Содержание статьи
Учиться нужно всегда
В любом возрасте. Всем людям. Мой подход таков: я нахожусь в постоянном процессе обучения. И не дай бог однажды я решу, что всему научился. Это будет финиш!
Вся жизнь – школа. Вопрос лишь в том, у каких учителей мы учимся? У крутых или у слабых? Учителя должны дать человеку базу и научить его учиться у самого себя. Думать и анализировать свои ситуации. Потому что когда думаешь неправильно — то неправильно и поступаешь. А это не приносит ни счастья, ни материальных результатов. Ты не продвигаешься вперед. А жизнь, как по мне, это прежде всего продвижение. Через тернии к звездам.
Плохо учишься – станешь медленно двигаться. Очень мало успеешь пройти. Нет продвижения – и жизни нет.
Главный предмет
Что должен глубоко и настойчиво изучать человек всю свою жизнь? Один-единственный предмет – причинно-следственные связи. Вот что должен изучать человек с утра до вечера. Что посеешь – то пожнешь. Что дает что? Что будет из того? Что есть, и почему?
Но многое зависит от того, насколько глубоко ты настроен копать. Выпил белую таблетку – прошла головная боль. Почему? А вот тут ответ нужен не всем. А только тем, кто глубоко копает. И хочет, например, заниматься медициной. Большинству же людей вполне достаточно причинно-следственной связи: съел таблетку – голова не болит.
Понимание этих связей обязательно приводит человека думающего к вопросу: а что я хочу? И к поискам ответа на вопрос: а что нужно делать, чтобы получить то, чего хочу? Я, например, хочу построить великую компанию – это самое главное мое желание.
Если у меня всегда были хорошие учителя по причинно-следственным связям — то теперь я уже сам должен уметь выстраивать цепочки. Что делать сейчас, а что – потом. Почему, в какие сроки. И уже не только думать, но и двигаться в правильном направлении.
А двигаться нужно быстро. Но это не значит – за год. Пускай за двадцать лет или за тридцать. Даже за всю жизнь построить великую компанию – это тоже быстро. Главное – продвигаться. И не переставать постоянно изучать, анализировать. Если ты к государству будешь относиться так – оно с тобой обойдется так. Если с людьми поступишь так – они тебе ответят так…
Ты должен представлять варианты своих действий и осознавать их последствия. А дальше – твой выбор, полная свобода. Хочешь употреблять наркотики – твое дело, но кончится это понятно чем. Не хочешь платить налоги – не плати, но последствия ты тоже знаешь. Причинно-следственные связи – вот что нужно изучать всю жизнь.
Образование – по любви
Если бы я был учителем в школе, то сделал бы все возможное, чтобы детям стало очень интересно учиться. Это важнее, чем если в шесть лет они выучат, сколько будет “2+2”. Они в любом случае однажды выучат арифметику. Но происходить это должно через интерес, а не через насилие.
Проблема в том, что вся система современного образования построена на насилии. Это — нецивилизованный подход. Люди в двадцать первом веке считают себя цивилизованными. Но вот то, что образование должно быть по желанию, еще ни до кого особо не доходит.
Уверяю вас: пройдет время, и нецивилизованным будут считать человека, который посмеет заставлять кого-то учиться. Еще и сроки тюремные станут за это давать! Это будет приравнено к насилию. Но сейчас нам даже мысль такая в голову не приходит. Потому что в массе своей люди находятся на очень низком уровне здравомыслия и свободы.
Только вдумайтесь! Почему такая величайшая, духовная, тонкая вещь, как знания, должна вдалбливаться из-под палки?! Как можно вообще насильно заставлять человека ходить в школу?
“Хочу” – это великолепно и прекрасно. “Не хочу” – это уже становится ужасным. Почему маленького ребенка принуждают к знаниям? Он не хочет чего-то знать, а его заставляют насильно.
Современному мужчине надо постараться, чтобы женщина его захотела – побриться, помыться… Вот и учителю в будущем придется постараться, чтобы к нему захотели прийти за знаниями. А сейчас каждый урок – это издевательство над учителем всем классом.
Для меня получение знаний – это величайшее наслаждение. Наравне с любовью, честное слово. Я кайфую, когда получаю знания. И меня не нужно заставлять чему-то учиться.
Чему учить?
Практика и понимание того, как устроен окружающий мир – вот что имеет настоящую ценность в обучении. Просто нужно внимательно оглянуться по сторонам. Вот мы все сидим в школе – а каким образом появилось это здание?
Из чего сложены стены – из кирпичей. А кирпичи откуда взялись – кто их сделал и кто потом сложил в стену? Рабочие – а почему это вдруг рабочие стали работать? Потому что им за это заплатили деньги. А что такое деньги, откуда берутся – не на деревьях ведь они растут?
Вы только представьте себе – это же совершенно другой подход к обучению. Вся же проблема образования в том, что после него у людей в головах не выстраиваются, а прерываются цепочки причинно-следственной связи. Вот дом стоит – а каким образом он появился, никто не понимает.
И абсолютно все так. Поднимите голову: в небе летит самолет. какое огромное количество причинно-следственных цепочек можно выстроить! Как конструировали? Как совершенствовали? Почему он летит, а не падает? Сколько стоят билеты? Что формирует стоимость? Как они продаются?
Постепенно из цепочек причинно-следственных связей у ребенка сформируется четкая и достоверная картина мира. Правильная и мощная. Без всяких домыслов!
Учить нужно причинно-следственным связям, а не мнениям. История – это страшная штука, потому что она вся построена на мнениях. Это очень опасно — учиться на мнениях непонятно кого. Чужие мнения зазубриваются. И потом повторяются уже как свои.
Может быть, лет до тринадцати человеку вообще не надо давать слушать какие-то мнения. А учить его только твердому – фактам. Вот стены сложены из кирпичей – это факт, а не мнение. Законы физики – это тоже факты.
Вот когда заложен твердый фундамент, а ребенок успел дорасти до собственного мнения, тогда уже можно сооружать и какую-то надстройку. Но только когда человек готов критически оценивать чужие мнения и отстаивать свое. Не раньше.
Важно не вывалить на ребенка одно чье-то мнение, а предоставить ему все возможные варианты. Пускай думает и сомневается. Вот красные считают, что это белые во всем были виноваты, белые – что красные. Но есть еще голубые – а тем вообще все безразлично!
Пусть он сам ищет, сравнивает, думает. Сам формирует свое мнение – и то неокончательное. Все должно подвергаться сомнениям и находиться в постоянном развитии. Только это – нормально. “Я знаю, что я ничего не знаю…”
Учитель, ты кто и зачем?
Благодаря интернету, за последние лет двадцать в образовании уже произошла революция. Сейчас нет необходимости всем собираться в одном классе, чтобы послушать учителя.
Мои ученики живут по всему миру. И мы прекрасно плодотворно общаемся и проводим занятия. Я не навязываю им знания – ученики сами хотят их получить. Поэтому находят меня. Вот это именно то, что я говорил об образовании.
Главная задача учителя – сделать так, чтобы ребенку хотелось получать от него знания, хотелось учиться. Ведь смысл обучения не в том, чтобы дети закончили двенадцать классов с хорошими оценками, а потом все дружно поступили в институт.
Цель обучения – сделать их достойными членами общества. Не паразитами, которые живут за счет других. Вот в чем смысл. А не в том, чтобы диплом красный получить.
Какие оценки были у человека в школе — это не важно. Реально же важно – кем он станет во взрослой жизни: специалистом, управленцем, мелким лавочником, инвестором, бизнесменом, чиновником? То есть – где он действительно классно сможет приносить пользу и получать за это деньги.
Детство – это подготовка ко взрослой жизни. Старшее поколение тебя спонсирует, чтобы потом ты мог приносить пользу и спонсировать уже новое поколение. Первое – человек должен правильно определиться со своим местом во взрослой жизни. Второе – стать на этом месте как можно круче. Самым крутым. Вот в чем цель обучения и задача учителя.