«У Мишутки в гостях»
Программные задачи: закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении [ш], учить чётко произносить его в слогах, словах и предложениях; совершенствовать навыки анализа и синтеза слов, образования уменьшительно-ласкательной формы существительных; развивать фонематическое восприятие, память, мышление, внимание, контроль за собственной речью; формировать навыки сотрудничества.
Материал и оборудование: ноутбук, «Песня о маме» Т. Боровик (минусовка), магнитная доска, карточки со слогами, колпачок гномика для ребёнка, мяч.
Ход занятия
Учитель-дефектолог (У.-д.). Здравствуй, (называет имя ребёнка). Нас пригласили в гости. А кто, узнаешь, отгадав загадку:
Ему всю зиму снится мёд,
Но не снег, мороз и лёд.
А повеет вдруг весной —
И проснётся царь лесной. (Медведь.)
М. Поздняков
После правильного ответа ребёнка на экране появляется анимированное изображение медведя.
У.-д. Молодец. Нас приглашает в гости Мишутка. Где он живёт? (В лесу.) Правильно, давай посмотрим, как живёт Мишутка.
На экране появляется изображение леса.
У.-д. Мишутка очень любит играть в прятки. Он спрятал в своём лесу разные предметы. Их нужно найти и показать с помощью языка.
На фоне леса под кустами и за деревьями спрятаны предметы, подсказывающие ребёнку упражнения артикуляционной гимнастики. Ребёнок находит их, поочерёдно щёлкает правой кнопкой мыши и показывает упражнение («Лопатка», «Чашечка», «Варенье», «Зубная щётка», «Качели»), которое обозначает увеличившееся изображение найденного предмета. Каждое выполняет 6—7 раз.
У.-д. Молодец! Посмотри, кто по соседству с нашим Мишуткой живёт? (Тигрёнок.) Он приглашает тебя поиграть.
Дыхательная гимнастика «Одуванчик»(с использованием элементов «Игры для Тигры»)
Ребёнок сильно дует в микрофон, присоединённый к ноутбуку, на экране которого видно, как сдуваются с одуванчика «парашютики» и разлетаются. Если воздушная струя слабая, изображение цветка остаётся прежним, не меняется.
У.-д. Мишутке хочется петь. Давай его научим петь «песенки-шуршалки».
Звучит «Песня о маме» Т. Боровик (минусовка), учитель-дефектолог поочерёдно выставляет на магнитную доску карточки со слогами, которые вместе с ребёнком поёт протяжно, делая акцент на [ш].
Ша — ша — ша Ша — ша — шо
Аш — аш — аш Аш — ош — аш
Шо — шо — шо Ши — шу —шу
Ош — ош — ош Уш — аш — уш
Шу — шу — шу Шо — ши — шо
Уш — уш — уш Ош — иш — ош
Ши — ши — ши Шу — ша — ша
Иш — иш — иш Аш — иш — иш
Игра «Утки»
У.-д. Всё отлично получилось. Сейчас Мишутка нам хочет показать озеро, где он любит купаться.
Ребёнок на экране видит лесное озеро, в центре которого лист кувшинки со слогом ШКА. Плавают утки, на боку каждой видны слоги КО, ПУ, МЫ, МИ, МО.
У.-д. Посмотри, кто прилетел на озеро? (Утки.) Ты заметил, что утки необычные? (Да.) Чем? (На каждой написан слог.) Когда утка подплывает к кувшинке, получается слово целиком. Ты поможешь Мишке прочитать получившиеся слова? (Да.)
Ребёнок прочитывает слоги, соединяя их в слова: КО-ШКА, ПУ-ШКА, МЫ-ШКА, МИ-ШКА, МО-ШКА.
У.-д. Молодец. Я знаю игру, которая называется «Гномик и Великан». Давай в неё играть. Я выше тебя, значит я — Великан, а ты ниже меня — будешь Гномик. (Даёт ребёнку колпачок.)
Игра «Гномик и великан» (с мячом)
Учитель-дефектолог, бросая мяч ребёнку, называет существительное (машина, петух, шар, шуба, игрушка, лягушка, чашка, подушка, горшок) в форме единственного числа именительного падежа, а тот, возвращая мяч — в уменьшительно-ласкательной.
У.-д. Какой ты молодец!
Игра «Исправь предложение»
У.-д. Мишутка перепутал слова в предложениях, чтобы никто не догадался, что он хотел сказать. Послушай предложения, найди и исправь ошибки:
- Письмо пишет дедушку.
- Наша мышка поймала кошку.
- Катушка ниток купила бабушку.
- Камешек нашёл Пашу.
- На шубу вешают вешалку.
- Камыши сидят в лягушке.
- Ландыши нашли Наташу.
- В картошку положили мешок.
Ребёнок исправляет допущенные ошибки. После правильного ответа на экране появляется соответствующее сюжетное изображение.
У.-д. Ты молодец. Нам пора возвращаться. Скажем спасибо Мишутке за чудесно проведённое время и будем ждать его в гости.