морозного Гетеборга, Швеция. Испытывая глубокую любовь к американскому трэшу и Iron Maiden, они проводили ночи, играя концерты, а дни - распивая спиртное в парках под звуки магнитофонов вместе с такими местными группами, как At The Gates и Dark Tranquillity.
На дебютном альбоме Lunar Strain In Flames доработали наброски, предложенные Carcass и Edge Of Sanity. У них были не просто шикарные гитары и цепляющие припевы; они добавили зловещие акустические пассажи, скоростные брейкдауны и экзистенциальные тексты, соответствующие их готическому родному городу. Влияние спаренных гитарных соло Maiden было сильным, начиная с мощного открытия Behind Space и заканчивая заглавной песней In Flames. Альбом был записан на студии Fredman, которая станет домом «гётеборгского звука», а вокал записал Микаэль Станне из Dark Tranquillity. Бывший вокалист этой группы, Андерс Фриден, будет петь на последующих альбомах In Flames.
В течение следующих нескольких лет мелодик-дэт набирал популярность в Швеции и за ее пределами. Такие альбомы, как эпохальный Slaughter Of The Soul от At The Gates, The Gallery от Dark Tranquillity и The Jester Race от In Flames, стали вечной классикой, последовавшей по стопам Lunar Strain.
Cannibal Corpse - The Bleeding
К 1994 году большая часть успеха, достигнутого андеграундным металом в конце 80-х - начале 90-х, была сведена на нет "Великой Неопрятной Публикой из Города Сиэтла".
Оставшаяся часть трэш- и дэт-метал воинов вела праведную борьбу и выпускала качественный материал, но значительная часть андеграундной сцены была уничтожена, поскольку метал стал разбавленным и анемичным в погоне за успехом гранжа.
Альбомом The Bleeding Cannibal Corpse показали, что им наплевать на Кобейнов, Корнеллов, Веддеров, Стейли и других страдающих художников этого мира, и просто... мучили. Сравнительно безобидная обложка альбома могла бы заставить публику поверить, что они неожиданно присоединились к этой погоне, но стоило только лазеру коснуться электронно закодированного куска пластика, как стало очевидно, что группа не только бросает вызов популярным веяниям индустрии, но и стала одной из определяющих групп - если не определяющей группой - жанра, выживающего из последних сил. Пару месяцев назад они также получили поддержку благодаря появлению в фильме Джима Керри «Эйс Вентура: Розыск домашних животных».
Песни, вошедшие в четвертый альбом группы, были триумфально и брутально сокрушительны, они также раздвигали границы жанра с помощью технически искусных отрывчатых риффов, вокала, флиртующего со скримингом грайндкора, и плотного грува - и все это было облечено в хорошо структурированные, крепкие композиции.
Времена с 1994 года изменились, и такие названия песен, как Fucked With A Knife, Stripped, Raped And Strangled и She Was Asking For It, вероятно, столкнулись бы с серьезной негативной реакцией, если бы были выпущены сегодня. Но то, что эти и многие другие треки до сих пор звучат на концертах группы, где молодые и старые фанаты трясут головами и подпевают, приветствуя и разделяя пропитанный кровью мир Cannibal Corpse, свидетельствует о неувядающей силе альбома.
Kyuss - Welcome To Sky Valley
В знойных глубинах калифорнийской пустыни в начале 90-х зарождалось нечто особенное. Сообщество музыкантов, воспитанных на густом сладже классических Black Sabbath и психоделии The Doors, регулярно собиралось вместе на «генераторные вечеринки» в самом сердце пустыни. Из этой сцены вышло множество стоунер-рок групп, но королями были только одни: Kyuss. Их легенда была увековечена в альбоме Welcome To Sky Valley, их третьем альбоме и дебюте на мейджор-лейбле.
Невозможно описать, насколько монументально звучали гитарные риффы Джоша Хомма в 1994 году, но тот факт, что Kyuss до сих пор звучат как раскаты землетрясения и сила торнадо, происходящих одновременно, должен дать некоторое представление о том, почему... Sky Valley нашел такой сильный отклик в сердцах слушателей.
Будь то сокрушительный грув Supa Scoopa And Mighty Scoop (с, пожалуй, лучшим фальшивым финалом в металле) или сухой и колючий ликвид-панк-рок 100˚, Welcome To Sky Valley стал манной небесной для поклонников более традиционного рока в то время, когда метал переживал настоящую эволюцию.
Тот факт, что Kyuss не только смогли звучать так же захватывающе и современно, как и любая другая группа того времени, опираясь при этом на каноны прошлого, но и были совершенно не заинтересованы в игре по правилам музыкального бизнеса, - вот почему поклонники того времени до сих пор говорят о Welcome To Sky Valley с придыханием, как о богах и королях. Сегодня, когда их легенда и наследие живы, достаточно один раз послушать этот альбом, чтобы убедиться в этом.
Satyricon - Dark Medieval Times
De Mysteriis Dom Sathanas группы Mayhem по праву можно считать основополагающим альбомом блэк-метала, но в год его выхода недостатка в новом материале не было и в других местах. Достаточно вспомнить эпохальные релизы Emperor, Darkthrone, Gorgoroth, Enslaved (в их случае два) и Burzum, не говоря уже о многочисленных демо, вызывавших собственный резонанс на сцене.
Выпустив за предыдущие два года пару собственных демо, Satyricon представили миру свой дебютный альбом Dark Medieval Times в 1994 году (вслед за которым последовал The Shadowthrone). Он остается важным альбомом сам по себе: невероятно мрачным сборником многочисленных тем и мотивов, витавших в блэк-метале - от ледяных симфонических пассажей до fascination with medieval (очевидно) ruin and the hallowed inhumanity of nature, но его истинное историческое значение заключается в том, что он стал отправной точкой для дальнейшего развития блэк-метала.
Как и в случае с Ulver, стоит помнить, что нынешнее воплощение Satyricon, ломающее границы жанров, уходит корнями в дикий ультратрадиционализм, но как первый релиз на собственном лейбле фронтмена Сатира Вонгравена Moonfog, он стал отправной точкой для нового урбанистического, футуристического взгляда на блэк-метал, с которым и стал ассоциироваться Moonfog, - революционной эстетики, которая теперь так же неразрывно связана со сценой, как адамантий со скелетом Росомахи.
Corrosion Of Conformity - Deliverance
После десяти лет существования на хардкор-андеграунде COC наконец-то вышли в мейнстрим со своим дебютным альбомом на мейджор-лейбле Deliverance. Их успех был основан на создании альбома, в котором были отброшены бласт-биты и грохот их ранних панк-роковых дней, а вместо этого доведены до совершенства более грувовые, саббатовские и классические металлические мотивы, которые начали прослеживаться еще на Blind 1991 года.
Большая заслуга в этом принадлежит гитаристу Пепперу Кинану, который не только вышел на первый план в музыкальном плане, но и привнес свой удивительно невнятный южный говор в такие песни, как Broken Man, на своем первом альбоме в качестве фронтмена группы.
Альбом породил два мегахита: гимн Clean My Wounds и вальяжный Albatross, сделавшие Corrosion Of Conformity одной из самых популярных групп в мире метала того времени. По правде говоря, на альбоме есть нечто большее, чем эти две песни - замасленный заглавный трек и почти семиминутный стоунерский психоделический выброс Pearls Before Swine - это лучшее, что когда-либо создавали COC. Deliverance остается по-настоящему классическим альбомом.