Железнодорожный вокзал — это первое здание, с которым сталкиваются путешественники, приезжающие в город на поезде. В истории России всегда приглашали выдающихся архитекторов, инженеров, скульпторов и декораторов для проектирования вокзалов.
В результате, по всей стране можно встретить многочисленные изумительные вокзальные здания, которые признаны объектами архитектурного наследия и служат важными городскими ориентирами. В этой статье мы рассмотрим десять наиболее прекрасных вокзалов России.
Наш выбор, конечно, субъективен, поскольку красота вокзальных зданий нашей страны не ограничивается только этими десятью. Тем не менее, необходимо начинать с чего-то, поэтому мы отправляемся в захватывающее путешествие по железнодорожным станциям России.
Волгоград
Открываем нашу сегодняшнюю виртуальную экскурсию по железнодорожным станциям России с Волгограда, где стоит один из величайших вокзалов эпохи советского союза. Этот вокзал, являющийся выдающимся примером сталинской архитектуры в Волгограде, был возведен в 1954 году на месте предыдущего, уничтоженного во время Великой Отечественной войны. Первый поезд остановился на этой станции в марте 1943 года, всего через полтора месяца после окончания Сталинградской битвы.
С восстановлением города возникла потребность в постройке нового вокзала, который бы соответствовал статусу города-героя. В его конструкции не скупились на использование мрамора и гранита, а также обильно украсили здание скульптурами, барельефами, колоннами и вытянутой часовой башней. К тому времени, как был построен вокзал в Волгограде, в Москве уже возвышались пять из семи известных высоток, и многие города Союза начали украшать свои центральные проспекты и площади подобными «зданиями со шпилями». Волгоград получил одно из самых заметных зданий, которое своим обликом напоминает московские высотки.
Шуя
Второй объект нашей экскурсии — железнодорожный вокзал в городе Шуя, Ивановская область, который представляет собой выдающийся пример тщательной реставрации в России, вернувший исторический вид зданию, ставшему жертвой времени. Вокзал, возведенный в конце XIX века, прождал своего возрождения более ста двадцати лет и, наконец, обрел новое сияние, восстановив свои оригинальные серо-красные цвета.
Это уникальный случай, особенно учитывая, что часто внимание уделяется крупным вокзальным комплексам и известным архитектурным памятникам, а маленькие провинциальные станции остаются без внимания. Вокзал в Шуе стал замечательным примером, который, возможно, способствует началу системных изменений в подходах к реставрации исторических вокзалов по всей стране, а не останется лишь единичным случаем восстановления.
Новый Петергоф
В рамках нашей темы нельзя не упомянуть станцию Новый Петергоф, готическое здание которой является весьма необычным для российских реалий. Его архитектура, напоминающая средневековый замок или европейский католический собор, относится к лучшим примерам неоготики в России.
Вокзал Новый Петергоф был возведен в 1857 году по проекту известного петербургского архитектора Николая Бенуа, который, предположительно, вдохновлялся итальянским средневековым собором в Орвието. Здание украшено множеством горельефов, лепниной и декоративными элементами в виде башенок, которые делают его облик сложным, но захватывающим для восприятия.
Владивосток
Несмотря на богатое архитектурное наследие России, вокзалы, выполненные в традиционном русском стиле, представляют собой редкость. Среди немногих выделяются Рижский и Ярославский вокзалы в Москве, а также старый вокзал в Екатеринбурге. Однако особое место занимает вокзал во Владивостоке, который напоминает старинный русский царский терем.
По замыслу, вокзал во Владивостоке, являющийся конечной станцией Транссибирской железной дороги, был построен в стиле, аналогичном начальной станции – Ярославскому вокзалу в Москве. Тем не менее, московский вокзал, спроектированный Федором Шехтелем, включает элементы модерна, в то время как вокзал во Владивостоке, созданный архитекторами Платоном Базилевским и Владимиром Плансоном, является примером чистого русского стиля. Изразцы, завитки на крыше, гирьки и кокошники, мозаики и панно делают каждый элемент вокзала во Владивостоке уникальным, а вместе они создают образ одного из самых красивых вокзалов в России.
Оренбург
Монументальный вокзал Оренбурга поражает своими габаритами, словно он был открыт не в скромном городе с населением 50 тысяч человек, находящемся на торговом пути в Среднюю Азию, а в крупном императорском пригороде Петербурга.
Однако объяснение внушительных размеров вокзала довольно очевидно: здание неоднократно расширялось, получая с двух сторон двух- и трехэтажные пристройки, включая дополнительные помещения, такие как залы ожидания, офисы для начальства станции, жилые квартиры для сотрудников и подъезд для конных экипажей. Элегантный декор, многочисленные архитектурные детали, полуколонны, карнизы и богатая лепнина придают вокзалу вид великолепного образца транспортной архитектуры, делая его настоящим украшением города и всей Южно-Уральской железнодорожной магистрали.
Приезжали на какой-нибудь из этих вокзалов?
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также: