Авиация проникла во все точки мира. Даже на крошечных островках Полинезии или в горном и труднодоступном Бутане есть аэродромы. Но вместе с тем на Земле существует большое количество «черных дыр» — воздушных пространств, через которые запрещен пролет гражданских лайнеров. Причины, по которым введены ограничения, можно условно разделить на три группы: политические, социальные и географические. Нас, в силу специфики канала, интересуют последние, но будет нелишним вкратце пройтись и по остальным.
Войны и беспорядки
Естественная и очевидная причина отмены полетов над обширными территориями — военные действия. Политическая обстановка в мире нестабильна, поэтому такие бесполетные зоны вводятся также обыденно, как и исчезают.
Из «долгоиграющих» черных дыр можно отметить территории таких государств, как Сирия, Йемен, Ливия, Сомали — их небо стало запретным для большинства мировых авиакомпаний уже давно. Сравнительно «свежая» зона — это Судан. В апреле 2023 года в стране началось противостояние спецназа и местной армии. Оно вылилось в то, что полностью сгорело несколько гражданских самолетов на стоянках в столичном аэропорту. В качестве мер предосторожности авиакомпании стали облетать опасную территорию.
Над Афганистаном гражданские самолеты не летают с 2021 года, как к власти в этой стране пришло движение «Талибан» (запрещенное в РФ). Разумеется, в Кабул можно попасть на самолете, но из всех мировых стран только девять (Россия, в том числе) осуществляют полеты на регулярной основе по заранее согласованным маршрутам. Однако транзитные рейсы облетают Афганистан стороной.
Российское небо закрыто для большинства авиакомпаний в мире в качестве ответной меры — об этом знают многие. Так же как и украинское по причине боевых действий. Но это очевидные запреты, а куда более интересны ограничения социального характера.
Наследие и безопасность
Эти территории совсем небольшие, и по сравнению с небом целых государств они выглядят как спичечная головка. Власти некоторых стран запрещают пролеты воздушных судов над национальными культурными объектами, которые являются достоянием всего человечества. Среди них, например, греческий Парфенон, индийский Тадж-Махал или древний город инков Мачу-Пикчу.
А есть бесполетные зоны другого рода, имеющие больше отношение к безопасности, а не к культуре. Из таких — резиденции правительств (к примеру, Московский Кремль) или все стадионы в США вместимостью свыше 30 тысяч человек, небо над которыми закрыли после терактов 2001 года. В перечень неожиданных, но очевидных запретов попали и все Диснейленды, полеты над которыми запретили тогда же, после сентябрьского теракта в Америке.
Но все вышеописанные «черные дыры» появляются исключительно по воле человека. А вот две географические области, над которыми не летают самолеты, от людей не зависят. Одна-то уж точно.
Тибет. Не летают, потому что опасно
Тибетский автономный район Китая ассоциируется с буддийскими храмами, остриженными монахами и медитацией. Относительно спокойный регион, в который, тем не менее, нельзя попасть на самолете. И гражданская авиация обходит стороной не только его, но и Гималаи в целом. Причина кроется в самой горной системе — средняя высота гималайских пиков достигает 6 тысяч метров, а Эверест взметнулся в небо больше чем на 8 тысяч метров.
Высота полета пассажирского лайнера лежит в диапазоне от 10 до 13 тысяч метров. И поднимаются самолеты на нее отнюдь не ради красивых видов, а потому, что на такой высоте сопротивление воздуха значительно ниже, что позволяет судну быстрее набрать свою крейсерскую скорость. Но если на борту вдруг случится критическая ситуация, связанная с разгерметизацией, то пилоты по инструкциям должны опустить самолет на высоту 2–3 тысячи метров, где будут уже не нужны специальные маски (к слову, кислорода в которых хватает на 20 минут).
Но в условиях гористой местности Гималаев самолету снизиться до такой высоты просто не получится. Пилотам придется пролететь не менее 500 километров, прежде чем они смогут начать снижение. Разумеется, ни о каких 20 минутах речи уже не идет. Вот поэтому авиакомпаниям проще слегка изменить маршрут и облететь Гималаи стороной, чем доукомплектовывать свои борта дополнительным оборудованием и наращивать запасы кислорода.
Антарктида. Не летают, потому что незачем
А вот над Антарктидой нет высоких пиков и скалистых гор. Однако самолеты над ней тоже не летают. В интернете можно встретить ветвистый куст надуманных причин таких запретов. И то, что это негостеприимный регион с отсутствием взлетных полос для аварийной посадки. И то, что климат над Антарктикой особо холодный. И, наконец, винят магнитные поля, что создают помехи для навигации.
На самом деле навигация и температура тут ни при чем (вон, над Северным полюсом самолеты чувствуют себя прекрасно, а там тот же холод и магнитные возмущения). Да и никаких запретов полета над ледовым континентом нет и никогда не было. Есть Договор об Антарктиде (подписанный 57 странами), в котором государствам не рекомендуют совершать полеты для снижения потенциальных рисков.
Но самолеты летают, доставляя полярников и грузы для них. В Антарктиде есть три взлетно-посадочных полосы, Новая Зеландия рассматривает проект строительства четвертой, так что небо над Южным полюсом вполне себе живое. А вот транзитных полетов над континентом действительно нет, и причина тому довольно банальна.
Исходя из географии Южного полушария, найдется не так уж и много маршрутов, для следования по которым нужно пересекать Антарктиду. По большему счету, их всего два: из юго-восточной части Южной Америки на юго-запад Австралии, и из Южной Африки в Новую Зеландию. Ни на одном из этих путей не набирается достаточного количества пассажиров, чтобы коммерческие рейсы на регулярной основе оправдывали бы себя.
В качестве примера можно привести эксперимент, который организовала аргентинская авиакомпания, открыв маршрут из своей столицы Буэнос-Айрес в Сидней (Австралия). Рейс назвали «трансполярным», хотя лайнер пролетал в сотне километров от Антарктиды. Уже через два года (в 2014-м) его закрыли из-за убыточности. Что уж говорить об остальных авиакомпаниях, которым, чтобы пролететь через Антарктиду, придется искусственно удлинять свой маршрут. Зачем?
В копилку мифов можно добавить еще и запрет на полеты над Бермудским треугольником. На самом деле эта аномальная зона уже давно растеряла весь свой флёр таинственности и загадок 👇:
(При написании статьи использовалась информация сайтов: techinsider.ru; flightradar24.com; detaly.co.il; fraufluger.ru)