Найти в Дзене
Русский Пионер

Я знаю эту дорогу

Глава РЖД Олег Белозеров рассказывает про БАМ как про личный вызов, и можно понять: такое в жизни человека случается, может, и в самом деле один только раз. Это говорит человек, который привык взвешивать свои слова. Тем не менее немало этих слов досталось на долю читателей «Русского пионера».

Байкало-Амурская магистраль — это уникальный проект, в котором удивительным образом переплелись задачи экономического развития страны и человеческие судьбы. Лично для меня это вызов, который в жизни руководителя, наверное, может быть только один раз. Когда начинаешь погружаться и разбираешься, что же это такое, — испытываешь самый настоящий трепет. Тут нет ни одной простой задачи — настолько все сложно и непредсказуемо.

Когда в семьдесят четвертом году в СССР принималось решение о строительстве, к БАМу уже успели подступиться несколько раз, прямо скажем, с разными степенями успеха. Потом страна навалилась всей мощью союзных республик и беззаветным комсомольским задором.

Я тогда учился в школе и тоже мечтал «строить путь железный», чтобы до океана «помчали поезда»! Песни были просто замечательные, я видел, что страна жила этой стройкой. Это была мечта, и на моих глазах она воплощалась в жизнь. Но так уж получилось, что без моего участия: пока доучился в институте — наступили другие времена. Однако, видите, как вышло — БАМ в моей биографии все-таки случился. Конечно, совсем в другое время, но в сопоставимом масштабе. Сегодня я отвечаю за обновляющийся БАМ и новых бамовцев, причем не только за стройку, но и за сохранение «бамовского духа» и его традиций. И я этим очень горжусь.

Теперь я могу сказать, что знаю эту дорогу. Да и побывать, проехать, даже где-то ногами пройти тоже удалось.

Когда впервые прокладывали БАМ — это была своего рода гонка. Строили быстро, по упрощенным стандартам, чего-то могли не учесть. Высокая сейсмичность, нестабильные грунты, вечная мерзлота. Природа постоянно преподносила сюрпризы.

На БАМе недостаточно просто уложить километр пути. Чтобы его не повело, нужно буквально заморозить насыпь. Раньше для этого делали специальные скважины, куда заливали керосин, который аккумулировал холод. Теперь делаем так называемую охлаждающую наброску. Это когда с двух сторон от пути насыпь покрывается камнями разного диаметра, что создает охлаждающий эффект. Сотни тысяч кубометров породы, которую необходимо самосвалами доставлять с карьеров. А это могут быть десятки и сотни километров. Поначалу было особенно сложно, так как экологическое законодательство запрещало разрабатывать ближайшие карьеры.

Сегодня нам многое приходится переделывать... Это и понятно. Время мчится вперед, появились новые технические решения, новые требования к пути и поездам. Все-таки пятьдесят лет прошло, растут скорости, усложняются задачи. Да и спрос на БАМ в условиях санкций вырос кратно.

Постоянно говорю коллективу, строителям: то, что сегодня делается в рамках модернизации БАМа по поручениям президента, сопоставимо с подвигом первопроходцев. Советские строители, республиканские бригады в неимоверно сложных условиях проложили путь, соединили в единую линию. Но с момента «золотой стыковки», с восемьдесят четвертого года, прошли годы, прежде чем дорога по-настоящему поехала. Северомуйский дожали к исходу две тысячи третьего года. Теперь новые задачи — второй Северомуйский, второй Кодарский, еще один Кузнецовский тоннели и новый мост через Амур. Все это будет построено новыми строителями БАМа уже через каких-то восемь лет. Это сверхзадача для настоящих характеров.

Вообще, на БАМе самое главное — это люди. Уникальные люди! Готов это подтвердить из собственного опыта знакомства со многими бамовцами, с некоторыми выпала честь даже поработать вместе. Бамовское братство, бамовская напористость, подчеркнутая независимость в поведении, абсолютная уверенность в себе. Ефим Басин, Феликс Ходаковский, Салман Бабаев, Иван Варшавский, Александр Бондарь — их много, всех и не перечислить. Трудовые бойцы и надежные товарищи.

БАМ для меня не просто работа. Это воплощение юношеской мечты, невероятное мужество, торжество человеческого духа, подвиг во имя Родины, символ труда многих народов России и наших ближайших соседей. Сегодня мы знаем, что они смогли, справились, преодолели. А значит, сможем и мы.


Колонка опубликована в журнале  "Русский пионер" №121. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".

-2