Я помню этот день, жуткий для всех, выросших в СССР. 1 января 1992 года. День, когда советские деньги исчезли. Ушли в небытие вместе со страной. Причем, банкноты пытались быстренько переобуться и перекраситься. Сделать вид, что ничего не случилось. Но как все беспринципные персонажи, приспосабливаясь, они тут же потеряли доверие к себе и превратились в мусор. Обесценивались и обессмысливались каждый день. И вскоре повсеместно были заменены бартером, то есть натуральным обменом.
Монеты же оказались более принципиальными. Они исчезли сразу. Ушли под воду вместе с «Титаником» советской цивилизации. Как стойкий оловянный солдатик, советские монеты остались верны своей стране, сгорели в топке смены эпох, не вписавшись в новую действительность. Замены им долгое время не было. Начало 1990-х – это «безмонетное» время в истории нашей страны. Поскольку в период гиперинфляции копейки оказались бессмысленными и ненужными.
Потеря монет – это ёмкий символ. Ведь советские копейки были весомым, грубым, зримым, осязаемым доказательством стабильности и надёжности СССР. Десятилетиями они не менялись, верой и правдой служили людям. Для нас, советских детей, они были верными друзьями. Несколько монеток в кармашках делали наш день! Открывали огромные возможности. Даже один пятачок грел ладошку и радовал детское сердце. А 20 копеек были настоящим сокровищем для школьника. Руки до сих пор помнят надёжную выпуклость цифр и колосьев на аверсе, то есть лицевой стороне монеты, солидный выступ герба СССР на реверсе, приятную ребристость гурта, то есть ободка монеты.
Помните эпизод из замечательной повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу»? Там главному герою неожиданно достается волшебный неразменный пятак. И начинается увлекательный эксперимент, в ходе которого выясняется, что на пять копеек можно осуществить кучу покупок. Ох, я тоже мечтал в детстве о такой чудо-монетке! И вовсе не из жадности, а из захватывающего чувства распахивающихся горизонтов. Ведь, как говорил Достоевский, деньги есть чеканенная свобода.
Давайте вместе вспомним и сообщим тем, кто не знает, что можно было купить в СССР в 1970-80-е годы за копейки.
1 копейка была разменной советской монетой самого младшего номинала. Были и монетки в пол-копейки в 1925-28 и 1961 годах, но мы говорим о брежневских временах. В эти годы за копейку можно было купить: коробок спичек, стакан газированной воды без сиропа в торговом автомате, простой карандаш, швейную иголку, газету «Пионерская правда», конверт без марки, почтовую марку соответствующего номинала, кусок мела, школьную тетрадь на 12 листов. Чай без сахара и кусок хлеба в столовой тоже стоили 1 копейку (там, где не давали хлеб бесплатно). Может, я что-то и упустил, но, согласитесь – уже неплохо.
Кстати, ведь если за самую меньшую разменную монету можно многое купить – это ведь показатель стабильности государства и здоровья его экономики. И наоборот, если за официально отчеканенные в государстве монеты купить ничего нельзя, - это признак больной экономики и наступающего кризиса. Понимаете, о чём я?
Но вернёмся в СССР. Итак, за 2 копейки в СССР можно было купить: чай с сахаром во многих столовых (где-то был за 3), пульку в тире, упаковку мятных таблеток в аптеках, провинциальную региональную газету. Столько же нужно было отдавать в качестве ежемесячных комсомольских членских взносов. Ну, и конечно, знаменитая «двушка» для общественного телефона-автомата. Это была не просто монета! Это был предмет первой необходимости. Иногда вопрос жизни и смерти. Да, номера скорой помощи и милиции набирались бесплатно. Ну, а если нужно было сообщить что-то срочное родителям или любимому человеку? Особенно, если учесть, что домашние телефоны были далеко не у всех. Из-за отсутствия «двушки» иной раз ломались судьбы и рушились браки! Помните строки популярной некогда песни? «И так захочешь теплоты, не полюбившейся когда-то, что переждать не сможешь ты трёх человек у автомата». Для нынешней молодежи это набор слов, но мы то, юноши и девушки 1980-х, понимаем, о чём речь. Именно поэтому в студенческие времена, живя далеко от дома, «двушку» я носил в карманах всегда.
Теперь про 3 копейки. Это поездка в трамвае, стакан газировки с сиропом, стакан кваса из уличной бочки, карандаш с ластиком, большинство центральных газет (кроме «Правды», которая стоила 4 коп. с начала 1980-х).
4 копейки. Такой монетки в СССР не было, но за эту сумму можно было купить: поездку в троллейбусе, пузырёк зелёнки, пуговицу, пирожок с картошкой, капустой, рисом и яйцом (с мясом стоил уже 9). Наконец, конверт с маркой, письмо в котором можно было послать в любой конец СССР. Это ещё один случай, когда копейки больше, чем деньги.
Если же у вас в году эдак в 1982-м в кармане пятачок, то вы богач! Потому что 5 копеек – это: поездка на метро и на автобусе; пирожок с ливером или с повидлом; пучок лука, петрушки или укропа у бабушек на рынке; бублик, рогалик или четвертинка чёрного хлеба в магазине; шарик для настольного тенниса; зубной порошок «Мятный».
Так что на копейки в 1970-80-е реально можно было жить. На рубль в день точно. Я прекрасно помню, что на студенческую стипендию в 40 рублей можно было ухитриться месяц скромно питаться и еще платить за общагу.
Советская монетная иерархия с небольшими изменениями просуществовала с момента денежной реформы 1961 года и до конца 1980-х. И ослабла вместе с политической иерархией. В 1991 году номинал монет был существенно сокращён: остались «десятильки» и «полтинники». Ну, и 1 января 1992 всё рухнуло окончательно.
В последующие годы предпринимались попытки вернуть копейки в оборот. Главная из них – деноминация, объявленная в 1997 году. С 1 января 1998 года, после 6 лет галопирующей инфляции, с денежных знаков убрали 3 нуля: тысяча рублей старого образца были приравнены к одному новому. В качестве денежной единицы власти с помпой вернули копейку. Однако даже с учетом деноминации на 1 копейку или 5 копеек всё равно ничего нельзя было купить. Начиная с 2009 года чеканка этих монет резко ограничена. С 2017-го полностью прекращена. С 2018 года не выпускаются уже и монеты в 10 и 50 копеек. Производство копеек стало у нас экономически невыгодным. Из-за постоянной инфляции они перестали применяться для расчетов, поэтому уже в ближайшем будущем встретить их в обращении будет невозможно. Как и монеты-рубли.
Мне это очень грустно. Потому что исчезновение монет в нашей стране – это не свидетельство экономического прогресса, а признак регресса и турбулентности экономики. Ведь денежная система – это главный показатель социально-экономического здоровья общества. Не случайно, в наиболее развитых и стабильных экономических системах монеты остаются. И, наоборот, в отсталых экономиках они исчезают (Экваториальная Гвинея, Сомали, Лаос, Мали и пр.).
Я хорошо помню СССР, и поэтому не являюсь его безоговорочным фанатом. Не считаю Советский Союз раем на земле. Он не был раем. Даже в самые благополучные «застойные» годы советские люди жили в условиях тотального дефицита, бесконечных очередей, нудных и лицемерных партийных/комсомольских собраний, двоемыслия и анекдотов о Брежневе на кухнях. Я это всё помню. Помню хтонь коммуналок, бараков и молодежных группировок городских окраин. Но. Для меня несомненно, что СССР 1960-1980-х годов был мировым лидером в сфере социальной защиты граждан, науки, культуры и образования. Что социально-экономическая система СССР была выстроена в интересах большинства. И могла развиваться и совершенствоваться. И она была разрушена не снизу, а сверху. Как у нас всегда и бывает.
И сейчас, вспоминая времена, когда рухнула советская денежная система, я мечтаю о том, чтобы наши дети и внуки жили в стране, в которой деньги не исчезают скоропостижно. В стране, в которой можно планировать завтра. А монетки в кармане ребёнка делают его день благополучным и радостным.
Верю в единомышленников, надеюсь на отклик, люблю то, о чём пишу.