Забыл упомянуть в предыдущей статье, что так как мои знания об альпинизме были почти нулевыми, я забронировал смену для начинающих. Организаторы, были вежливы и отвечали быстро на конкретные вопросы, но видимо, я, уже будучи достаточно избалованным подходом к клиентам в сёрф-кемпах, где тебе всё разжевывают, объясняют и предоставляют всё необходимое снаряжение, которого, кстати, для сёрфинга требуется в десятки раз меньше, чем для гор, ожидал от них больше информации и индивидуального подхода. Они же, судя по всему, ожидали, что люди, едущие в альплагеря, имеют более полное представление о том, на что подписываются. Ну да ладно.
По изначальному плану вся смена (это порядка 30-40 участников плюс несколько инструкторов) должна была первого мая после встречи и регистрации в офисе доехать на автобусах до Алар-Ачи и переночевать там на высоте 2200 метров. А уже на следующий день собственными ногами (и руками) подниматься в наш базовый лагерь под названием хижина Рацека. Из-за каких-то накладок нам примерно за неделю сообщили, что ночевки в Алар-Аче не будет, и мы сразу же в первый же день пойдем в лагерь на высоту 3300. Это означало чуть более жесткую акклиматизацию, но меня не смутило, так как я совсем не шарил.
В офис, куда надо было прийти уже сразу в экипировке, я явился в 9 утра, и тут же узнал, что оказывается, мне нужна страховка. Тут же судорожно начал искать подходящую. За евро не получилось найти ничего, так как несмотря на то, что я гуглил страховки для альпинизма, мне без конца выдавало сайты, впаривающие insurance for winter sports, не покрывающие альпинизм. Бесят. Времени было мало, поэтому пришлось разбудить звонком жену, так как в Дублине было 4 утра, и попросить у неё рублей. В итоге всё благополучно сложилось, все зарегистрировались, я познакомился с некоторыми ребятами, и мы начали грузиться в автобус. Большую часть вещей тащили на себе, но многие что-то отдавали портерам, которые берут с тебя плату за килограмм веса. Мой рюкзак был 15-17 кг, и я решил отдать им лишь только что арендованное “железо” в пакете, общим весом чуть больше 3 кг, а именно: кошки, каску, карабины, жумар, спусковое устройство, ледоруб, ибо не знал, куда это всё сейчас засунуть. Большую часть данной прелести я видел впервые, и названий даже особо не знал.
Примерно за час доехали до места, выгрузившись, получили сухпайки, и сначала дружным строем выдвинулись к лагерю. Погода стояла солнечная, в Бишкеке было почти лето, здесь, на высоте на пару градусов прохладнее. Тропа шла через сосны вверх, и с набором высоты окружающие пейзажи и погода стремительно менялись. Местность стала более каменистой, деревья сменились кустарником, а вскоре начал срываться мелкий снег. Мы пару раз останавливались на привал, но со временем группа растянулась, так как у каждого свой уровень подготовки и темп. Я плёлся во второй половине, ближе к концу. Забегая вперёд, скажу, что весь подъём занял порядка пяти часов. На последний час пути снег усилился, а из-за то ли тумана, то ли застрявших в горах облаков, видимость сильно упала, так, что я видел лишь человека, идущего впереди метрах в двадцати, поэтому старался не отставать, иногда поглядывая назад и убеждаясь, что за мной тоже кто-то идёт.
Наконец-то во всём этом молоке среди камней я увидел забор. За ним ничего не было, лишь чуть дальше по тропе виднелся ещё один. Я дошёл таки до хижины, где мне сказали, что до моего жилища нужно пройти ещё метров двести. Это меня не сильно обрадовало после пяти часов ходьбы в гору. Кое-как доковылял до нужного строения, кругом лежал свежий снег, я открыл дверь, заходя внутрь с кем-то ещё из соседей.
На нас тут же посыпались довольно настойчивые и громкие просьбы стряхнуть с себя снег на улице и скорее закрывать дверь, чтобы не дуло. То был первый момент лёгкого шока, когда я увидел свои хоромы на ближайшие десять дней. На сайте было написано “проживание в домиках”, и я, конечно, не рисовал себе пятизвездочный отель, но почему-то решил представить что-то вроде комнат в летнем лагере без излишеств, где все живут человек по 6 на комнату на двухъярусных кроватях. Здесь же моему взору предстало помещение с одним окном, узким проход, несколькими полками и двумя этажами нар, где практически штабелями на матрасах в спальных мешках предполагалось жить четырнадцати людям разных возрастов и полов. Уже потом мне рассказали, что это вполне стандартные условия в альплагерях, и даже почти что лухари, но в тот момент я просто кинул свои шмотки на верхнюю полку и сам залез туда, дабы немного отдохнуть и поразмышлять о жизни. Потихоньку начал осознавать, что открыл дверь в целый новый мир, в котором чувствую себя абсолютно чужим.
Из условий помимо барака в лагере было трёхразовое питание, сортир - две будки из металлических листов на склоне с дыркой в полу, душа не было, а в дальней хижине, представьте себе, был бар, где можно было купить колу, спрайт, водку, пиво или коньяк. И ещё был там даже вай-фай, что, конечно, многим альпинистам и не снилось, работавший от солнечных батарей, и поэтому вырубающийся в пасмурные дни. В основном лагере включали дизельные генераторы с семи до десяти вечера, так что можно было подзарядить телефон.
В целом, условия по стандартам лагеря очень хорошие: готовить самим не надо, есть крыша над головой. Были два основных требования для проживающих: периодически таскать на кухню воду с ближайшего родника и всегда, уходя, закрывать дверь туалета на щеколду. Для чего это нужно, довольно доходчиво объяснил начальник лагеря: ветром оторвёт дверь, будете срать с видом на горы. Вопросов нет. Если кто-то забывал и попадался на этом, могли заставить сдавать зачёт по умению пользоваться щеколдой. Изнутри двери не закрывались, и их надо было придерживать за дырки, которые были на том мест, где у двери обычно ручка, так что вид тоже был немного. Туалет это вообще огромная отдельная тема. Я домашний избалованный изнеженный мальчик, ещё с детства не понимал в школах и спортивных лагерях дизайнерских решений параш, дырок в полу и кабинок без загородок. Была у меня теория, что сделано это для подавления свободной воли подростков, но как-то азиаты мне объяснили, что на корточках делать свои дела правильнее и физиологичнее, а современные люди всё дальше от своих корней, истины и Бога.
Кто-то рассказывал, что в давние более суровые времена в зимние смены накосячивших участников в качестве наказания отправляли под сортиры рубить говно. Благо, мы были в межсезонье, и сильных морозов не было, как и надобности развлекаться подобным образом. Как говорит один мой друг, пора остановить этот поток сознания, я вообще про горы тут хотел рассказать.
В первый день нас разбили на отделения по 6-8 человек, закрепленные за инструктором, а потом были теоретические и практические занятия по тому, как вязать узлы, ходить в связках и всякое другое по теме. Мой мозг был перегружен информацией, ведь всё было новым, незнакомым и непонятным, горная болезнь тоже не сильно способствовала быстроте моего обучения. Горняшку, как её тут принято ласково называть, все переносят по-разному: интенсивность, тяжесть и симптомы довольно индивидуальны. Среди самых распространенных: слабость, тошнота, головная боль, температура, повышенные давление и пульс, и много чего ещё. Именно из-за сильной головной боли в первую ночь я никак не могу уснуть, хоть и очень хотел, пока не закинулся обезболивающим.
Когда я тупил с простейшими узлами, в мою мутную голову всё чаще начинали закрадываться вопросы из разряда, а что я здесь вообще делаю. Но самое интересное было ещё впереди.
Продолжение следует.