Горе-марксисты сочиняют иногда «социальную материю». Последний пример такого сочинительства дан в нашем видео.
Мне казалось, что отсутствие особой «социальной материи» есть очевидное положение диалектического материализма. Переберите Маркса, Энгельса и Ленина и вы не найдете там этой фантастической категории или формы. Есть социальное бытие, которое определяет сознание. Но бытие и материя далеко не одно и то же. Однако переписка в комментариях, особенно на Ютубе, показала, что среди нашего брата встречается заметное количество поклонников панматериализма. И поэтому вопрос требует разъяснения.
Нет «социальной материи», есть социальное движение. Классическое отношение исторического материализма выражено в терминах производительные силы и производственные отношения, на базе которых возникает надстройка, которая тоже, разумеется, представляет собой отношения, то есть взаимосвязи людей. Простой взгляд на слова силы и отношения уже показывает, что ни то, ни другое материей не является и выражает ее движение.
Разумеется, возникает вопрос что же или кто же тогда движется, относится и создает силу? Ответ прост — человек. Человек, а не общество. Но, одновременно, это не простой ответ. Возникает еще два вопроса. Почему тогда общественное бытие определяет сознание человека, а не наоборот? И каково движение человека?
Начать правильнее с последнего. Ответ довольно простой. Человек производит. Он производит человека, то есть жизнь и средства для жизни. Последнее — труд. Труд в самом простом значении — преобразование вещества природы. Но это последнее слегка устарело, потому что теперь мы преобразуем не только вещество но и атомы, и в исследованиях соприкасаемся с квантовыми частицами. То есть речь идет уже не только о веществе и правильнее говорить о вещах природы.
То есть движение человека состоит из всех движений — физического, механического, химического, биологического и социального. Именно поэтому социальное движение — наивысшая форма движения, а человек — наивысшая форма материи. И правильнее в таком случае говорить, что социальное движение включает в себя все прочие его формы.
Конечным продуктом труда являются полезные для человека вещи, то есть тоже материя, но уже преобразованная, окультуренная. Можно было бы отнести ее к социальной, но без человека она ничего не значит. Человек по отношению к ней вступает в связи. Причем это связи между людьми, на разных этапах развития человечества выраженные теми или иными производственными, социальными и политическими отношениями.
Вот это последнее и определяет общественное бытие, которое становится само определяющим для сознания.
И тут важный испытательный момент для любого материалиста. Есть соблазн объявить этот новый уровень связей новой формой материи, стоящей над каждым отдельным человеком как частью. Но на самом деле такой взгляд равноценен созданию Сверхчеловека или Бога, что в общем-то всегда подпитывало религиозное развитие. Причина в том, что в данном случае свойство — движение и связи — принимается за нечто отдельное, существующее само по себе, получающее условную надуманную телесность.
Наличие материи не вызывает изменений, не является основой для чего-либо. Разумеется, нет материи без движения. И именно оно служит такой основой. Простой механический пример. Бильярдный шар меняет свое положение не потому, что есть другой шар или человек с кием, а потому что по нему ударяет шар или кий...