Найти тему
Александр Дедушка

Заповедь о ненависти. Кого Бог заповедал ненавидеть? (по св. Серафиму Саровскому)

Ненависть
Ненависть

Мы все знаем Божьи заповеди о любви: возлюби Бога и возлюби ближнего.

Однако заповедь о ненависти как-то меньше вспоминаем. Иногда вообще не ведаем о ней. А порою нам кажется, что Бог, который есть Любовь, вообще не мог ничего подобного заповедать.

Однако же это не так.

Об этом говорят все святые, и в частности св. Серафим Саровский.

Но сначала все они в один голос говорят о том, что мы не выполняем заповеди о любви. О любви к ближнему, прежде всего. И начинаем их ненавидеть и мстить им за малейшую причиненную нам обиду.

И батюшка Серафим тоже начинает с этого:

«За обиду, какая бы не нанесена была, не только не должно отмщать, но напротив того должно еще прощать обидчика от сердца, хотя бы оно и противилось сему, и склонять его убеждением слова Божия: Аще не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец вас небесный отпустит вам согрешений ваших (М. 6.15), и паки: Молитеся за творящих вам напасть (Мф. 5.44).

Преподобный Серафим еще добавляет о пророке Давиде:

«Поревнуем возлюбленным Божиим: поревнуем кротости Давида, о которой преблагий и любоблагий Господь сказал: Наше Я мужа по сердцу моему, который исполнит все хотения Мои. Так Он говорит о Давиде незлопамятном и добрым ко врагам своим. И мы не будем делать ничего в отмщение брату нашему, дабы, как говорит преп. Антиох, не было остановки во время молитвы».

Кстати, обратили внимание в словах преподобного Серафима на то, что будет происходить с сердцем?

Оно неизбежно будет противиться. Потому что у каждого из нас оно прогнило, и ненависть к ближним – та самая первая и естественная гниль, которая из него сочится.

Не случайно, поэтому мы просим вместе с пророком Давидом, который как никто, хорошо чувствовал это:

«Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня». Пс. 50. 12.

Да, дух нужно только обновить, а вот прогнившее сердце - только пересотворить заново.

Ну, а теперь к главному.

Итак, ненависть, как это ни покажется кому-то странным, тоже нам заповедана. И заповедана Богом.

Вот что по этому поводу говорит нам батюшка Серафим:

«Бог заповедал нам вражду только против змия, т.е. против того, кто изначала обольстил человека и изгнал из рая, - протии человекоубийцы-дьявола. Поведено нам враждовать и против Мадианитян, т.е. против нечистых духов блуда и студодеяния, которые сеют в сердце нечистые и скверные помыслы».

Что получается?

Фактически как заповедь о любви распадается за две части – о любви к Богу и о любви к ближним, так и заповедь о ненависти тоже состоит из двух частей:

- ненависть к дьяволу;
- ненависть к нечистым духам.

Нечистые духи – это как раз те самые «ближние», которых нам и заповедано ненавидеть.

Они, конечно, разные. Под каждую страсть (а их, если кто подзабыл – восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, уныние, печаль, тщеславие, гордость) есть свой бес. И каждый атакует человека со своего направления.

Но – обратили внимание?! – кого из этих нечистых духов батюшка Серафим называет в первую очередь? Духов блуда и студодеяния (сладострастия и прелюбодейства)!

И это не случайно.

Именно эти духи – самые первые поставщики нечистых помыслов в наши сердца, и без того прогнившие разного рода тленом и грязью.

Поэтому нам в первую очередь и нужно именно против них вооружаться своей ненавистью.

Делаем ли мы это? Увы! Увы! Увы! Увы!..

Мы чаще всего полностью идем на поводу у современной массовой культуры, которая не случайно подняла на щит и предводительствуется именно этими нечистыми духами.

Дьявол знает, как легче всего развратить нас и возмутить грязь в сердце, поэтому наполнил все наше окружение своими духами блуда, которые смотрят на нас, буквально с почти каждого рекламного плаката и лозунга…

Да, что там рекламные плакаты!

Практический каждый человек в толпе стал таким ходящим «рекламным плакатом» блуда, не подозревая о том, что он является прямым носителем дьявольской миссии.

Но ненавидеть нужно не них, а самих себя, и с самого себя прежде всего срывать эти бесовские рекламные плакаты, как снаружи, так – что есть самое важное! – внутри себя.

Ведь мы порою не только носители бесовского блудного тлена, но еще и является добровольными бесплатными рекламщиками этой гнили.

Вот почему ненавидеть еще нужно и самого себя, когда мы идем на поводу у бесов, которых Бог заповедал ненавидеть.

И не думайте, что это какой-то фанатический выверт, это – в полном соответствие со словами Иисуса Христа:

«Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником». Ин. 14. 26.

Ну что – убедились? Возненавидеть нужно себя – в лице своей жизни.

Мало этого – когда бесы скрываются даже за нашими самыми ближними ближними, которых перечислил Иисус Христос, – и их надо ненавидеть.

Только памятуя, что это не они – а бесы, за ними стоящие.

Так что не будем забывать о заповедях ненависти.

В настоящее время они не менее нужны, чем заповеди о любви.