Когда возникает данный вопрос, то первым делом думаешь и надеешься найти компаньона среди друзей и знакомых. Но это чаще всего нерабочий вариант.
Когда человек катается давно и много, то друзья и знакомые прекрасно знают о его увлечении и уже давно бы сами обратились с просьбой показать им интересные места и покататься вместе. Если этого до сих пор не случилось, то с высокой степенью вероятности им это неинтересно. Единомышленников нужно искать среди тех, кто принимает участие в массовых катушках.
Если вы хотите уже в ближайшие выходные с кем-то покататься, то подпишитесь на Telegram-каналы агрегатора ВелоАнонсы+ и ВелоМосква RWB, и выбираете из предлагаемых катушек подходящие.
Проще говоря, мы решаем обратную задачу и отталкиваемся не от своих желаний и того, куда бы самим хотелось поехать с подходящим человеком, а присоединяемся к мероприятию, чтобы присмотреться к людям и познакомиться с теми, кто заинтересовал.
Для этого нужно хотя бы примерно обозначить для себя критерии отбора. Меня, например, не интересуют курящие и ругающиеся люди. Также не интересуют любители экстремальных и ночных заездов, шашлыков, купания и походов.
Чем выше запросы, тем меньше подходящих людей будет вокруг. Например, на последней катушке у нас было порядка 60 человек. При не самой высокой скорости заезда уверенно в голове держалось человек 15. И что, остальные не подходят? Почему не подходят? Иногда можно и по району покататься 20 км со скоростью 10 км/ч, но хотелось бы найти того, кому также интересно ездить по 100 км в день и хотя бы со средней скоростью 20 км/ч.
Неслабый запрос. Да, поэтому и нужно проявлять инициативу и знакомиться, а не ждать, когда на тебя обратят внимание.
Так, собственно, я и нашел подходящих людей для поездок на 80-100 км. И с этим связан довольно забавный момент, о котором я узнал через много лет. Как-то мы ехали, вспоминали наше знакомство и я сказал, что при первой нашей встрече он удивил меня тем, как бодро ехал после катушки под палящим солнцем домой. На что он ответил, что, во-первых, хотелось размяться, потому что на катушке темп был низкий, а, во-вторых, когда он увидел меня в велоформе Naliny, то подумал, что перед таким велосипедистом не может же он ударить лицом в грязь. Поэтому и навалил. Но ехал из последних сил. ). Это одна из причин, по которой теперь я катаюсь только в веломайке, потому что это удобно. Велосипедисты в полной велоодежде воспринимаются как значительно более подготовленные люди и меньше располагают к знакомству со стороны любителей, которые не хотят чувствовать себя якорем и напрягаться по поводу своей медленной езды в удовольствие.
Во многих городах есть велоклубы и велосообщества. Вот несколько на вскидку — Караван, 32 спицы, Веломытищи, Велопушкино, Крупрекор. У каждой группы своя специфика и интересы, но есть достаточно активные сообщества, где чуть ли не каждый день кто-то предлагает покататься.
Раньше я отслеживал новости только по велогруппам, но пришел к выводу, что намного проще иметь дело с одним агрегатором новостей, чем заходить на разные страницы в поисках интересных предложений.
Массовые заезды обладают определенной спецификой и не каждый готов морально в них принять участие. Хочется-то покататься небольшой, но теплой компанией вдали от суеты, а приезжает много разных людей и возникает множество нюансов:
- Медленный темп
- Частые остановки и долгий простой в ожидании хвоста
- Куча лестниц
- Скакание по бордюрам и поребрикам
- Ловля просветов и необходимости вкручивать, если катаешься по хвостам
- Нарушение правил ПДД
- Большая вероятность возникновения опасных ситуаций из-за любителей вокруг
- Маршруты с грязями и бродами
- Слишком быстрый темп и т. д.
Как всё это можно вытерпеть? Легко, если знаешь об этом и готов морально и физически. Мне просто нравится ездить на велосипеде. А на каждый момент, обозначенный выше, можно смотреть и с позитивной стороны:
- Медленный темп — поставь передачу потяжелее в подъем
- Частые остановки и долгий простой в ожидании хвоста — можно поговорить и перекусить
- Куча лестниц — можно покачать руки и ноги, неся велосипед за нижнюю трубу
- Скакание по бордюрам и поребрикам — развитие навыка преодоления препятствий
- Ловля просветов и необходимости вкручивать, если катаешься по хвостам — есть возможность слегка вкрутить и «показать себя»
- Нарушение правил ПДД — подумать о том, а как это можно минимизировать на будущее
- Большая вероятность возникновения опасных ситуаций из-за любителей вокруг — развитие навыка езды среди любителей
- Маршруты с грязями бродами — развитие навыка преодоления и повышение планки своих возможностей
- Слишком быстрый темп — повод подумать над распределением сил, ехать на технику, покататься самостоятельно на силу и выносливостьНа всё есть ответ.
- Иногда выводит из себя качество дорожного покрытия, но когда солнце над головой и ветер в ушах, то на мелочи не обращаешь внимание.
У массовых катушек есть немало явных преимуществ:
- Знакомство с новыми людьми
- Можно обменяться опытом на велосипедную тему и не только
- Новые маршруты и интересные места
- Велосипед под присмотром, что важно при походах в магазин и т. п.
- Возможность попрактиковаться езде в группе и поучиться на ошибках других
- Можно разговаривать в дороге, если обстановка позволяет, или на остановках
- Общая праздничная атмосфера поездки
Массовые катушки хорошо подойдут и для развития навыка общения с людьми. На улице не так-то просто подойти к незнакомому человеку и начать разговор. А здесь явный общий интерес — велосипеды и велопоездки. Первый раз приехал на массовку или уже с кем-то катался? Сколько весит велосипед? Хорошо ли катят эти покрышки? Где купил педали или удобный рюкзак? Ездил на велопарад? Море вопросов, с которых можно начать общение и навсегда избавиться от штампа застенчивого интроверта.
Чем лучше велосипедная подготовка, тем больше мероприятий доступно. Пока нет уверенности можно выбирать тематические предложения для начинающих. Например, чаепитие в Мытищах. Хороший повод узнать маршрут вдоль Яузы из столицы в этот город. В Тулу за пряниками, в Пушкино за акуловскими пирогами, в Солнечногорск за перепелами, в Коломну в кремль и за пастилой, в Дубну — на Волгу и т. д. Велогурмания какая-то получилась. А как иначе: хлеба и зрелищ в виде интересных мест.
Когда есть в базе 100 км в день, то с особенным удовольствие едешь в голове группы, отдыхаешь и наслаждаешься поездкой. К езде в голове мы ещё вернёмся, а пока ещё раз остановимся на общих моментах.
Общие моменты
Сколько ни повторяй— берите с собой запасную камеру — найдутся те, кто это не сделает, понадеявшись на авось. Велосипед новый, что может случиться? Например, пробой камеры из-за недокача, как недавно произошло. Выехали на плиты и один велосипедист на гибриде с 28-ми колёсами слегка въехал в острую кромку плиты. Запаски у него не было и повезло, что у кого-то была с собой подходящая с ниппелем presta. Я бы ещё понял, если бы это был неопытный велосипедист с микросумкой на раме. Но большинство катает с рюкзаками, в которые всё прекрасно помещается:
- Запаска
- Латки
- Рабочий насос
- Мультитул
Касательно медицинской аптечки опыт был такой. В 99% случаев спокойно обходились без неё, но в оставшемся 1% она требовалась конкретно, поскольку там травмы получали такие, что потом зашивать приходилось.
С собой также необходимо везти воду и какой-то запас еды на всякий случай. Помнится, было какое-то мероприятие человек на 300, так приехали на поле, где кроме воды в радиусе 5 километров не было ни одной палатки с едой. Вот там некоторых серьёзно прихватило.
Ещё один момент - наличие велошлема. Здесь также, как и с медицинской аптечкой. Во многих случаях падаешь так, что до удара головой дело не доходит. Но там, где дело доходило до удара головой об асфальт (велопарады), требовалась скорая помощь и достаточно срочно. Кто-то считает, что это случайность, неудачное стечение обстоятельств, невезение, виноваты другие. Это не так. У любых последствий есть причины. Что-то или кто-то вызвал падение, но почему сам(а) не использовал(а) велошлем?
Для езды в вечернее время необходима велофара и габарит. Не фонарик, а фара, которая способна осветить местность метров на 20-30 вперед, по которой едешь. В столице, например, много где производится дорожных и строительных работ. Можно встретить ямы, торчащую арматуру, закрытые шлагбаумы, стойки и прочий опасный мусор на дороге. Помнится, на ещё не открытом для движения дублере со стороны тротуара на высоте метра торчал ничем не обозначенный железный прут метра на два в сторону проезжей части. Хорошо с собой была велофара и ехал во втором ряду.
Касательно еды и воду у меня подход простой — с собой беру столько, сколько позволяет без всяких магазинов проехать 70 км и не изголодаться. Это излишне большинства мероприятий, но так привык.
Анализ мероприятий
Предлагается много всего, но нужно внимательно посмотреть маршрут, среднюю скорость, наличие замыкающего, удобные с учетом транспорта точки схода, если не потянул, наличие магазинов и др. Если на маршруте нет точек схода, то надо подумать, а что делать, если что-то случится в лесах и полях, где до дороги идти километров 10?
В анонсах мероприятий даются некоторые усредненные данные и цифры. Если речь идёт о равнине и асфальте, то это одно. Если о пересеченной местности, то это другое. Пересеченка тоже может быть разной. Один километр по пескам или 5 километров по корням в лесу может быть достаточна для того, чтобы отбить всякое желание ехать дальше.
Пересеченку нужно считать с каким-то коэффициентом. Но с каким? 30 км по лесным тропам кажется преодолимым всем. Но в реальности это может выйти как 60 км по асфальту.
Если заявлена скорость 20 км/ч, то это значит, что где-то на спусках ведущий может гнать и под35 км/ч. Если заявлена средняя 25 км/ч, то для горного велосипеда это уже прилично. Бывало и так, что уже со старта народ неплохо наваливал, в результате чего сходы начинались после первых километров.
Также имеет смысл посмотреть маршрут с учетом погодных условий. Есть немало мест, куда после дождя сегодня крайне не рекомендуется ехать ещё неделю, если не хочется быть по уши в грязи. Но есть любители и таких приключений.
Можно поинтересоваться, на чем едет организатор. Если на фэтбайке, то чистыми из такой велопоездки вернуться, скорее всего, не получится. )
Езда в группе
Есть мероприятия, где езда в группе так и происходит. Но нужно быть готовым к тому, что на практике получится, как получится.
Можно перед началом заезда призывать людей соблюдать ПДД и ехать в соответствии с ними. Но бывают моменты, когда получается как «велостадо» со всеми вытекающими последствиями.
Типичный пример — преодоление дорожных развязок. Бывают ситуации, когда большая группа велосипедистов заехала не туда. Возвращаться не хочется и выход остаётся один — ломануть массой через несколько полос по проезжей части на глазах у водителей.
Бывает и парная езда. Если хочется спокойствия, то занимайте правую сторону ближе к обочине. Тогда не придётся суетиться на узких дорогах, если сзади движутся автомобили. Хотя возле обочины могут быть люки, грязь и прочие неприятности.
К недостаткам движения справа в паре относится вероятность попадания в «коробочку». Предположим, впереди и слева едут неподготовленные велосипедисты. На спуске они не дадут разогнаться, а в подъём будут тормозить. Голова уехала, а ты оказался в отвале да ещё и при сильном встречном ветре.
Из сказанного выше также следует простой вывод о том, что нужно стараться ехать за велосипедистами, которые вызывает доверие. Обычно это велосипедисты в велоформе. Начинающие и любители не будут тратить средства на покупку дорогой велоодежды.
Стоит ли всегда ехать в группе и делать то, что делает большинство? Не стоит. Вести себя следует так, чтобы создавать минимально неудобств окружающим людям. Остановились на тротуаре? Отойдите в сторону, чтобы не мешать пешеходам. Нужно преодолеть лестницу? Возьмите велосипед под нижнюю трубу и пойдите по лестнице, если чувствуете в себе силы сделать это. Если 50 велосипедистов захотят воспользоваться только пандусами-швеллерами (по которым коляски и сумки катят), то это моментально приведёт к затору возле перехода минуты на три.
Если группа едет по проезжей части, а на тротуаре свободная велодорожка, то почему по ней не поехать? Бывают узкие тротуары. Тогда лучше выбрать проезжую часть тем, кто уверенно по ним движется.
Опытному велосипедисту, который в добавок ещё и знает местность, имеет смысл ехать там, где на его взгляд проще и безопаснее. Со стороны может показаться, что он отрывается от коллектива и хочет «выпендриться». Иногда так и происходит. Но, если очевидно, что так проще и безопаснее, двигайтесь так.
Один из важных моментов - езда в голове группы
Во-первых, это экономия сил. Езда на просвете и в отвале отнимает много сил. Даже на спокойных катушках голова по разным причинам часто отъезжает вперёд. Затем она ждёт отставших. По этой причине велосипедисты в голове отдыхают, о отстающие вынуждены после приезда сразу ехать дальше без отдыха.
Предположим, на катушке 50 человек едет парами. С учетом просветов хвост будет ехать позади головы метрах в 120-150. Один поворот и они уже потерялись, как у нас произошло недавно. Не успели сделать первый километр от старта, как половина группы где-то потерялась, рация не работала, апо телефону попробуй объяснить, где и кто находится.
Во-вторых, это безопасность и спокойствие. Голова может легко проскочить на ещё зелёный сигнал светофора, а за ней велосипедистам нужно думать, или рисковать, или ждать, а потом догонять. К тому же, в голове обычно собираются более подготовленные велосипедисты и шанс, что они что-то учудят перед тобой меньше. Например, на спусках будут не тормозит, а раскатывать, и в подъёмы не останавливаться. А это случается постоянно.
В-третьих, если случится прокол в голове группы, то можно выполнить большую часть работы пока подтягивается хвост.
Можно ещё много о чём поговорить, но нагляднее практики ничего нет.