Найти тему

Игры для молчунов

Авторы: И. В. Клюкина — учитель-логопед МБДОУ д/с № 1 «Любознайка», г. Курган, Ю. С. Кузнецова — учитель-логопед МБДОУ д/с № 1 «Любознайка», г. Курган

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Для того чтобы иметь четкое представление о том, что целесообразнее всего использовать в работе с неговорящими детьми и с чего, собственно, начинать, необходимо знать о механизмах данных речевых нарушений — в данном случае мы имеем в виду алалию. При разработке игр мы опирались на теоретические подходы Т. Г. Визель, на которые следует обращать внимание педагогов-практиков при выборе форм при построении коррекционно-развивающей работы.

Принципы, приемы и методы обучения детей с алалией вытекают из представлений о патогенезе этого нарушения речи. Если считать, что патогенетическим механизмом алалии является невозможность или затрудненность связей между зонами мозга (В. А. Ковшиков, Т. Г. Визель и др.), принимающими участие в становлении речи, то основные усилия должны быть направлены на то, чтобы активизировать работу проводящих нервных волокон и образование необходимых ассоциативных связей. Обучение не должно сводиться к тому, чтобы научить детей произносить звуки речи: главными должны быть формирование словаря, развитие грамматических навыков, обучение связной речи, способам ее интонационного оформления и т. д.

Суть логопедической работы должна состоять не в том, чтобы обучать ребенка-алалика правилам грамматики, чтения, письма, а в том, чтобы вместо нарушенных каналов речевой деятельности включить те, которые сохранились, заставить их усиленно работать, выполнять двойную, а нередко и тройную нагрузку. Как показал опыт работы с детьми-алаликами, высокоэффективными оказываются обходные методы, направленные на перестройку способа осуществления функции.

При сенсорной алалии такая перестройка состоит в том, чтобы развить у ребенка способность извлекать из неречевых шумов те акустические признаки, которые являются полезными для речи. Основным приемом здесь являются звукоподражания. Очень важно, чтобы подражание, приближенное к конкретному шуму («натуральное»), становилось постепенно все более условным. Так, если вначале ребенок мяучит, совсем как кошка, или хрюкает как поросенок, то с течением времени он делает это менее выразительно, приближаясь к звукоподражательным словам: «мяу-мяу», «хрю-хрю» и пр. Слова эти он должен слышать от обучающего. Следовательно, полезные для речи признаки из звукоподражаний извлекает вначале не ребенок, а сам обучающий. Ребенок же должен «принять» их условность, что возможно в связи с первичной сохранностью у него интеллекта, а затем связать звукоподражательное слово с предметом (игрушкой, вещью или животным) — источником звукоподражательного слова.

При моторной алалии обходные методы состоят главным образом в обращении к букве как аналогу слова звучащего, то есть к чтению. Как показывает клинический опыт, раннее ознакомление ребенка с графическим планом того, что должно быть услышано, является весьма эффективным. Ребенку предъявляются не отдельные буквы, а целые слова, которые «подкладывают» под соответствующие картинки. Ребенок воспринимает их симультанно, как особого рода рисунок. Обязательным условием является постоянное озвучивание сложенного из букв слова. Благодаря этому образуется ассоциативная связь слова и предмета или действия, изображенного на картинке, а затем и непосредственно его связь со звучащим словом.

Методическая работа строится таким образом, чтобы ребенок видел одновременно картинку, слово, написанное крупными, бросающимися в глаза печатными буквами, и слышал, как его произносит обучающий. Слова должны соответствовать возрасту ребенка, так же как и изображения. Первые произнесенные ребенком, а также обучающими его людьми слова или их фрагменты достигают уха ребенка и стимулируют к функционированию слуховую модальность, которая страдает в общем при алалии.

Учитывая тот факт, что у детей с нарушениями речи вторично страдают высшие психические функции, эмоционально-волевая сфера, мотивация, необходимо включать в игры элементы развития этих сторон ребенка.

Основные правила: опираемся на сохранные возможности ребенка, учитываем, что первично, а что вторично, и используем максимум сенсорных впечатлений. Подобранные игры способствуют как становлению речи, так и развитию психических процессов, мелкой моторики, зрительно-пространственных представлений.

Условно все авторские игры мы объединили в две группы: игры на формирование звукоподражаний и игры на понимание (далее применения) грамматического компонента, навыков словоизменения.

Цель — формирование системы речи у неговорящих детей путем включения компенсаторных механизмов.

Задачи

• Развитие положительной мотивации к речевой деятельности.

• Развитие импрессивной и экспрессивной форм речи.

• Развитие высших психических функций, входящих в состав функциональной речевой системы.

• Развитие продуктивных видов деятельности, ознакомление с окружающим миром.

⭐ Игры на формирование звукоподражаний

• «Мы актеры»

Задачи: вызывание звукоподражаний, развитие просодики, кинестетических ощущений.

Ход игры

Взрослый предлагает ребенку авторское деревянное пособие с прорезанными дорожками для пальца. Справа — изображение объекта, которому ребенок будет подражать, слева в кармашек вставлена буква У. Ребенок смотрит на картинку и по образцу обучающего изображает вой ветра, при этом усиливает голос, одновременно проводя по дорожке вверх пальцем: «у-У-УУУ». Аналогично варианты: картинки «катаемся с горы» — «У-у-у-у»; ослабляя голос — «Ух!» — скатились; «зубная боль» — [О-о-о-о]; «удивление» — «О?», «мама качает ребенка» — «Аа-аа-аа».

• «Киндер-сюрприз»

Задачи: вызывание звукоподражаний, развитие мелкой моторики, просодики, положительных эмоций.

Ход игры

Ребенок открывает контейнер, достает игрушку и произносит, подражая взрослому: «Ах!», «Ух!», «Ух-тЫ!», «Ого!», «О-о-о!», «Оп!» Если не открывается — «Эх!» (с сожалением).

• «Кто как подает голос?» (с использованием макета «Сельский дворик»)

Задача — вызывание звукоподражаний.

Ход игры

Педагог произносит звукоподражание, четко выделяя все звуки, чтобы ребенок сопоставлял его с условным мяуканьем кошки, хрюканьем поросенка и т. д. и четко повторял его.

Игровые слова

Козочка идет, песенку поет: «Мее, мее — дайте травку мне».

Коровка идет, песенку поет: «Му-у-у, молока кому?»

Лошадка идет, песенку поет: «Иго-го-го, возить грузы нелегко».

• «Веселые маски»

Задачи: вызывание звукоподражаний, положительных эмоций, развитие общей моторики.

Ход игры

Педагог просит ребенка послушать звукоподражание, узнать животное и выбрать из нескольких масок животных подходящую. Далее предлагает надеть маску, изобразить, как животное подает голос, и «погулять по полянке», копируя движения, повадки животного.

Игровые слова

Молока налили мало!
Замяукал котик: «Мяу!»
«Гав, гав, гав!» — собака лает
И чужих в дом не пускает.
Ржет лошадка: «И-го!» —
Ехать очень далеко!

• «Съедобный боулинг»

Задачи: вызывание звукоподражаний, положительных эмоций, точности и координации движений, зрительного гнозиса.

Ход игры

Обучающий предлагает ребенку зрительно найти среди «фруктовых деревьев» (это кегли с наклеенными картинками фруктов) грушу, яблоко, сливу и т. п. и сбить фрукт, прокатив по полу мяч (по принципу игры в боулинг), произнося при выкатывании мяча: «Оп!». Если ребенок сбил нужную кеглю — «Бум! Бух!», а если не сбил — «Эх!».

• «Будильник», «Жуки»

Задачи: вызывание звукоподражаний, кинестетических ощущений.

Ход игры

Взрослый пальцем «заводит будильник», совершая круговые движения на руке ребенка, приговаривая: «Тик-так». Затем трясет руку ребенка — «будильник звонит»: «З-з-з». Потом предлагает «завести будильник» маме, самому себе. Также можно «заводить будильник» на животе, спине, голове.

Аналогично проводится игра «Жуки». Ребенок произносит: «Ж-ж-ж» — и «машет крылышками», перекрещивая кисти рук.

• «Сыщик» (с целыми словами)

Задачи: формирование ассоциативных связей слова и предмета, изображенного на картинке.

Атрибуты: набор карточек, на каждой из которых картинка и слово. Картинки одинаковые, надписи отличаются цветом, размером букв. В качестве игрового материала можно дать лупу, чтобы ребенок внимательно рассматривал картинки — как настоящий сыщик.

Ход игры

Ребенку предлагают стать сыщиком и отыскать среди предложенных карточек такую, как ему прислали в конверте. Далее можно предложить данное слово «зашифровать движением» либо изобразить по своему желанию. Например: «муха» — ребенок изображает полет мухи и жужжит, «дым» — изображает большие и маленькие клубы дыма (соединяет руки, образуя большой круг либо маленькие «колечки» из пальцев).

Для начала ребенку предлагают найти картинку со словом, ориентируясь на цвет. Более сложный вариант — отыскать карточку, ориентируясь на размер букв, их расположение и цвет.

⭐ Игры на развитие понимания (применения) грамматического компонента, навыков словоизменения

• «Снегирь» (пособие «Зима»)

Задачи: закрепление у ребенка понимания пространственного значения предлогов.

1-й вариант игры

На полотне, фоном которого является зимний пейзаж, приклеены прозрачные кармашки, куда вставляется картинка со снегирем. Ребенку предлагают показать, где снегирь: НА крыше, ПОД крышей...; НА елке, ПОД елкой, МЕЖДУ елок и т. п.

2-й вариант игры

Ребенок должен сам разместить картинки, ориентируясь на предлоги (ПОД скамейку, НА скамейку, ВОЗЛЕ скамейки, НА крышу, ПОД крышу и т. д.). Ребенок вместе с педагогом сопряженно проговаривает предлоги, выделяя их интонационно.

• Игры на материале лексической темы «Домашние животные» (с использованием макета «Сельский дворик»)

Атрибуты: фигурки животных (собака, щенок, корова, теленок, кошка, котенок, лошадь, жеребенок, свинья, поросенок, коза, козленок, мисочки с едой: косточка, молоко, желуди, сено, овес); угощения для животных и детеныши стоят отдельно от макета.

Введение в игровую ситуацию

— Представьте, что вы очутились в сельской местности, помимо того что там всегда свежий воздух, там можно увидеть много разнообразных животных.

• «Найди и покажи животное»

Задачи: развитие пассивного словаря, пространственных представлений.

Ход игры

Педагог предлагает разгадать загадку: «Мычит: „Му-у!“ Кто это — не пойму?».

Ребенку предлагают отыскать это животное, затем показать, кто стоит рядом с коровой (например, лошадь), кто гуляет рядом с лошадью (например, коза).

Можно предложить ребенку самостоятельно разместить фигурки животных в зависимости от инструкции педагога, например: «Поставь справа от коровы лошадь. Возьми и размести слева козу».

• «Кто где сидит?», «Что изменилось?»

Задачи: развитие понимания предложно-падежных конструкций, памяти, зрительного внимания.

Ход игры

Ребенку дают инструкцию: «В теплую погоду животные любят находиться на свежем воздухе: поставь корову на лужок, посади кошку на крылечко, а собаку в будку...» Далее педагог предлагает запомнить места расположения животных, меняет их и предлагает ребенку найти ошибки и исправить их.

• «Угощения для животных», «Что напутал фермер?»

Задачи: развитие пассивного словаря, зрительного внимания, внимания к речи педагога.

Ход игры

Перед ребенком в «мисочках» (это пробочки) лежат разные «лакомства для животных». Далее вводим ребенка в игровую ситуацию:

«У собаки день рожденья.
Ждет животных угощенье.
Во дворе полно еды.
Что кому — подумай ты!

Выбери угощение для собаки. Как ты думаешь, что любит грызть собака? (Кость.)

Чем угостим кошку? (Рыбой.)

О чем мечтает коза? (О капусте.)

Чем полакомится лошадь? (Овсом.)

Что приготовим для коровы? (Сено.)

Кому дадим желуди? (Свинье.)»

Также ребенку можно предложить исправить ошибки фермера, который неправильно подобрал угощения для животных: «Поменяй местами, что не так. Ай-яй-яй, глупый фермер, все перепутал! Помоги ему разобраться».

• «Помоги найти маму малышу»

Задачи: развитие пассивного словаря, навыков сотрудничества, формирование положительной мотивации к учебной деятельности.

Ход игры

На макете — фигурки животных и их детенышей. Педагог говорит: «У всех животных есть свои малыши, которые любят убегать от своих мам. Поможем малышам найти своих мам». Тут же можно побеседовать, а можно ли убегать от своих мам.

Педагог предлагает ребенку помочь отыскать малышам их мам. Как вариант игры: взрослый изображает голосом взрослое животное, например: «Му!» (громко), а ребенок откликается, изображая малыша: «Му», а затем ставит фигуры животных рядом.

• «Кто внимательный?»

Задачи: закрепление понимания и различения категорий единственного и множественного числа существительных и глаголов, развитие зрительного внимания.

Ход игры

На полотне, фоном которого является весенний пейзаж, в прозрачные кармашки или с помощью «липучек» прикрепляют картинки. Ребенку предлагают показать, где летИТ птица, летЯТ птицы; сидИТ птица, сидЯТ птицы; плывЕТ кораблик, плывУТ кораблики.

Педагог утрированно выделяет аффиксы, направляя внимание ребенка на звучание окончаний слов. Далее ребенок самостоятельно проговаривает слова с опорой на картинки (в случае появления экспрессивной речи).

• «Чудо-дерево»

Задачи: формирование понимания и различения категорий единственного и множественного числа существительных на материале лексической темы «Одежда», развитие мелкой моторики.

Ход игры

На искусственном дереве на прищепках — картинки с изображениями предметов одежды (куртка — куртки, платье — платья, носок — носки, майка — майки и т. п.). Взрослый предлагает снять либо повесить на дерево различную одежду, ориентируя ребенка на окончание слов, например: «Сними с дерева платьЕ, а теперь платьЯ».

• «Гномик — великан»

Задачи: формирование понимания и различения категорий единственного и множественного числа существительных на материале лексической темы «Фрукты», развитие мышления, зрительного восприятия.

1-й вариант игры

Перед ребенком два контейнера — с изображением гномика и великана (вместо рта — прорези, куда будут отправляться картинки). На блюде выложены перевернутые картинки.

Педагог просит ребенка взять картинку и зрительно определить, кому нужна данная картинка. Предварительно объясняет, что картинка с бананами означает множество, их много, поэтому говорим: «бананЫ» (выделяя окончание слова). На другой картинке, наоборот, мало — всего один фрукт, поэтому говорим: «банан». Гномик маленький и хочет один предмет — он ест мало, а великан большой и хочет много предметов.

2-й вариант игры

Ребенок отраженно за педагогом проговаривает слово, выделяет окончание и классифицирует картинки. Затем уже отраженная речь замещается самостоятельной (в зависимости от уровня речевого развития дошкольника).

Лексический материал: банан — бананы, слива — сливы, груша — груши, апельсин — апельсины, абрикос — абрикосы, персик — персики, яблоко — яблоки, ананас — ананасы.

• «Один много»

Задачи: развитие слухоречевого внимания, мелкой моторики.

Ход игры

Игра проводится без зрительной опоры, а лишь с опорой на фонематический слух. Соответственно целесообразно включать игры данного вида на более позднем этапе, когда у ребенка работают слуховые модальности и идет формирование фонематических процессов.

Педагог называет слова в единственном и множественном числе, выделяя окончания, а ребенок показывает либо один пальчик, либо пять пальцев — много (что закрепляет понятие ребенка о слове): гриб — «один пальчик», грибЫ — «пять пальцев» и т. д. (кукла — куклы, машина — машины, мяч — мячи, робот — роботы, заяц — зайцы, самолет — самолеты).

• «Слушай, не скучай, угощение подбирай»

Задачи: развитие слухового внимания, понимания существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход игры

Задача ребенка — выложить определенную последовательность фигур в зависимости от услышанной формы слова.

Во время игры происходит многократное слуховое восприятие определенных слов.

Инструкция

Если скажу: «Кот» — выкладываешь большую рыбу, а если ласково: «Котик» — выкладываешь маленькую рыбку.

• «Ходилки»

Задачи: развитие зрительно-пространственных представлений, умения ориентироваться в клетке, закрепление звукоподражаний.

Ход игры

Ребенку предлагается поставить фишку на понравившуюся картинку. Далее по заданию педагога ребенок совершает ходы и звукоподражаниями (либо словами, если это возможно) обозначает картинки, на которых останавливается. Картинки сгруппированы по лексическим темам.

Инструкция

Поставь фишку на козу. Сделай один шаг вправо, теперь один шаг вниз. К кому ты пришел? Молодец, ты пришел к петушку! Это петушок. Изобрази, как петушок громко кукарекает. Отлично! Отправляемся дальше.

Можно воспользоваться кубиком, который укажет количество ходов.