Мы все знаем Божьи заповеди о любви: возлюби Бога и возлюби ближнего.
Однако заповедь о ненависти как-то меньше вспоминаем. Иногда вообще не ведаем о ней. А порою нам кажется, что Бог, который есть Любовь, вообще не мог ничего подобного заповедать.
Однако же это не так.
Об этом говорят все святые, и в частности св. Серафим Саровский.
Но сначала все они в один голос говорят о том, что мы не выполняем заповеди о любви. О любви к ближнему, прежде всего. И начинаем их ненавидеть и мстить им за малейшую причиненную нам обиду.
И батюшка Серафим тоже начинает с этого:
«За обиду, какая бы не нанесена была, не только не должно отмщать, но напротив того должно еще прощать обидчика от сердца, хотя бы оно и противилось сему, и склонять его убеждением слова Божия: Аще не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец вас небесный отпустит вам согрешений ваших (М. 6.15), и паки: Молитеся за творящих вам напасть (Мф. 5.44).
Преподобный Серафим еще добавляет о пророке Давиде:
«Поревнуем возлюбленным Божиим: поревнуем кротости Давида, о которой преблагий и любоблагий Господь сказал: Наше Я мужа по сердцу моему, который исполнит все хотения Мои. Так Он говорит о Давиде незлопамятном и добрым ко врагам своим. И мы не будем делать ничего в отмщение брату нашему, дабы, как говорит преп. Антиох, не было остановки во время молитвы».
Кстати, обратили внимание в словах преподобного Серафима на то, что будет происходить с сердцем?
Оно неизбежно будет противиться. Потому что у каждого из нас оно прогнило, и ненависть к ближним – та самая первая и естественная гниль, которая из него сочится.
Не случайно, поэтому мы просим вместе с пророком Давидом, который как никто, хорошо чувствовал это:
«Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня». Пс. 50. 12.
Да, дух нужно только обновить, а вот прогнившее сердце - только пересотворить заново.
Ну, а теперь к главному.
Итак, ненависть, как это ни покажется кому-то странным, тоже нам заповедана. И заповедана Богом.
Вот что по этому поводу говорит нам батюшка Серафим:
«Бог заповедал нам вражду только против змия, т.е. против того, кто изначала обольстил человека и изгнал из рая, - протии человекоубийцы-дьявола. Поведено нам враждовать и против Мадианитян, т.е. против нечистых духов блуда и студодеяния, которые сеют в сердце нечистые и скверные помыслы».
Что получается?
Фактически как заповедь о любви распадается за две части – о любви к Богу и о любви к ближним, так и заповедь о ненависти тоже состоит из двух частей:
- ненависть к дьяволу;
- ненависть к нечистым духам.
Нечистые духи – это как раз те самые «ближние», которых нам и заповедано ненавидеть.
Они, конечно, разные. Под каждую страсть (а их, если кто подзабыл – восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, уныние, печаль, тщеславие, гордость) есть свой бес. И каждый атакует человека со своего направления.
Но – обратили внимание?! – кого из этих нечистых духов батюшка Серафим называет в первую очередь? Духов блуда и студодеяния (сладострастия и прелюбодейства)!
И это не случайно.
Именно эти духи – самые первые поставщики нечистых помыслов в наши сердца, и без того прогнившие разного рода тленом и грязью.
Поэтому нам в первую очередь и нужно именно против них вооружаться своей ненавистью.
Делаем ли мы это? Увы! Увы! Увы! Увы!..
Мы чаще всего полностью идем на поводу у современной массовой культуры, которая не случайно подняла на щит и предводительствуется именно этими нечистыми духами.
Дьявол знает, как легче всего развратить нас и возмутить грязь в сердце, поэтому наполнил все наше окружение своими духами блуда, которые смотрят на нас, буквально с почти каждого рекламного плаката и лозунга…
Да, что там рекламные плакаты!
Практический каждый человек в толпе стал таким ходящим «рекламным плакатом» блуда, не подозревая о том, что он является прямым носителем дьявольской миссии.
Но ненавидеть нужно не них, а самих себя, и с самого себя прежде всего срывать эти бесовские рекламные плакаты, как снаружи, так – что есть самое важное! – внутри себя.
Ведь мы порою не только носители бесовского блудного тлена, но еще и является добровольными бесплатными рекламщиками этой гнили.
Вот почему ненавидеть еще нужно и самого себя, когда мы идем на поводу у бесов, которых Бог заповедал ненавидеть.
И не думайте, что это какой-то фанатический выверт, это – в полном соответствие со словами Иисуса Христа:
«Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником». Ин. 14. 26.
Ну что – убедились? Возненавидеть нужно себя – в лице своей жизни.
Мало этого – когда бесы скрываются даже за нашими самыми ближними ближними, которых перечислил Иисус Христос, – и их надо ненавидеть.
Только памятуя, что это не они – а бесы, за ними стоящие.
Так что не будем забывать о заповедях ненависти.
В настоящее время они не менее нужны, чем заповеди о любви.