Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Каскадёры” (2024, The Fall Guy): Ведь опасность – это в общем-то пустяк

Оглавление

“На экране рискуя, мы лихо преследуем зло, если в жизни бы нашей так же нам бесконечно везло” (с)

***

Поймала себя на мысли, что Райан Гослинг снова играет каскадёра. В “Драйве” Николаса Виндинга Рёфна, криминальном нео-нуаре 2011 года, он исполнял роль высококлассного каскадёра официально, а подрабатывал помощником бандитов – он виртуозно увозил их с места преступления с награбленным. В комедийном боевике Дэвида Литча “Каскадёры” его роль – это Кольт, который доволен своей жизнью и не нуждающийся в параллельном заработке, но жизнь толкает его в криминальные разборки, хотя он и не планировал того.

Вообще у Гослинга не такой широкий диапазон ролей и сам он не особенно много эмоций использует для создания образов – в основном это плюс/минус Кен в предлагаемых обстоятельствах. Но он обаятелен, спорить не стану.

Постер к комедийному боевику "Каскадёр" (2024)
Постер к комедийному боевику "Каскадёр" (2024)

Сюжет

Талантливый каскадёр Кольт Сиверс (Райан Гослинг) работает дублёром знаменитого голливудского актёра Тома Райдера (Аарон Тейлор-Джонсон). Общается с Джоди Морено (Эмили Блант), которая работает оператором и мечтает стать режиссёром. Кольт влюблён в Джоди, но не открывается ей, почему-то постоянно смущаясь, хотя миловидная операторша совсем не против сближения.

Они мило флиртуют, договариваются выпить после работы по коктейлю, но встреча срывается, потому что при пересъёмке трюка Кольт ломает спину, его увозят в больницу, а потом он просто исчезает из поля зрения не только Джоди, но и киноиндустрии.

Через полтора года их встреча снова состоялась. Гейл, продюсер Тома Райдера, попросила Кольта приехать в Сидней, где снимается новый фильм с Томом – им требуется его помощь. Он не хотел этого, потому что до сих пор злится на них из-за случившегося, но у Гейл был козырь, чтобы заинтересовать каскадёра. Гейл сказала, что режиссёром фильма является Джоди Морено, это её дебют.

Кольт прибывает в Сидней, узнаёт, что Том Райдер исчез, и ещё не подозревает, что его ожидает дальше, зачем именно его сюда позвали.

Темы, которые поднимаются в фильме

Этот фильм рассказывает о том, как снимается кино, с какими проблемами сталкивается съёмочная группа. Сложности касаются не только новичков, но и опытных специалистов. В самом начале фильма показан пример форс-мажора на съёмках – травма каскадёра из-за неверного расчёта длины страховки (по официальной версии, но есть и другая, её раскроют по ходу дела).

И, конечно, на примере с Джоди Морено показано, из “какого сора” растут хиты проката. Джоди давно мечтает о собственном проекте, но ей предстоит заслужить уважение съёмочной группы и преодолеть нехватку бюджета, проблему с третьим актом в сценарии, капризную главную звезду Тома Райдера, кто считает себя центром вселенной и не заботится ни о чьём мнении, кроме своего.

Здесь затрагивают противостояние продюсеров и режиссёров – вопрос в том, кто важнее в производстве. В финале есть сцена, иллюстрирующая этот ‘конфликт’, когда продюсер Тома Гейл кричит в лицо Джоди, что это она создатель фильма, это она взяла Джоди режиссёром, она делает хиты для ‘простых людишек’. Есть в этом тонкий стёб, на самом деле, хотя бы потому, что на церемонии Oscar в номинации “Фильм года” за статуэткой на сцену выходит продюсер. То есть отдельная номинация за режиссуру идёт самостоятельно как отдельно стоящий пункт, а за успешный фильм в целом чествуют продюсера, что и даёт повод присваивать авторство себе.

Продюсер Гейл заявляет, что это она автор фильма
Продюсер Гейл заявляет, что это она автор фильма

В образе Джоди Морено мне померещился образ Стивена Спилберга, который был воспет в биографической драме “Фабельманы” 2022 года – истинно голливудский автор. Именно тот вдохновляющий образ целеустремлённого человека, кто добивается успеха, начиная создавать что-то инновационное, занимательное, что впоследствии заставляет и других созидать, придумывать и вести за собой. В одной из сцен Кольт поддерживает Джоди, что она делает благородное дело, снимая свой фильм. “Может, кто-то потом тоже возьмёт камеру и сделает то же, что и ты, сочтя тебя примером”, – говорит он. А почему режиссёром сделали именно девушку в этом фильме, так для того, чтобы отдать должное женщинам-режиссёрам, которых не так много в списке обладательниц Oscar по сравнению с мужчинами.

Джоди Морено в исполнении Эмили Блант
Джоди Морено в исполнении Эмили Блант

Конечно же, это дань уважения каскадёрам, а вместе с ними и тем, кто работает на съёмочной площадке наравне с актёрами, режиссёром, оператором и продюсером, но они всегда остаются на втором, а то и третьем плане. Когда Кольт приходит в клуб, чтобы разыскать исчезнувшего Тома Райдера, его дилер восхищается работой каскадёров и спрашивает, дают ли им Oscar, на что Кольт грустно замечает, что у них такой номинации нет. В этой сцене подчёркивается малая оценённость профессии. Хотя странно, что здесь не упомянули Taurus World Stunt Awards, которая проводится с 2001 года.

Кольт Сиверс в исполнении Райана Гослинга
Кольт Сиверс в исполнении Райана Гослинга

И на почве того, что никто не заметит, если каскадёр уйдёт с площадки, в сюжете развивается тема, как на этом моменте можно паразитировать. Этим уязвимым положением и пользуются продюсер Гейл и её подопечный Том Райдер. Гейл считает себя всемогущей, она заявляет зрителей чуть ли не собаками, кого можно легко подловить на бекон, то есть что угодно обернуть красивой оболочкой, и они всё съедят. Том Райдер любуется только собой, он “ведёт себя так, словно все и всё – его собственность, а его действия не имеют последствий”. Собственно, сама профессия актёр ему нужна только потому, что она позволяет притягивать к нему внимание, но он её не ценит как искусство и не служит ей.

Из уязвимости такой профессии как каскадёр (причём не только из-за опасности для жизни, но и потому, что популярность в разы ниже) в фильме развита тема подставы. Если каскадёр исполняет сложный трюк на съёмочной площадке за актёра, тогда почему бы ему не сыграть за него и в реальной жизни? Сделано это с сарказмом, в оригинальном названии фильма закладывается фишка сюжета, fall guy означает человека, кого обвиняют в том, чего он не делал.

Эту партию тут разыгрывают не без помощи современных технологий – дипфейк в данном случае, заодно показывая, как они опасны, если попадут не в те руки, что делают из тебя “козла отпущения”. Заодно обыгрывается тема масок и лицемерия. Что скрывается за идеальными скулами актёра, правда ли он такой милый в жизни, такой же как на постере с рекламой нового аромата?

Опять же Дэвид Литч показывает не только негативную сторону кинопроизводства с её токсичностью и лицемерием. Он показывает тех, кто действительно служит искусству, переживая, если что-то не получается, и пытается сделать всё возможное (Джоди Морено и Кольт Сиверс), и тех, кто идёт в бизнес за славой, деньгами и дешёвым признанием (Том Райдер и Гейл).

Также Литч показывает тесное переплетение реальности и кино, как люди заигрываются порой под сильным влиянием на них киногероев. И в целом уже непонятно, где люди играют, а где они настоящие, да и сами фильмы уже слились воедино в сознании людей. Это соединение реальности и кино отображено в сцене, когда Джоди начала выяснять отношения с Кольтом на глазах у всей съёмочной группы, а то, что фильмы путаются в сознании высмеяно в том, как Кольт перепутал “Ноттинг-Хилл” и “Красотку”. В целом у этого фильма очень хорошее чувство юмора.

Почему фильм не кажется нелепым

Тон повествования задаётся сразу – главный герой истории каскадёр. Каскадёр выполняет сложные трюки, подменяя актёра из списка А, что требуется по контракту.

Трюки и кинопроизводство – это такие вещи, которые ассоциируются с иллюзиями, это что-то, выбивающееся из ряда вон. Потому всё, что происходит в фильме, воспринимается как хорошо продуманный трюк, профессия каскадёр оправдывает все падения, погони, драки.

По ходу развития сюжета есть небольшие вкрапления сарказма о том, что порой попадаются бутафорские пистолет и томагавк. И очень много отсылок к разным фильмам (кстати, даже фильм MetalStorm, который снимает Джоди, похож и на “Дюну”, и на “Безумного Макса” – и это тоже относится к тому, что фильмы стали похожи друг на друга), что усиливает иллюзорное ощущение.

Зрителя помещают в воображаемый мир, а в нём возможно всё и от того всё выглядит оправданно.

Песня I Was Made For Lovin’ You Baby группы KISS в рамках сюжета

Сквозным музыкальным мотивом боевика является песня 1979 года I Was Made For Lovin’ You Baby группы KISS. Она звучит в открывающей сцене, а потом периодически её можно услышать в разных сценах в качестве связующего звена.

Оказывается, эта песня очень долгое время пыталась попасть в саундтрек. Это была идея Дэвида Литча, но никто её не поддерживал (и Райан Гослинг, в том числе), считая, что она лишняя и никак не поддерживает общее настроение истории.

Тем не менее, Литч проявил настойчивость и добился своего. Композитор Доминик Льюис переработал песню и включил её в основную тему фильма. Затем певец Yungblud записал кавер-версию, которая звучит в эпизоде с участием скоростного катера (этот эпизод отсылает к Miami Vice, упомянутый Кольтом ранее).

Мне кажется, что это здорово, что Дэвиду Литчу удалось настоять на своём и внести эту песню в саундтрек. Группа KISS ассоциируется с масками – их фантастическим гримом, отличительной чертой, выделяющей их из множества рок-групп. Но, что крайне важно именно для контекста фильма “Каскадёры”, KISS стёрли грим – или сняли маски – через четыре года после выхода этой своей самой громкой песни. А тема “масок”, разоблачения и лицедейства в сюжете фильма очень важна, так что песня группы, история которой так тесно связана со сценическим перевоплощением, сильно поддерживает его.

Красивая внешность Тома Райдера – это его маска, которая хорошо притягивает зрителя и монетизирует его деятельность. Для Гейл, продюсера фильмов с Томом Райдером, это решающий фактор, чтобы продолжать заботиться о своём клиенте. Чтобы сохранить его популярность, Гейл пошла на радикальную меру с использованием дипфейка и с ущербом для другого человека.

Помимо этого философского значения, песня ведь ещё и очень романтичная. В ней Пол Стэнли обращается к девушке, говоря о любви, о том, что она создана для него, что она сводит его с ума. Этот лейтмотив звучит в отношениях между Кольтом и Джоди весь фильм. Кольт говорит, что их отношения прямо как в кино, ну, и как в этой песне – тоже.

***

Этот фильм мне очень понравился.