Найти в Дзене

И СНОВА АПОКАЛИПСИС: ПРОДОЛЖЕНИЯ ДВУХ ПОПУЛЯРНЫХ ФРАНШИЗ

Когда-то, в эпоху Политпечати, по-настоящему интересные книги были в наличии только в библиотеках (или в книжных магазинах нечитай-города). И даже там некоторые из них переходили буквально из рук в руки: только один сдал – другой сразу же брал читать. К числу таких популярных книг относилась и «Планета обезьян» Пьера Буля.

Вот в этой серии я впервые познакомился с историей об эволюции приматов
Вот в этой серии я впервые познакомился с историей об эволюции приматов

Автор книги – ярко выраженный француз, из чего следует, что в центре даже сатирической социальной фантастики будут взаимоотношения полов. В далёком 1963 донетфликсовском году всем казались нормальными такие отношения. Мужчина, хоть и интеллектуал, не может пройти мимо красивой женщины. Насчёт разумности её только есть сомнения, но любая барышня-крестьянка или в крайнем случае бедная Лиза подтвердит, что разум – дело наживное, когда учитель достойный. И симпатичная обезьянка тоже что-то там испытывает к обаятельному учёному. Обезьянка, кстати, разумом не обделена, так что общий язык с ним найдёт скорее, чем умственно отсталая красотка… И тут я прервусь, поскольку уверен, что вы читали роман Пьера Буля. И даже, не побоюсь этого слова, смотрели хотя бы одну из многочисленных его экранизаций. Об очередной, юбилейной, десятой по счёту и пойдёт речь.

Постер  фильма с КП. Человек и демократические обезьяны - вот оно, наше возможное будущее
Постер фильма с КП. Человек и демократические обезьяны - вот оно, наше возможное будущее

Во-первых, сразу скажу: фанатам серии смотреть «Новое царство» стоит. Снято неплохо. Постапокалиптический мир жесток и страшен. Грим актёров, играющих обезьян, незаметен. Сюжет интересен и нов. Царство же новое, если верить переводу. Впрочем, перевод названий фильмов – это тема для отдельной дискуссии.

Идея Буля сурова: как бы человечество ни старалось, планетой неизбежно завладеют обезьяны. С фильмами по его книге не всё так просто. Общая для всех десяти фильмов мысль, пожалуй, такова: ждите неизбежного продолжения серии. Как говорил герой песни Высоцкого: «Треугольник будет выпит!» Здесь то же самое. Учитывая финансовый успех.

Не знаю, где тут царство (или королевство на худой конец), но период клановой раздробленности обезьяньего общества показали. Да, некий поклонник древнего Рима в обезьяньем обличье имеется. Цезарь Проксимус. Правда, владычество над миром он подразумевает не территориальное. Главное – всех обезьян в одну кучу согнать, поработить, а остальных уничтожить. Сибирь ему почему-то не нужна. Вообще, судя по всему, Сибирь была нужна только Ермаку, но это к планете обезьян не имеет отношения, наверное.

Ещё один постер, на языке оригинала, без всяких мамырданов
Ещё один постер, на языке оригинала, без всяких мамырданов

А начало не может не заинтриговать! Представьте себе обезьянье племя, приручившее орлов. Как североамериканский индеец для получения статуса взрослого должен был совершить подвиг, так и здесь молодые шимпанзе для инициации лезут высоко в горы, чтобы похитить яйцо орла из гнезда. Всё реалистично, динамично, экзотично. Далее всё как по учебнику: экспозиция заканчивается завязкой, то бишь похищением (не любимой, а целого клана). Второй акт – обезьянья одиссея с преодолением препятствий. Наконец кульминация с противостоянием добра и зла. Антагонист побеждён, добро с кулаками (и орлами) торжествует. В эпилоге показана нелепая фантазия о том, как истлевшее оборудование системы межпланетной связи по мановению ока приходит в движение. Сидящие сотни лет за мониторами радисты и радистки дождались сладкого мига победы. Люди, как и обезьяны, идут верной дорогой к светлому будущему. Хрущёв таких случаях видел перспективу построения коммунизма через пару-тройку пятилеток. Западные же кинематографисты коммунизма по привычке боятся, так что у них сразу наступит светлое будущее для монополистического капитализма, минуя период первоначального накопления. Как говорится, ну-ну.

Тема отношений, так любимая создателем «Планеты обезьян», в фильме почему-то не раскрыта. Даже при наличии подруги у ГГ. И кстати или некстати подвернувшейся белокожей красотки. И, что удивительно для нашей толерантной эпохи, даже с неким другом детства так ничего и не получилось. С орлами зато всё вышло. Но это другая история.

И вот этот постер мне нравится. Цири, которая "предназначение" ведьмака Геральта - не очень, но кони хороши. И виды весьма натуралистичны
И вот этот постер мне нравится. Цири, которая "предназначение" ведьмака Геральта - не очень, но кони хороши. И виды весьма натуралистичны

Мне понравился визуальный ряд. Пришлась по душе история обезьянье-орлиного племени. Аж детство с играми в индейцев вспомнилось. Да, было время… Всё хорошо. Одно не пойму: почему в последнее время так увеличился хронометраж фильмов? И это в то время, как эпизоды отечественных сериалов сокращаются! Ловлю себя постоянно на мысли, что смотрю новые фильмы за 2-3 захода. Но ведь кто-то в кинотеатре может два с половиной часа высидеть спокойно. Не на индийском фильме! Есть, видно, фанаты. Я б так точно не смог. И попкорна надо не ведро, а намного больше. И антракта для посещения достопримечательностей нет. И вообще в нынешнее время в кинотеатрах как-то жутковато. Темно, одиноко… Не то что при Андропове, когда группа товарищей в любой момент могла поинтересоваться у тебя, почему ты не в школе или не на работе в дневное время. И хандру как рукой снимало. И никакого тебе ощущения одиночества. Благо и в кинотеатрах народу хватало. Уж на такую «Планету обезьян» точно набралось бы желающих посмотреть.

В общем, смотрите и наслаждайтесь! И ждите продолжения. Оно обязательно будет. И потому, что у клетки с обезьянами в зоопарке, как правило, больше всего народу. И потому, что человечество любит, когда его вначале пугают, а потом обнадёживают.

Постапокалиптического антуража добавляет отсылка к некому вирусу (чтобы помнили 2019). Весьма вероятно, что радиолокационная аппаратура осталась со съёмок сериала «Задача трёх тел». Правда, количество антенн воистину эпическое. Тут явно без 3D-принтера не обошлось. Обезьяний финал вышел реалистичней человеческого. А значит, планетам обезьян быть ещё не раз.

Постер с КП. Угадайте, кто тут главный герой? Велико актёрское мастерство К.Хемсворта, но в "повестке" быть ему ковёрным клоуном, на большее не рассчитывая
Постер с КП. Угадайте, кто тут главный герой? Велико актёрское мастерство К.Хемсворта, но в "повестке" быть ему ковёрным клоуном, на большее не рассчитывая

Вторую франшизу, в отличие от обезьяньей, никогда всерьёз не воспринимал. Не выросла она в моих глазах и после просмотра последней на сегодняшней день части. Я высоко ценю актёрское дарование Ани Тейлор-Джой, но феминистско-толерантный сдвиг с истории про безумного гонщика по постапокалиптическим дорогам на скользкую дорожку в царство новых амазонок ни грамма серьёзности не добавляет.

Вначале был панко-психоделический бред с Мелом Гибсоном в главной роли. В трёх частях, выходивших с 1979 по 1985 год. Вытаращенные глаза входящего в мир большого кинематографа будущей звезды «Смертельного оружия», «Храброго сердца» и «Побега из курятника» остались в сердцах благодарных зрителей надолго. Уж до знаменитой фразы в адрес гомофобов точно («Я извинюсь, когда замёрзнет ад»). Вот таких последовательно бескомпромиссных мужиков рождает земля Австралии. Режиссёр ведь, кстати, оскароносный. Мне, правда, его четвёртый фильм («Апокалипсис») нравится больше, чем оскароносный второй («Храброе сердце») и скандальный третий («Страсти Христовы»).

Постер к первой части. Глаза скрыты. Зато орёл на заднем плане намекает на некую связь в будущем между героями "Нового царства" и "Фуриосы".
Постер к первой части. Глаза скрыты. Зато орёл на заднем плане намекает на некую связь в будущем между героями "Нового царства" и "Фуриосы".

А вытаращенные глаза, между прочим, после просмотра тех самых запретно-кассетных для нас фильмов были у многих. Да, наслаждение от агонии загнивающего Запада было неподдельным. Как гласила некогда восточная мудрость, можно смотреть бесконечно на огонь, воду и смерть западной цивилизации. Восток в крушении Запада всегда знал толк. Даже если это крушение собственноручное.

Постапокалиптические сумасшедшие фрики проносятся перед глазами доверчивых зрителей со сверхсветовой скоростью болида Безумного Макса. Постапокалиптический паноптикум. Добро пожаловать! Да нет, мы тут постоим. У нас своих дураков и дорог хватает. Даже не знаю, осмелюсь ли когда-нибудь пересмотреть вновь приключения Макса-Гибсона.

Как и четвертый фильм, уже с другими актёрами в главных ролях. При всём глубочайшем уважении к талантам Шарлиз Терон. Картинка в «Дороге ярости» в целом стала лучше по сравнению с первыми тремя. Ещё бы! Почти двадцать лет снимали. Целая жизнь прошла. Уж для наркомана точно. А без веществ в таком деле сложно обойтись. Даже если сказать, что вдохновлялся исключительно творчеством Алексея Балабанова или Сергея Эйзенштейна.

Кадр из "Фуриосы". Эх, птица-тройка! Вороных мотоциклов, а не каких-то там лошадей. Бензина хоть залейся. Запчастей хоть отбавляй. И откуда поставки? Всё-таки, наверное, апокалипсис приключился на какой-то небольшой территории. В какой-нибудь отдельно взятой пустыне.
Кадр из "Фуриосы". Эх, птица-тройка! Вороных мотоциклов, а не каких-то там лошадей. Бензина хоть залейся. Запчастей хоть отбавляй. И откуда поставки? Всё-таки, наверное, апокалипсис приключился на какой-то небольшой территории. В какой-нибудь отдельно взятой пустыне.

Не буду утомлять отступлениями от темы. На повестке дня пятая часть франшизы – «Фуриоса». Фильм с весьма заманчивым началом. Грешным делом подумал, что вся картина будет немой. Даже если затянется на привычные два с лишним часа. «Ни звука из её груди», – это ещё Некрасов предсказал. Бичи, кстати, тоже и свистали, и играли, и голосили. Но это не так важно.

Что я как зритель получил? Даже не знаю, как сказать. Точно не катарсис. Ошеломление? Да после расстрела Белого дома в 93-м и танцев с бубнами на наших сберкнижках людей моего поколения трудно чем-то удивить. Пожалуй, даже ядерный гриб в окне фантастикой не покажется. Или мирное присоединение Техаса. За приключениями постапокалиптической неубиваемой неваляшки наблюдал не без интереса, но и без особого восторга. Мельтешащие фрики-мутанты уже знакомы по предыдущим частям. Галлюцинирующий сюжет тоже не очень нов.

Да, аналогия с «Планетой обезьян» в голову пришла! Там шимпанзе Проксимус мечтал о завоевании мира приматов. Здесь носатый герой Криса Хемсворта Дементус семимильными шагами движется к господству над миром Пустоши. Заметьте: в одно время практически разным людям приходят в голову античные имена: Проксимус-Дементус. Чуть больше шерсти главному антагонисту – и он тоже вполне сгодился бы на роль короля приматов.

Главное отличие между «Новым царством» и «Фуриосой» – то, что постапокалиптический мир последней не так отдалён от настоящего. В одном эпизоде какой-то старик даже помнит, как всё было до катастрофы. Намёк на второй срок Трампа? Кто знает. У обезьян со времён смерти Цезаря из предыдущих двух частей лет триста прошло. А он тоже не в доковидное время был рождён. Тем удивительнее чуть ли не тысячелетнее ожидание кодов доступа к телекоммуникациям. Ждали-ждали несколько веков у мониторов – раз, и чудо свершилось. Пришла чудо-женщина, принесла коды и куда-то делась. Как говорил некогда герой И.Смоктуновского: «По долгу службы».

И ещё немного кадров. Тех ещё кадров. Всадники апокалипсиса хороши, как всегда. Музычка, правда, слабовата в фильме. Это раньше какого-нибудь гитарюгу на цепях подвесят, а он перед смертью такие пассажи залабает... Эх!
И ещё немного кадров. Тех ещё кадров. Всадники апокалипсиса хороши, как всегда. Музычка, правда, слабовата в фильме. Это раньше какого-нибудь гитарюгу на цепях подвесят, а он перед смертью такие пассажи залабает... Эх!

И ещё о Фуриосе. Увы, герои заговорили. К счастью, на динамичность это почти не повлияло. Тем более если особо не слушать. Полезного всё равно ничего не скажут. Гениальных откровений от мутантов ждать не приходится. Забавный момент: постапокалиптический мир испытывает колоссальный нефтяной голод. Это мы помним по старым фильмам. Судя по всему, голод остался. Вот только странновато выглядит то, как сжигают попусту драгоценное топливо железные кони деревянных солдат Урфина Джюса, то бишь Дементуса. То газуют на месте, то целый день по кругу носятся. Безумцы. Не Макс безумен, а они. А что Фуриоса? Она нормальна? Ну, Аня Тейлор-Джой её играет. Нормальная? По каким меркам? Голливудским? Болливудским?

Финал «Фуриосы» логичен: это ведь приквел четвёртой части, где мы видим постапокалиптических амазонок во всей красе. Кстати, и ответ на возможный вопрос – где набрала красоток-помощниц Фуриоса? Где-где? В пустыне ж! А где в пустыне красотки? Только в гареме. А что, там они без дела маются, не поют, не шьют, не вяжут, только интриги плетут и разговаривают. Турки врать не будут: об этом монументальный, многочасовой «Великолепный век» сняли. Вот как надо было на самом деле! Забрать из гарема, в машину понапихать, оружие раздать и вперёд. Даёшь эмансипацию!

Мне сюжет этого блокбастера показался вольным переложением маленькой повести А.Н.Толстого «Гадюка». Там, правда, изначально ГГ была кисейной барышней, а здесь она ещё ребёнком демонстрировала искусство выживания. Но в целом похоже: вырвали из среды, обидели, она отмстила обидчикам, нашла и потеряла любовь и встала на преступный путь. Хотя то, что в мирное нэпмановское время сочли бы преступлением, в постапокалиптической пустоши приняли бы за норму поведения. Но жалко обеих: и Ольгу Зотову, и Фуриосу. Потому что симпатичные. Или как вам Аня Тейлор-Джой? А с чёрным от мазута лбом?

Наган у Фуриосы тоже, кстати, был. И враги на редкость похожи. Глумливые рожи. Злые. Она одна умница, красавица, жаль только счастья личного не нашла.
Наган у Фуриосы тоже, кстати, был. И враги на редкость похожи. Глумливые рожи. Злые. Она одна умница, красавица, жаль только счастья личного не нашла.

Как говорила Юлия Бордовских: «На сегодня это всё». На подходе весьма необычная история Кира Булычёва и бодренький подростковый хоррорчик. Читайте, смотрите то, что нравится вам, а не каким-то «экспертам». В ваших предпочтениях экспертным мнением наделён только один человек. И это точно не я. Приятного просмотра!