Витька сидел у моста и играл на своём стареньком баяне вальс, разученный ещё в пятом классе музыкальной школы. Теперь мальчику было четырнадцать, музыкальная школа позади, и он решился немного подзаработать игрой.
Как и положено, перед ним стояла небольшая коробка из-под обуви, куда сердобольные прохожие бросали монетки. Рядом с Витькой лежали на газете, аккуратно постеленной на асфальте, деревянные игрушки, выструганные батей. Их мало кто покупал, лишь редко проходящие малыши с мамами заглядывались на игрушки и гудели, теребя мать за подол:
- Купи, ну, купи…
Тогда родители покупали за скромную плату деревянного медвежонка или собачку, и малыш уходил довольным.
Отец Витьки был инвалидом после того, как ему, почти замёрзнувшему в сугробе после пьянки, отняли обе ступни. После этого трагического происшествия отец бросил пить. Работать он уже не мог, и чтобы как-то прокормить семью, стал вырезать из дерева всякие безделушки, вплоть до ложек и игрушек.
Матери Вити, Елене Петровне, пришлось уйти с работы на почте, так как она вынуждена была ухаживать за больным мужем-калекой. Она устроилась дворником при своём Домоуправлении, чтобы быть ближе к дому, мужу, и убираться в любое свободное время.
Конечно и Витька помогал матери. К тому же он стал продавать поделки отца, принося домой хоть какие-то деньги. Но делал он это не столько из-за заработка, а, чтобы поддержать отца, давая понять, что и тот помогает семье.
- Ты что, уже стал играть у моста на баяне, сынок? – шёпотом, полным отчаяния, спросила мать Витьку. Она оглянулась на дверь комнаты, где работал отец.
- Ну, и что, - как можно равнодушнее ответил сын, - всё равно же сижу с его поделками, так хоть ещё и музыкой привлекаю народ. Людям нравится моя игра, и я не забываю инструмент, понимаешь?
Витька вынул из своей заветной коробки денег в этот раз вдвое больше обычного, радуясь повышению заработка.
Мать обняла его, прижала к себе и поцеловала в макушку.
В последнее время вместе с Витей у моста приходил сидеть и его сосед Саша, которому недавно исполнилось одиннадцать лет. Сашка любил слушать игру своего старшего приятеля, и сам он уже умел играть на слух несколько вальсов, которые с лёгкостью перенял у Вити, когда тот ещё учился в музыкальной школе.
- А что мать тебя не учит музыке? - часто спрашивал Витька своего талантливого соседа, - вон у тебя какая память хорошая. В сто раз лучше моей…
- У нас инструмента нету, батьки нету, - отвечал всегда одно и то же Сашка, - твой батя, хоть и инвалид, а всё же есть. А у меня нету. Трудно нам. На хлеб только хватает… Какая там школа.
Мальчики сидели у моста не только по выходным, но и в тёплую погоду, когда пальцы не мёрзли. Друзья, попеременно сменяя друг друга, играли и торговали игрушками, которые батя научился ловко и ярко раскрашивать.
Заработок мальчишек увеличился, и они даже накопили немного денег, которые потом Сашка вручил матери, чтобы та купила к зиме дрова.
Витька однажды сказал строго Саше:
- Хватит с меня музыку перенимать. Я решил, что тебе обязательно надо учиться. Понял? Вот, отдай матери эти деньги, и чтобы с сентября она определила тебя в музыкальную школу. Здоровьем ты слабый очень. Эта профессия самая твоя.
- Так где же я возьму баян? – с грустью спросил Сашка.
- Он у тебя теперь будет, - ответил Витька. Всё равно рядом живём. Стало быть, один на двоих. Только беречь его надо, а пока на новый начнём копить помаленьку.
Жители городка привыкли к подросткам, играющим у моста. Вскоре они стали чем-то привычным и обязательным, вроде памятника или аттракциона, который уже стал частью городской жизни.
Сашка поступил в музыкальную школу и учился очень хорошо. Он стал одним из лучших учеников, и у моста теперь сидел реже, потому что ему нужно было ходить в школу, и помогать матери по дому. Однако Витька постоянно давал ему деньги на оплату музыкальной школы, хоть там и брали недорого за обучение.
- Спасибо тебе, Витюша, - благодарила Сашкина мать, - ты ему и как старший брат, и как настоящий друг. На такой путь его наставил. Здоровье у него слабое, даже в армию не возьмут, так хоть освоит нотную грамоту и по жизни не пропадёт.
- Да что там, он и сам молодец. Не мог я смотреть, как такой талант пропадает! – отвечал довольный Витя.
Когда Виктор ушёл в армию, Сашка провожал его чуть ли не со слезами. Так привыкли ребята друг к другу.
- Ты давай музыкальную школу заканчивай и в училище сразу поступай, - говорил ему Витя, - я как раз вернусь, а ты – студент! Не подведи! И к мосту ходи, чтобы батины игрушки продавать, и заодно играй, чтобы нас с тобой народ не забывал…
Прошли годы. Витька работал на заводе, обзавёлся семьёй, растил с женой двоих сыновей. А Саша стал профессиональным музыкантом. После областного училища он закончил обучение в консерватории, где и остался преподавать. Вряд ли кто из старожилов городка мог теперь узнать в Саше того мальчика, который играл когда-то у моста незамысловатые народные мелодии и вальсы.
Но когда Саша приезжал навещать свою постаревшую мать, то всегда заходил и к Виктору, которого считал братом. Мужчины обнимались, разговаривали, а потом Виктор доставал с полки старенький баян. Саша гладил инструмент, улыбаясь, и играл негромко и вдумчиво. В глазах обоих друзей горел огонёк, будто видели они что-то такое в укромных уголках своей памяти, что не опишешь словами, а разве что можно это прошлое сыграть, и то негромко, нежно и щемяще…
Спасибо за ЛАЙК, ОТКЛИКИ и ПОДПИСКУ! Это помогает развитию канала. Поделитесь, пожалуйста, рассказом с друзьями!
До новых встреч на канале!