Найти в Дзене

Авиадвигатели ТВ7-117 – стратегическое значение для российской авиации

Оглавление

В этом году региональный самолет Ил-114-300 с модернизированными двигателями ТВ7-117СТ-01 возобновил программу летных испытаний. Это стало возможным благодаря совершенствованию его конструкции. Новая модификация авиационного двигателя ТВ7-117 разработки петербургского предприятия ОДК-Климов дает новые возможности для российской региональной авиации XXI века.

О том, почему программа модификации силовых установок ТВ7-117 имеет стратегическое значение для развития отечественного авиапрома, рассказал генеральный конструктор ОДК-Климов Всеволод Елисеев.

Целое семейство авиационных двигателей

Базовый мотор ТВ7-117С создавался для регионального 60-местного самолета Ил-114 и успешно эксплуатировался в составе этих машин местной авиакомпании «Выборг». Долгие годы двигатель держал планку наиболее экономичного в своем классе. Со временем возникла необходимость в улучшении его технических характеристик.

Сейчас ТВ7-117 это семейство двигателей для вертолетов и самолетов. Модификация двигателя ТВ7-117В применяется на вертолетах типа Ми-38. Несколько вертолетов сейчас сдано в эксплуатацию «Авиации Колымы», и в марте прошел рекордный по дальности перелет в Магадан двух вертолетов с двигателями ОДК-Климов. Они преодолели 6,5 тыс. км с промежуточными посадками, и тест надежности отечественной техники был успешно выполнен.

Авиационный двигатель ТВ7-117СТ-01 производства ОДК-Климов на крыле Ил-114-300  ©ОАК
Авиационный двигатель ТВ7-117СТ-01 производства ОДК-Климов на крыле Ил-114-300 ©ОАК

Двигатель ТВ7-117СТ-01 — современная модификация ТВ7-117. Он был сертифицирован в 2022 году уже по новым авиационным правилам и соответствует всем современным нормам по надежности и безопасности.

Сейчас на ОДК-Климов разрабатывается новая модификация - ТВ7-117СТ-02 - для самолета «Ладога» вместимостью 44 пассажирских места. У этого двигателя будут свои особенности в конструкции для применения на региональных самолетах.

Новые двигатели по новым технологиям

Безусловно, ставка на новые производственные технологии дает свои результаты. Двигатели ТВ7-117 с индексами СТ, СТ-01 и СТ-02 имеют важные отличия от базовых С и СМ.

Благодаря технологии литья под низким давлением, которая используется, в первую очередь, в производстве корпусных деталей, авиационные двигатели удалось облегчить на 10-15 %. В свою очередь, лопатки входного направляющего аппарата компрессора созданы по технологии селективного лазерного спекания. Это заметно сократило трудоемкость их изготовления, а также удалось получить заданный профиль и прочность при снижении массы деталей.

Большой прогресс достигнут в создании нового поколения электронных блоков автоматического регулирования и контроля БАРК - «мозга» двигателя. На самолетных версиях ТВ7-117 применяется электронный блок, который управляет и двигателем, и воздушным винтом, что повышает функциональность и надежность всей системы.

Петербургское предприятие ОДК-Климов имеет большую технологическую, производственную и испытательную базу ©ОДК
Петербургское предприятие ОДК-Климов имеет большую технологическую, производственную и испытательную базу ©ОДК

Новации применяются и в процессе проектирования двигателя. Так, с помощью «цифрового двойника» на ОДК-Климов были проведены виртуальные эксперименты. Они подтвердили надежность двигателя и позволили уменьшить количество натурных испытаний.

Испытания в термобарокамере длились 2 года

В конце марта 2024 года заказчик — Объединенная авиастроительная корпорация возобновила летные испытания самолета Ил-114-300 с двигателями ТВ7-117СТ-01. Этому предшествовала большая конструкторская работа двигателестроителей.

Летные испытания самолета Ил-114-300 с двигателями ТВ7-117СТ-01 производства петербургского предприятия ОДК-Климов ©ОАК
Летные испытания самолета Ил-114-300 с двигателями ТВ7-117СТ-01 производства петербургского предприятия ОДК-Климов ©ОАК

Еще в 2022 году предприятие передало четыре летных образца двигателя для летных испытаний самолета. В 2023 году конструкторы ОДК-Климов провели большие масштабные испытания по различным направлениям, а также дополнительные сертификационные работы по расширению области применения, параметров, ресурсов и надежности двигателя ТВ7-117СТ-01.

Целых два года длились испытания двигателя в термобарокамере. Здесь конструкторы проверяли работу всех систем в различных температурных, скоростных и высотных режимах - все эти условия имитировал испытательный стенд.

Кроме того, на протяжении нескольких лет специалисты предприятия ОДК-Климов проводили летные испытания на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. В результате двигатели ТВ7-117СТ-01 «наработали» более 120 летных часов испытаний. Еще раньше - на первом прототипе Ил-114-300 - прошло примерно 50 полетов и было получено 150 летных часов.

Сейчас программа летных испытаний самолета Ил-114-300 продолжается, а ОДК-Климов обеспечивает машины двигателями со всеми необходимыми характеристиками по надежности и ресурсу.

Обеспечим авиацию отечественными двигателями

Предприятие продолжает планомерную работу по повышению ресурса двигателя. На начальном периоде эксплуатации самолета планируется выйти на 6 тыс. часов. Конечный ресурс двигателя по техническому заданию — 18 тыс. полетных циклов.

Авиационный двигатель на испытательном стенде предприятия ОДК-Климов ©ОДК
Авиационный двигатель на испытательном стенде предприятия ОДК-Климов ©ОДК

Эту задачу конструкторы ОДК-Климов выполнят поэтапно. В первые годы эксплуатации самолета будет нарабатываться опыт эксплуатации двигателей, а предприятие продолжит проводить весь комплекс стендовых испытаний, а также автономных испытаний основных деталей.

Сейчас петербургское предприятие ОДК-Климов, наращивает производственные мощности и готово полностью обеспечить будущие самолеты двигателями ТВ7-117СТ-01.