Выбор темы для Телеграм-канала является первым и самым важным шагом в процессе его создания. Ошибочно выбранная ниша может привести к быстрому угасанию интереса к каналу как у Вас, так и у Ваших подписчиков (ПДП). Поэтому данному этапу следует уделить самое пристальное внимание.
Для чего вообще создаются Телеграм-каналы??? В большинстве (!) случаев людьми движет одна-единственная цель – получение прибыли, например, за счет продажи товаров, услуг (репетиторство, обучение, консультации и т.п.) или рекламы.
Ситуацию, когда у Вас уже есть свой бизнес (основанный на продаже товаров или оказании услуг), который приносит прибыль, мы рассматривать не будем. Поскольку в данном случае тему Вы уже знаете и имеете точное представление, для чего и для кого будете создавать Телеграм-канал.
Больший интерес вызывает ситуация, когда необходимо выбрать тему для Телеграм-канала, который в последующем будете использовать для продажи рекламных мест. То есть главной задачей будет найти нишу, которая пользуется популярностью у достаточно широкой аудитории и соответствует ряду не менее важных критериев, которые рассмотрим ниже.
Немного про терминологию… Важно понимать, чем отличается «тематика» от «темы». Заглянем в толковый словарь:
Как видно, что «тематика» – это более широкое (общее) понятие, а «тема» – более узкое, синонимом к которому нередко выступает слово «ниша».
Даже в рамках одной тематики можно найти множество ниш, которые еще не заняты или недостаточно освещены. Например, если Вы хотите вести канал о здоровье (очень широкое понятие), то можно сосредоточиться на конкретном виде тренировок или на фитнесе для определенной возрастной группы, тем самым сузив указанную тематику.
Итак, поехали… Для удобства всю работу желательно проводить в Экселе или Гугл.Таблицах (для наглядности, а также для простоты редактирования и дальнейшего анализа).
Шаг 1. Мозговой штурм
Выпишите темы, подходящие под приведенные ниже разделы:
– хобби / увлечения / интересы (из разряда «по душе»): отразите все Ваши текущие увлечения, а также темы, в которых Вы хотели бы разобраться. В общем и целом, проблем с заполнением не должно возникнуть;
– знания / навыки / умения (из разряда «я – эксперт!»): отразите здесь все, что Вы умеете делать лучше других (Ваши профессиональные знания); вспомните, по каким вопросам к Вам чаще всего обращаются за помощью (личный опыт и т.п.). Проблем с заполнением, думаю, также не должно возникнуть;
– актуальные тренды / хайп-ниши: это темы, которые на данным момент пользуются большой популярностью. Читайте обзоры экспертов, смотрите популярных блогеров, … новости, в конце концов)));
– перспективные ниши (из разряда «предугадываем будущее…»): используйте для поиска указанных ниш всевозможные сервисы аналитики (Гугл.Трендс, Яндекс.Вордстат и т.п.), прислушивайтесь к мнению экспертов… То есть попытайтесь найти тему, которая предположительно может «выстрелить» в ближне- или среднесрочной перспективе. В данном случае нет никаких гарантий! Единственное, что остается – попытаться предугадать тренд…
Шаг 2. Активный серфинг
Когда все мысли иссякли и «мозговой штурм» превратился в «мозговой штиль», можно в поисках вдохновения взглянуть на «вечно зеленые» тематики, которые пользовались, пользуются и продолжат пользоваться огромной популярностью. Это все то, что так или иначе связано с удовлетворением людских потребностей…
К указанным тематикам относятся: еда, дети, деньги, скандалы, громкие имена, безопасность, опасность, войны, здоровье, жизнь, смерть, лидерство, самооценка, самовыражение, самопознание, психология, творчество в любом его проявлении, стремление к новым знаниям, секреты, тайны, мотивация, путешествия, противоречия, противостояния, секс и его субпродукты, отношения, красота, мода и т.п.
Можно зайти на сайт-каталог Телеграм-каналов TGStat и взглянуть на представленные на главной странице тематики (категории):
Здесь же можно увидеть, сколько ТГ-каналов уже сделано в каждой категории.
Также на данном ресурсе можно посмотреть Телеграм-каналы в тематических подборках:
Для поиска трендовых ниш очень поможет также статистика из раздела «рейтинги»:
Слева можно выбрать тематику (в данном случае – «еда и кулинария»), а справа увидеть ТГ-каналы, занимающие лидирующие позиции. Причем можно их отсортировывать по подписчикам, приросту, охвату и цитируемости.
В ходе подобного серфинга по рубрикам и названиям Телеграм-каналов к Вам обязательно придет вдохновение (может быть Вы что-то вспомните или вдруг захотите реализовать какую-либо идею, разобраться в какой-либо сфере…).
Итогом первых двух шагов будет список тем, которые как минимум Вам интересны:
Шаг 3. Нишевый анализ
Проводим для того, чтобы найти наиболее оптимальный для себя вариант.
Главными критериями, которыми нужно руководствоваться при выборе ниши, являются:
– СТОИМОСТЬ
Это денежные затраты на привлечение подписчиков, то есть на проведение рекламных кампаний. «Порог входа» (=цена одного ПДП) у каждой ниши свой! Есть дорогие ниши (криптовалюты, недвижимость, инвестиции, трейдинг, маркетинг и PR, бизнес и стартапы, работа и вакансии, экономика, финансы, юриспруденция, интернет-технологии, мода и стиль...), средние (культура и события, религия и духовность, путешествия и туризм, наука и технологии, искусство и дизайн, красота и уход, дети и родители, здоровье и медицина, образование, психология отношений, иностранные языки, мотивация и развитие, книги, строительство и ремонт, фитнес, еда и кулинария, любопытные факты, спорт, история, новости и СМИ…) и дешевые (юмор и мемы, музыка, кино, животные, отдых и развлечения, хобби и деятельность, видеоигры…).
Понять примерные цифры можно из анализа сервисов продажи рекламных мест на Телеграм-каналах, например, на бирже ТелегаИн.
Здесь можно увидеть стоимость за размещение одного рекламного поста:
Например, в тематике «еда и кулинария» стоимость размещения рекламного поста на ТГ-канале «Фитнес меню» на 24 часа составляет 36.000 руб.
Также можно проанализировать такой показатель как CPM:
CPM – аббревиатура, которая расшифровывается как Cost Per Mille, что означает «Цена за одну тысячу показов». Вычисляется CPM по следующей формуле: стоимость размещения рекламы / количество просмотров × 1000
Достаточным будет уяснить следующее соотношение…:
– СРМ до 600 руб. – дешевая ниша
– СРМ от 600 до 2000 руб. – средняя ниша
– СРМ от 2000 до 3000 руб. – дорогая ниша
– СРМ от 3000 руб. – КОСМОС!
Для новичка (т.е. человека, у которого ограничен бюджет! и пока что нет достаточного опыта) желательно рассматривать недорогие ниши (с СРМ не более 800 руб.). Конечно же, если Вы располагаете «неограниченными» средствами на продвижение ТГ-канала, то однозначно, будет Вам счастье. Тут уже дело техники, что называется.
– КОНКУРЕНЦИЯ
Наличие и количество смежных Телеграм-каналов, на которых мы будем впоследствии закупать рекламу для продвижения. Для этого необходимо на уже известном нам сервисе TGStat выбрать интересующую тематику и просто визуально оценить, сколько каналов (и с каким количеством подписчиков) уже существует в выбранной нише:
– ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ (ЦА)
Здесь мы отчасти интуитивно, отчасти с использованием вышеуказанных сервисов пытаемся понять, насколько широкая аудитория будет у нашего Телеграм-канала. Достаточным будет определить, на какую ЦА будет рассчитан наш ТГ-канал: широкую или узкую…
– ИСТОЧНИКИ КОНТЕНТА
Нужно ответить на вопрос, существуют ли (и сколько?) источники информации в Интернете по данной теме (Ютьюб-каналы, ТГ-каналы, Дзен, группы Вконтакте, статьи в других сервисах и соцсетях…). Чем больше, тем, естественно, лучше! Используя стандартные инструменты «отстройки» от конкурентов, можно будет с легкостью перерабатывать (рерайтить) данные материалы применительно к нашему ТГ-каналу (с учетом его специфики и позиционирования). В идеале – создавать авторский уникальный контент, что достаточно непросто).
Итогом проделанной работы будет заполненная таблица:
Критериями выбора темы для новичков с ограниченным рекламным бюджетом будут следующие:
- «дешевая» либо «средняя» ниша
- наличие (чем больше, тем лучше!) смежных Телеграм-каналов
- широкая целевая аудитория
- множество источников контента
В результате проделанной работы можно отобрать оптимальные именно для Вас ниши!
Идеальный вариант (который встречается крайне редко!) выглядит так: у Вас есть увлечение / знание, которое постоянно пользуется популярностью у широкой аудитории, является крайне перспективным с финансовой точки зрения, и Вы в этом деле являетесь профессионалом. В данном случае Вы просто обречены на успех!
Если в ходе проведенного анализа появляется сразу несколько подходящих Вам тем, то нужно выбрать одну любую и приступить к созданию ТГ-канала. Главное – долго не раздумывать: можно, например, закрыть глаза и ткнуть пальцем в список… или подбросить монетку в конце концов…)! Позже можно будет создать очередной Телеграм-канал уже на другую понравившуюся Вам тему.
И еще некоторые соображения…
- абсолютно в любую(!) нишу можно вникнуть
- зарабатывать в Телеграм возможно на каналах любой тематики
- чем шире тематика, тем легче будет найти в будущем желающих купить у Вас рекламу
- сейчас уже почти во всех нишах высокая конкуренция, так что на это не обращаем внимания